РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все ´за´ и ´против´.

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

Изучи глубже самого себя:

• Разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

• Определи, какой вид деятельности вам интересен; проанализируй, в какой степени выражены склонности к работе в сферах ´человек-природа´, ´человек-техника´, ´человек-человек´, ´человек-знаковая система´, ´человек-художественный образ´; составь формулу интересующей профессии;

• Выясни, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

• Сопоставь полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и - действуй!

• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию; побывай в учебных заведениях на ´Днях открытых дверей´.

• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

• что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

• что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

• что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

• что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в ´Дни открытых дверей´, самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это - психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

• выбор профессии за компанию;

• перенос отношения к человеку на саму профессию;

• отождествление учебного предмета с профессией;

• ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

• неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

• незнание или недооценка своих физических особенностей;

• незнание или недооценка своих психологических особенностей;

• неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

• увлечение только внешней стороной профессии;

• предубеждение в отношении престижности профессии;

• незнание требований профессии к человеку;

• устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)? Какова продолжительность обучения?

• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

• Когда проводятся ´Дни открытых дверей´ в учебном заведении?

• Адрес учебного заведения и его полное название?

УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

- зона оптимального выбора

ХОЧУ - стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ - возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО - потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы :

• От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

• Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

• Какие учебные предметы у вас любимые?

• Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

• О какой работе вы мечтаете?

• Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

• Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

• Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

• Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

• Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

• Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

• С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.

иcтoчник: bobruisk15.schools.by