12 марта исполняется 100 лет со дня создания Краснознаменной, ордена Ушакова I степени Днепровской военной флотилии.
Днепровские ´линкоры´ Полупанова
Советскими войсками, освободившими Киев в начале февраля 1919 года, командовал профессиональный революционер с военным образованием - подпоручик Владимир Александрович Антонов-Овсеенко. Он прекрасно понимал, что во время войны оставлять без защиты такую важнейшую коммуникацию, как Днепр, нельзя. Поэтому 12 марта 1919 года приказом командующего войсками Украинского фронта Антонова-Овсеенко в Киеве была создана Днепровская военная флотилия (ДВФ), а Полупанов был назначен ее командующим.
Приказ командующего войсками Украинского фронта от 21 марта 1919 года определил боевой состав флотилии: шесть ´бронепароходов´ (БП) и пять бронекатеров (БК). Из мобилизованных судов для переоборудования в БП выбрали: ´Курьер´ (№ 8), ´Аполлон´ (№ 9), ´Самуил´ (№ 10), ´Адмирал´ (№ 11), ´Верный´ (№ 12), ´Арнольд´ (№ 13).
Все они были обычными речными колесными пароходами - пассажирскими, грузовыми или буксирными. В отличие от серийных военных кораблей, эти будущие БП были построены по различным проектам на разных заводах. Небольшие суденышки длиной 30-50 метров и водоизмещением в 200-300 тонн могли развивать скорость в 5-8 узлов (9,2-14,8 км/ч.) Экипаж каждого состоял из 50-60 человек.
Прибывшие с Балтийского и Черноморского флотов военморы вместе с пролетариями киевского завода ´Арсенал´ взялись за дело. ´Бронирование´ новой военной техники осуществлялось при помощи 10-мм стальных листов, которые теоретически ´держали´ винтовочную пулю не ближе чем с 200 метров, а также... из 50-мм досок и 10-см слоя песка, засыпанного между ними.
На судах защищались только рулевые рубки, борта корпуса в районе машинных отделений и пулеметные точки на палубе. Гребные колеса (самое уязвимое место на судне), кубрики, каюты, котлы и рулевые машины оставались без ´брони´, что в последующем приводило к большим потерям в экипажах и тяжелым повреждениям матчасти. Однако усилить защиту было невозможно: тяжелое судно рисковало сесть на мель в прибрежных участках речного фарватера.
Еще больше проблем возникло с установкой на бронепароходы артиллерийско-пулеметного вооружения. Выстрелы пушек - даже обычных полевых трехдюймовок калибра 76,2 мм - создавали большое напряжение в корпусах пароходов, которые для таких нагрузок были не предусмотрены. Требовалось устанавливать специальные подкрепления под палубой, но это приводило к перегрузке судна. Поэтому приходилось на некоторых судах устанавливать не два орудия, а только одно.
Тем не менее на шести первых БП было установлено по две трехдюймовки (на носу и на корме) и по шесть - восемь пулеметов в надстройках.
В течение лета 1919 года флотилия пополнилась еще семью БП. В строй вошли ´Мандельштам´ (две 107-мм пушки), ´Мукомол´ и ´III Интернационал´ (по две 122-мм гаубицы на каждом), ´Стенька Разин´ (две 76,2-мм пушки), ´Трахтомиров´, ´Бужин´ и ´Доротея´ (по одной 76,2-мм пушке на каждом).
Так на Днепре появились советские ´линкоры´.
Будни Днепровской военной флотилии
С весны 1919 года главными противниками моряков-днепровцев были отряды атаманов Зелёного, Григорьева и Струка.
В Чернобыльском уезде, в Мозыре, Наровле и Лоеве в это время началось восстание атамана Струка. В мае 1919 года суда флотилии во взаимодействии с частями Красной Армии под руководством начальника штаба ДВФ В. Дьяченко нанесли струковцам серьезное поражение у Чернобыля. В ходе этой операции краснофлотцами было захвачено и приведено в Киев семь пароходов из флотилии Струка.
В конце 1919 - начале 1920 года в экспедиции против Струка вновь принял участие отряд ДВФ в составе 200 военморов под началом комиссара флотилии Розенталя. Днепровцы разгромили восемь гарнизонов струковцев.
В конце августа 1919 года белогвардейские войска генерала Бредова захватили Киев. Днепровская флотилия перебазировалась в Гомель. Из речного порта суда совершали набеговые операции против сухопутных войск белогвардейцев и кораблей их Средне-Днепровской флотилии.
Суда ДВФ успешно действовали и против польских войск. Так, катера БК-2 и ´Шевченко´ получили задание разведать и уничтожить переправу польской армии на Припяти. Поднявшись до Турова, катера обнаружили переправу и разрушили ее огнем. При отходе отряда поляки предприняли попытку отрезать его у Давид-Городка на реке Горынь, но катера с боем прорвались к своим.
Почетные революционные знамена
Особую известность получила операция ДВФ, осуществленная у Лоева. Это так называемый Лоевский прорыв. В июне 1920 года флотилия получила задачу оказать поддержку 12-й армии. Северный отряд должен был обеспечить переправу ее частей через Днепр и поддержать их огнем.
Но войти в Днепр из Сожа можно было, только миновав мощный укрепрайон врага у Лоева. Противник здесь имел 14 орудий. Кроме того, фарватер был частично блокирован фрагментами взорванного моста.
При подготовке операции моряки задействовали авиацию, проводившую аэрофотосъемку, и группу разведчиков, скрытно сделавших необходимые замеры. Выяснилось, что суда могли пройти между опорами по узкому проходу.
В ночь на 2 июня 1920 года отряд из пяти канонерских лодок (´Малый´, ´Мстительный´, ´Геройский´, ´Меткий´, ´Грозовой´), двух тральщиков (´Трал´ и ´Запал´) и двух посыльных судов (´Киев´ и ´Пинск´) начал прорыв от деревни Карповка. Общее руководство операцией осуществлял командир 1-го дивизиона канонерских лодок М. Степанов.
Двигаясь вниз по течению, корабли благополучно прошли пристрелянные противником места (а частично и сам Лоев) и через три часа после начала прорыва необнаруженными подошли к мосту. При проходе моста шедшего головным ´Меткого´ течением навалило на одну из его опор.
Чтобы предупредить следующие за ним в кильватере корабли, экипаж поднял тревогу и начал высаживаться на берег, чтобы вручную (!) оттолкнуть свое судно от опоры. Услышав шум, противник открыл сильный орудийный и ружейно-пулеметный огонь. Не разобравшись в обстановке в условиях темноты, его батареи вели огонь по заранее пристрелянным рубежам на реке Сож, то есть по тем местам, которые корабли уже прошли.
Но вскоре противник понял свою ошибку и перенес огонь на отряд. Корабли оказались в очень трудном положении: проход под мостом был закрыт, а противник вел интенсивный огонь с близкого расстояния. Тогда все суда открыли ответный огонь, поражая прямой наводкой огневые точки врага.
Вскоре ´Меткий´ освободился и миновал мост. Вслед за ним все остальные корабли, прижимаясь вплотную к западному берегу реки, занятому противником, возобновили движение.
Следуя вниз по Днепру, отряд прошел мимо батареи противника ниже Лоева, поставил мины в устье Припяти, а затем приступил к переправе наших войск через Днепр у деревни Печки.
Но бой еще не был окончен. В районе переправы суда поддерживали артиллерийским огнем войска, форсировавшие реку. Кроме того, отряд отбивал атаки киевского отряда польской флотилии, состоявшего из двух канонерских лодок и нескольких катеров, отражал многочисленные налеты самолетов противника, пытавшихся сорвать переправу.
За бои под Лоевом и Трипольем большая группа военморов Днепровской военной флотилии была удостоена высшей награды Советской республики - ордена Красного Знамени. А ´Грозовой´, ´Грозящий´, ´Губительный´, ´Малый´, ´Могучий´ и ´Мстительный´ подняли на своих мачтах почетные революционные Красные Знамена.
Это был единственный случай в истории РККФ, когда такую награду получила целая группа боевых кораблей.
Второе рождение и вторая гибель флотилии
Сразу же после заключения перемирия между РСФСР и Польшей приказом Реввоенсовета Республики от 22 декабря 1920 года Днепровская военная флотилия была расформирована! Чем было вызвано такое решение, до сих пор неизвестно...
По-видимому, сообразив, что допущена ошибка, руководство РККА уже в январе 1921 года сформировало Отряд судов охраны реки Днепр, подчинявшийся командующему войсками Украинского военного округа. В это соединение вошли некоторые суда бывшей ДВФ - канонерские лодки ´Верный´ и ´Передовой´ и четыре старых бронекатера.
Когда советская промышленность получила возможность строить новые боевые корабли, было решено развернуть Отряд судов охраны реки Днепр во флотилию. И 27 июня 1931 года стало днем второго рождения Днепровской военной флотилии.
С началом Освободительного похода РККА 18 сентября 1939 года ДВФ совместно с частями Красной Армии начала продвигаться по Припяти к Пинску. 25 сентября корабли прибыли в город. Местное население радостно встретило советских моряков. Им были вручены ключи от Пинского военного порта.
Польская флотилия вооруженного сопротивления нашим частям не оказала, затопив свои боевые корабли. При обследовании Припяти были обнаружены восемь мониторов, 18 бронекатеров и более 30 пароходов, барж и вспомогательных судов. Личный состав флотилии поднял затопленные суда. Вскоре они были введены в состав ДВФ.
В результате Освободительного похода РККА 1939 года изменились западные границы СССР. Днепр стал ´тыловой´ рекой, и кораблям потребовались новые базы. Поэтому 17 июля 1940 года из управления кораблей и частей Днепровской военной флотилии была создана Пинская военная флотилия (ПВФ). Главной ее базой стал Пинск, а тыловой - Киев. Часть кораблей бывшей ДВФ перевели на юг, где в Измаиле формировалась Дунайская военная флотилия.
К началу Великой Отечественной войны ПВФ насчитывала 27 боевых кораблей. Кроме того, в ПВФ имелось 78 орудий береговой и зенитной артиллерии, отдельная штурмовая авиаэскадрилья, рота морской пехоты, подразделения тылового обеспечения и учебные подразделения.
Командовал флотилией балтийский матрос, участник революции и Гражданской войны контр-адмирал Дмитрий Рогачёв.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны ПВФ была разделена на три отряда - Березинский, Припятский (на Березине и Припяти в оперативном подчинении Западному фронту) и Днепровский (на Днепре в оперативном подчинении Юго-Западному фронту).
15 июля 1941 года Красная Армия нанесла контрудар в направлении Бобруйска. Мониторы Березинского отряда ´Винница´, ´Витебск´ и ´Житомир´ и бронекатера артиллерийским огнем поддерживали части 232-й стрелковой дивизии, наступавшей вдоль правого берега Березины на Бобруйск. Монитор ´Смоленск´ и бронекатера № 202, 204, 205 ночью 26 июля уничтожили переправу войск противника на Березине возле села Воротень. В бою ´Смоленск´ получил сильное повреждение. Командиру монитора старшему лейтенанту Н. Пецуху было досрочно присвоено внеочередное звание капитан 3 ранга (минуя звание капитан-лейтенанта) и вручен орден Красного Знамени.
Корабли Припятского отряда поддерживали 75-ю стрелковую дивизию, которая отходила к Мозырскому укрепленному району. 11-12 июля монитор ´Бобруйск´ прошел вверх по реке 30 км за линию фронта и обстрелял скопление войск противника в районе Давид-Городка, уничтожив значительное количество живой силы и автотранспорта. В дальнейшем отряд успешно прикрывал переправы войск через Припять и Днепр.
Выполнив боевые задачи и не имея возможности увести корабли из бассейна Припяти, Березины и Днепра, моряки взорвали их и создали несколько отрядов, которые отважно сражались вместе с частями сухопутных войск. Большинство моряков погибло в боях. Командующий флотилией контр-адмирал Д. Рогачёв 18 сентября был ранен и вывезен на самолете в тыл.
В октябре 1941 года Пинскую военную флотилию расформировали.
На белорусском направлении
Осенью 1943 года советские войска вышли к Днепру. Учитывая это, Верховное главнокомандование приняло решение воссоздать Днепровскую военную флотилию. Командующим флотилией был назначен капитан 1 ранга В. Григорьев.
В середине июня 1944 года корабли 1-й бригады речных кораблей ДВФ были сосредоточены на Березине с задачей содействия сухопутным войскам в ходе Бобруйской наступательной операции.
25 июня БК № 11, 12, 13, 14 и два катера-тральщика прошли вверх по реке за линию фронта и под огнем противника высадили две роты на окраине села Здудичи. При поддержке катеров десант занял вражеские траншеи и закрепился. В то же время тральщики проделали проходы в бонах, которыми немцы перекрыли русло Березины, чтобы препятствовать продвижению кораблей флотилии вверх по реке, и освободили путь по ней в тыл противника.
Затем бригаде была поставлена задача выдвинуться вверх по реке к населенному пункту Паричи и нарушить переправу противника. Бронекатера 2-го дивизиона прорвались к мосту и обстреляли его, нарушив тем самым переправу вражеских войск.
27 июня советские войска окружили гитлеровскую группировку в районе Бобруйска. Корабли флотилии вышли на подступы к городу и оказали артиллерийскую поддержку сухопутным войскам в уничтожении окруженного противника. Приказом Верховного главнокомандования 1-й бригаде речных кораблей было присвоено наименование Бобруйской, а 286 матросов, старшин и офицеров удостоились орденов и медалей.
Активно действовали днепровцы на Припяти. Корабли флотилии, прорвавшись вверх по реке, трижды высаживали десанты на флангах и в тылу немецких войск. Эти десанты, поддерживаемые артиллерией бронекатеров, отличились при ликвидации опорных пунктов врага.
Во всех боях активно действовал разведывательный отряд моряков под командованием младшего лейтенанта Н. Чалого, который использовался для разведки берега и обеспечения первых бросков десантов. Младшему лейтенанту Чалому, геройски погибшему в боях за село Дорошевичи, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В ночь на 5 июля катера прошли за линию фронта и успешно высадили стрелковый батальон на левый берег реки южнее деревни Борки. При поддержке катеров десант захватил плацдарм, на который затем переправились другие части дивизии. Высадкой десанта, артиллерийской поддержкой и обеспечением переправы корабли флотилии помогали стрелковым частям и при овладении Туровом.
К началу боев за Пинск обе бригады речных кораблей Днепровской военной флотилии, пополнившись новыми кораблями, сосредоточились на подходе к Пинску. Вечером 11 июля катера отряда высадки приняли в районе Лемешевичей первый эшелон десанта численностью 550 человек. Отряд скрытно прошел на 18-20 км в глубь обороны немцев. Около 3 часов 12 июля катера подошли к причалам речного порта в юго-восточной части Пинска и высадили десант.
В это же время бронекатера и плавучие батареи отряда открыли огонь, оказывая артиллерийскую поддержку десанту.
В ночь на 14 июля корабли прорвались в глубь вражеской обороны и высадили усиленный батальон непосредственно в опорный пункт в районе деревни Пинковичи. Высадка была произведена внезапно, и опорный пункт быстро захватили, отрезав противнику путь отхода к Пинску. В этот же день частями Красной Армии при поддержке кораблей флотилии город был полностью освобожден.
За освобождение Пинска и успешные действия в Бобруйской операции Днепровская военная флотилия, 2-й отдельный гвардейский дивизион бронекатеров, 1-я и 2-я бригады речных кораблей были награждены орденом Красного Знамени. Девять матросов, старшин и сержантов - участников десанта стали Героями Советского Союза.
Последние залпы войны
К августу 1944 года войска 1-го Белорусского фронта вышли к Висле и захватили плацдарм на реках Западный Буг и Нарев, где враг оказал упорное сопротивление. Командование приказало перевезти по железной дороге корабли флотилии на Западный Буг для содействия сухопутным войскам в боях за расширение бугско-наревского плацдарма, а затем для участия в боевых действиях в бассейнах Вислы и Одера.
В октябре 1944-го флотилия сосредоточилась на реке Западный Буг. Осенью корабли и части ДВФ отличились в боях за освобождение Польши.
К весне 1945 года Красная Армия вышла на подступы к Берлину. В полосе наступления войск 1-го Белорусского фронта проходили каналы Одер - Шпрее и Гогенцоллерн - Шведт. За несколько дней до начала Берлинской операции командование 1-го Белорусского фронта для форсирования с ходу последней водной преграды в германской столице выделило в распоряжение 5-й ударной армии отряд полуглиссеров Днепровской военной флотилии.
21 апреля войска 5-й ударной армии ворвались в Берлин с востока. К исходу следующего дня они вышли к Шпрее. В этом месте река особенно широка (300-350 м), мосты отсутствовали. Командование корпуса считало, что переправа на этом участке будет неожиданной для противника.
Моряки отряда полуглиссеров, невзирая на огонь противника, спустили суда в Шпрее. Под ожесточенным огнем проходила и переправа войск. Полуглиссеры буксировали понтоны с орудиями и танками, а потом обеспечивали наведение понтонного моста.
За отличные боевые действия в боях с немецко-фашистскими захватчиками весь личный состав группы полуглиссеров во главе со старшим лейтенантом Серёгиным и лейтенантом Калининым был представлен к государственным наградам. Старшине 2-й статьи Казакову и еще шести морякам (пятерым посмертно) было присвоено звание Героя Советского Союза.
3-я бригада речных кораблей флотилии, перевезенная на Одер по железной дороге, содействовала войскам 33-й армии, наступавшим в районе Фюрстенберга. 2-я бригада речных кораблей оказывала артиллерийскую поддержку частям 4-го гвардейского стрелкового корпуса.
За боевые действия в ходе Берлинской операции Днепровская военная флотилия была награждена орденом Ушакова I степени. Сотни матросов, старшин и офицеров получили ордена и медали, девять удостоились звания Героя Советского Союза...
Военнослужащие Днепровской военной флотилии - Герои Советского Союза
Старший матрос Николай Баранов
Старшина 1-й статьи Георгий Дудников
Старшина 2-й статьи Григорий Казаков
Старший лейтенант Михаил Калинин
Мичман Владимир Канареев
Матрос Владимир Кириллов
Старшина 2-й статьи Леонид Куколевский
Матрос Галлям Мурзаханов
Старшина 1-й статьи Александр Пашков
Старшина 1-й статьи Михаил Пономарёв
Матрос Геннадий Попов
Старший матрос Александр Самофалов
Матрос Николай Сикорский
Старшина 2-й статьи Михаил Сотников
Сержант Александр Столяров
Матрос Григорий Тупицын
Старший матрос Николай Филиппов
Матрос Александр Фирсов
Младший лейтенант Николай Чалый
Матрос Владимир Черинов.
После войны Днепровская военная флотилия некоторое время базировалась в немецком городе Фюрстенберге. В Пинске же был сформирован 1-й учебный отряд ВМФ СССР, который долгие годы готовил специалистов для всех флотов и флотилий Советского Союза.
В Пинске есть улица Днепровской военной флотилии, музей, живут моряки-ветераны. А памятник - боевой бронекатер - напоминает нам о славном боевом прошлом Краснознаменной, ордена Ушакова I степени Днепровской военной флотилии...
Андрей Данилов, фото из открытых источников
иcтoчник: vsr.mil.by