Всероссийская научно-техническая конференция ´Авиационные двигатели и силовые установки´. Стратегия роста: дело молодое на благо науки

В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ ´Институт имени Н.Е. Жуковского´) с 28 по 30 мая пройдет Всероссийская конференция молодых специалистов ´Авиационные двигатели и силовые установки´ .

Всероссийская научно-техническая конференция ´Авиационные двигатели и силовые установки´. Стратегия роста: дело молодое на бл...

Наука и жизнь // Иллюстрации

На одной площадке она соберет лучших молодых разработчиков в области авиационных двигателей.

Конференция стала одним из поводов для беседы с ее главным организатором, ученым секретарем, начальником отдела ´Прочность, ресурс и оптимальное проектирование´ инжинирингового центра ´Авиационные приводы´ ЦИАМ Дмитрием Калининым. Поговорили о новых форматах мероприятия, важности таких площадок для молодых ученых, инженерной и научной деятельности.

- Дмитрий, в мае в ЦИАМ пройдет молодежная конференция ´Авиационные двигатели и силовые установки´. Почему так важно организовывать подобные мероприятия? Что, с вашей точки зрения, должно стать ее итогом?

- Конференция молодых специалистов проводится каждые пять лет. Для ЦИАМ это мероприятие традиционное и очень важное. Для молодых специалистов это возможность представить свои первые научные результаты, познакомиться с работами своих коллег из других организаций и предприятий. На таких мероприятиях встречаются специалисты, которым только предстоит налаживать рабочие связи и взаимодействовать в будущем. Очень рассчитываю на то, что такое общение будет способствовать обмену опытом и налаживанию более тесных контактов между молодыми специалистами. В мероприятии примет участие не менее 200 молодых представителей из 30 организаций отрасли.

- Каков формат конференции? Известно, что у каждой секции будет свой ученый секретарь из числа молодых специалистов ЦИАМ. Будут ли также привлекаться более опытные научные сотрудники к выступлениям и подготовке?

- Основные направления работы конференции это девять секций. У каждой секции будут свои руководители секций, секретари и соруководители из внешних организаций. Руководителями выступят опытные сотрудники ЦИАМ, а секретарями станут представители Совета молодых специалистов ЦИАМ, наиболее ответственные и заинтересованные сотрудники. Это традиционный формат.

- Секретари уже выбраны. Как оценивали степень их ответственности и заинтересованности?

- Выбор секретарей секций основан на результатах работы семинаров молодых специалистов, которые возобновились в прошлом году. В 2018 году прошло 8 таких семинаров с докладами и лекциями как сотрудников ЦИАМ, так и представителей других предприятий. В ходе их подготовки и проведения сложилась команда молодых специалистов, на которых, по моему мнению, можно положиться, и с которыми мы имеем общее представление о будущей конференции На больших зарубежных конференциях секретарь секции выполняет роль ведущего, представляющего докладчика, следящего за дискуссией и задающего вопросы. У нас роль секретаря часто заканчивается на переключении слайдов. На нашей конференции у секретарей будет значительно больше ответственности, им предстоит ознакомиться со всеми докладами в своих секциях, чтобы иметь возможность начать обсуждение, следить за регламентом и вовремя останавливать затянувшийся вопрос или выступление.

- Согласитесь, что не так просто остановить увлеченного докладчика. Предполагается ли обучение секретарей?

- Ближе к началу проведения конференции мы подробно обсудим с секретарями секций работу с докладчиками, ведь соблюдение регламента выступлений - важный показатель качества организации. Для многих молодых специалистов, аспирантов и даже студентов выступление на нашей конференции будет одним из первых опытов публичных докладов. Неконструктивная критика или резкие замечание могут негативно сказаться на их дальнейшем желании выступать на конференциях. Поэтому секретарям необходимо будет поддерживать общую позитивную атмосферу дискуссии как выступлений докладчиков, так и замечаний от слушателей.

- Чем эта конференция будет отличаться от предыдущих?

- Во-первых, к традиционным восьми направлениям добавляется новая секция - многодисциплинарное моделирование и оптимизация. В нее войдут доклады, которые уже не настолько сильно привязаны к узким тематикам конкретных подразделений ЦИАМ, и будут интересы специалистам сразу нескольких направлений. Мы ожидаем, что она будет интересна участникам, поскольку опыт введения такой секции на семинарах молодых специалистов продемонстрировал очень насыщенный уровень дискуссии. На конференции планируем впервые провести традиционное для зарубежных конференций организационное мероприятие - так называемую welcome party, неформальную встречу участников с фуршетом. Обычно она проводится либо перед началом конференции, либо в первый день работы. Помимо welcome party у нас предполагается проведение круглых столов. В программе конференции они будут завершать работу секций в первый и второй дни. Основная цель - обсуждение в живом диалоге интересных тем из мира технологий и науки, которые могут напрямую не относится к тематике конференции, но находится на пике информационной активности. У нас уже запланировано много интересных докладчиков.

- Немногие понимают, чем занимается ученый секретарь конференции. Поясните его основное предназначение. Что опыт ученого секретаря дает вам?

- Название должности ученого секретаря для конференций является традиционным, но меня оно несколько смущает. Хотя в классическом смысле ученый секретарь следит за соответствием тематике работ заявленным направлениям конференции, проверяет научную составляющую докладов, на нашем мероприятии оценкой представленных работ занимаются секретари секций и члены программного комитета. В него входят начальники отделов, доктора наук как из ЦИАМ, так и предприятий отрасли. Организатор, или ученый секретарь собирает рабочую группу конференции, занимается рассылкой информации, в том числе персональной по руководителям предприятий, вузов, институтов, сбором заявок, взаимодействует со всеми отделами института для оформления мероприятия. То есть это координация разных направлений, которые, в конце концов, сложатся воедино в программу конференции, сборники тезисов, гармоничное ´самочувствие´ участников на самом мероприятии. Конечно, для меня это очень интересный опыт. Помимо моей основной деятельности мне всегда было интересно освоение навыков взаимодействия с большим коллективом. Мне нравится убеждать и мотивировать людей для выполнения интересных и непростых задач. Сейчас я очень доволен рабочей группой молодежной конференции, работать с ребятами (без всякой лести) - одно удовольствие. Это самое главное!

- Вы упомянули свою основную деятельность. Как вы пришли в ЦИАМ? Расскажите о своем отделе и задачах, которые он решает.

- Я пришел в ЦИАМ 10 лет назад, обучаясь на пятом курсе МГТУ им. Н.Э. Баумана по специальности ´Многоцелевые гусеничные и колесные машины´, достаточно далекой от тематики авиационных двигателей. Но кафедра дает очень хорошую подготовку в области зубчатых колес и трансмиссий, ее окончили наиболее известные специалисты в этом направлении. Например, директор нашего инжинирингового центра Виктор Васильевич Голованов. Он и пригласил меня на работу в ЦИАМ для решения вопросов, связанных со сложными кинематическими схемами трансмиссий вертолетов. Сейчас наш отдел, который занимается прочностью и ресурсом авиационных трансмиссий, небольшой, но в будущем планируем расширяться, поскольку впереди запланирован большой объём работ. Кроме того, инжиниринговый центр ´Авиационные приводы´ занимается вопросами испытаний, проектированием, сертификацией и ресурсными показателями, имеет собственные испытательные стенды и установки. Очень важное направление - вибродиагностика: разрабатываются бортовые системы вибродиагностики и кинематометрирования трансмиссий вертолетов, собственные аппаратные методы для оценки их технического состояния. В структуре есть отдельное конструкторское бюро, тензогруппа, которая проводит подготовку к измерениям не только зубчатых колес, но и деталей авиационных двигателей.

- Свой первый серьезный проект помните?

- Когда я только пришел, в рамках одной из НИР стояла задача создания демонстратора экспериментального редуктора привода вентилятора для перспективного турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД). Фирма ´Pratt&Whitney´ в тот момент завершала испытания своих редукторных двигателей серии PW1000G, по результатам которых эти двигатели показали очень хорошие характеристики в части снижения шума и экономии топлива. У нас такого двигателя не существовало, но актуальность разработки ТРДД с редукторным приводом вентилятора стала как никогда высокой. При взаимодействии с ПАО ´Кузнецов´ был разработан такой уникальный редуктор мощностью 25 МВт. Мне было поручено вести работы по изготовлению демонстратора и его испытаниям. Был создан специальный испытательный стенд на площадке филиала в Тураево, где испытания экспериментального редуктора подтвердили высокие характеристики для используемых в этом редукторе уникальных технологий ЦИАМ, таких как композитные подшипники скольжения и зубчатые передачи с высоким коэффициентом перекрытия. Эти разработки теперь пойдут в научно-технический задел.

- В чем принципиальное отличие инжинирингового центра от отдела, подразделения?

- Компетенции сотрудников нашего инжинирингового центра позволяют вести научное сопровождение всего жизненного цикла такого изделия, как редуктор вертолета или коробка приводов авиационного двигателя: начиная от участия в эскизном проекте и заканчивая проведения ресурсных испытаний, сертификации и сопровождения эксплуатации при выполнении диагностики. У инжинирингового центра есть собственное КБ. На многих предприятиях авиационные зубчатые колеса, даже технологии для производства зубчатых колес, разрабатываются с участием сотрудников ЦИАМ.

- Наверняка проблем с научными публикациями в журналах Scopus и Web of Science при такой актуальной тематике работы у инжинирингового центра нет.

- В основном статьи, которые мы сейчас публикуем, касаются вопросов динамики авиационных трансмиссий: планетарных редукторов и конических передач приводов двигателей. Совершенствование конструкций авиационных приводов и методов расчета их прочности приводят к тому, что мы сталкиваемся уже с новыми видами и типами дефектов, которые, в свою очередь, требуют развития новых расчетных методик. В настоящее время наиболее актуальны для авиационных зубчатых передач методики оценки динамических напряжений и их виброактивности. Также в отделе ведутся работы по оптимизации существующих конструкций редукторов вертолетов с целью снижения их веса и повышения ресурсных показателей.

- Цитируют вас?

- Цитируют, но в основном в направлении регулируемых трансмиссий перспективных скоростных вертолетов. В нашем отделе также ведутся работы по этой тематике, разрабатываются новые кинематические схемы трансмиссий вертолетов для увеличения их скорости, а также перехода к винтокрылой технике с электрической и электромеханической трансмиссией.

- Какие пожелания вы бы адресовали своим коллегам? Что самое важное для специалиста?

- Для специалиста важно постоянно развиваться и использовать все возможности для своего развития: работать с зарубежными статьями, осваивать новые расчетные методы и программные пакеты, постоянно общаться со специалистами предприятий отрасли и налаживать новые контакты. Существует мнение, что уже в ближайшем будущем ценность специалиста будет определять в первую очередь умением быстрого обучения и освоения новой квалификации, в большей степени, чем накопленный опыт работы в одном направлении. Важно понимать, что нужно быть конкурентоспособным, самостоятельно повышать перед собой планку вашего профессионального уровня, уметь обучаться работе с абсолютно новыми задачами, даже если и кажется, что развитие вашего направления сейчас не актуально.

иcтoчник: www.nkj.ru