Более девяти десятков лет назад на территории Бобруйщины происходили кровопролитные события, получившие название в советской историографии ´мятеж генерала Довбор-Мусницкого´.
Основным местом дислокации польских частей была Бобруйская крепость, но в качестве своих опорных пунктов, командование корпуса использовало дворянские имения, коих на территории Минской губернии, в которую тогда входил Бобруйск, было очень много.
Сам генерал Юзеф Довбор-Мусницкий в одном из своих обращений к офицерам и солдатам корпуса подчеркивал, что они должны брать под защиту шляхетские фольварки, так как их хозяева являются надежными союзниками польских ´легионеров´, могут их обеспечить кровом, провиантом и оказать иную поддержку. Одним из таких форпостов, было имение Дуриничи (ныне Изюмово), принадлежавшее дворянскому роду Забелло.
В феврале 1918 года польские части захватившие Бобруйск и его окрестности, отчаянно пытались противостоять превосходивших их по численности отрядам красногвардейцев и партизан. По сути дела, поляки были ´в кольце´.
Революционные власти поставили своим войскам единственную задачу: уничтожить польских легионеров. У большевиков был даже план бомбардировки города с воздуха. Они знали, что в крепости находятся огромные запасы боеприпасов, и бомбежки складов могут привести к пожарам, как в крепости, так и в городе. Бомбы, все-таки, упали на крепость. Бомбардировщик ´Илья-Муромец´ сбросил несколько бомб на форт ´Фридрих Вильгельм´.
Однако, руководители Бобруйского Ревкома, которые, после захвата города поляками, находились в Осиповичах, отказались от этой затеи. Они, несмотря на ´революционный запал´, не могли не осознавать, что в результате бомбежек с воздуха и начавшегося пожара могут пострадать мирные жители, дети, женщины. Поэтому, было принято решение перейти к мобилизации местного населения в отряды Красной гвардии.
Кроме этого, повсеместно начинают формироваться партизанские отряды. В одной из депеш, направленных из Минска комиссару Слуцкого Ревкома Болотову было сказано: ´Безотлагательно начинайте организовывать крестьянские партизанские отряды в уездах губернии. Оружие для них получите на складах в Слуцке´.
Командование польского корпуса осознавало, что только активными действиями может избежать полной блокады и уничтожения. Для того, чтобы обезопасить Осиповичское направление, Ю. Довбор-Мусницкий решает провести неординарную по своей дерзости диверсионную операцию, важное место в которой отводилось имению Дуриничи.
В ночь с 14 на 15 февраля 1918 года в сторону Осипович из Бобруйска выдвигаются две диверсионные группы по десять человек каждая. Командиром Первой из них был подпоручик Станкевич. Его отряд состоял из солдат ´рыцарского легиона´. Группа Станкевича имела задачу взорвать железнодорожные пути за деревней Татарка. С выполнением приказа она справилась, но на обратном пути поляки ´наткнулись´ на разъезд красногвардейцев.
Легионерам удалось с боем прорваться, но в плен к большевикам попали тяжело раненные подкапитан Чешейко-Сохацкий и хорунжий Борковский, которые будут в последствии зверски убиты. В свою очередь, вторая группа, состоявшая из солдат и офицеров инженерных подразделений корпуса, имела задачу, взорвать железнодорожные пути непосредственно у Осипович. 16 февраля этот отряд на санях прибыл в имение графа Забелло в деревню Дуриничи.
Переночевав, легионеры направились к деревне Телуша. У каждого из них был вещмешок со взрывчаткой. Еще в Дуриничах поляки переоделись в красноармейскую форму. У Осипович диверсионная группа разделилась на две части. Одна из них пошла вдоль железнодорожных путей, ведущих в сторону Минска, другая, во главе с командиром группы, подкапитаном Магнушевским, направилась в сторону Слуцка. Буквально через десять минут, после того, как первая группа польских разведчиков заложила взрывчатку, на горизонте показался пассажирский поезд, идущий из Минска в Осиповичи.
Уничтожение поезда не входило в планы ´довборчиков´, жертв и так хватало с той и с другой стороны. Поэтому легионеры разминировали пути и заложили заряд лишь после того, как поезд прошел опасный участок. Похожий случай произошел и в Слуцком направлении, где капитан Магнушевский вытащил взрывчатку практически из-под колес приближающегося локомотива военного эшелона.
После того, как поезда прошли диверсанты привели в действие заряды. Взрывы вызвали панику на станции. Забегали напуганные железнодорожники и солдаты, затрещали пулеметы. Несколько поляков пробрались на станцию и криками: ´Товарищи, спасайтесь, польская кавалерия нас обходит´, еще более усугубили панику на станции. После этого, поляки, приспокойно покинули Осиповичи, и направились в сторону Телуши. Задание было выполнено.
Уже в Телуше подкапитан Магнушевский назвался членом Бобруйского ревкома и приказал выдать ему сани и проводника, на которых легионеры добрались до Дуринич, где их ждал теплый прием и горячая пища. Кстати, именно из Дуринич подкапитан Магнушевскиц отправил с нарочным телеграмму военному коменданту Осипович.
Вот текст этого послания: ´Уважаемый товарищ Некрасов. Пожалуйста, заплатите крестьянам деревни Телуша по 15 рублей, за то, что они доставили нас в Дуриничи. Во время следующего нашего визита мы вернем вам эти деньги. Сегодня вы убедились, что полякам не нужно кровопролитие. Об этом свидетельствует то, что мы не пустили под откос два поезда, и взорвали пути, лишь после того, как поезда покинули место взрыва. В вашем распоряжении не плохие солдаты, но служба их, все таки, не идеальна. До свидания. Легионеры´.
За шутливым тоном, и мальчишеской бравадой вскрывается вздох облегчения, ведь солдатам Первого польского корпуса удалось выбраться целыми и невредимыми по сути из ада. По распоряжению Ревкома, каждый, замеченный в прифронтовой полосе без специального разрешения должен был быть расстрелян без суда и следствия. Ежедневно, десятки таких приговоров приводилось в исполнение. Проведенная поляками операция значительно сковала силы большевиков и заставили их на какое то время отказаться от активных наступательных действий.
История Первого польского корпуса закончилась в мае 1918 года. Польские части под давлением наступающих на Восток немецких частей вынуждены были оставить крепость и город Бобруйск. Вместе с ними покинули родину и владельцы Дуринич.
В 2001 году ко Дню независимости в Польше по повести ´Госпиталь в Тихиничах´ писателя Мельхиора Ваньковича, к слову тоже ´довбурчика´, был снят фильм ´Врата Европы´. Произведение повествует о трагической судьбе польского военного госпиталя, организованного в одном из дворянских имений. Лейтмотивом повести, как и фильма, является мысль о том, что белорусская земля, ее шляхетские фольварки и крестьянские дома были настоящими ´Вратами Европы´. Здесь заканчивался Восток и начинался Запад. Одним из таких рубежей западной цивилизации было и бобруйское имение Дуриничи.
Варшава-Бобруйск-Москва
автор: Игорь МЕЛЬНИКОВ.
иcтoчник: melnikau1980.livejournal.com