170 лет назад, 15 мая 1848 г., в селе Лопьял, что в Уржумском уезде Вятской губернии, приходской священник отец Михаил внес в церковную книгу запись о том, что в семье Васнецовых родился младенец Виктор.

´Эти картины ничего общего с искусством не имеют´. Почему успех Васнецова не признавали 20 лет.

Виктор Васнецов, автопортрет, 1873 год

Это был его собственный сын - продолжатель древнего рода священнослужителей, корни которого уходят в XVII век. Надо сказать, что классик русской живописи Виктор Васнецов в первые два десятка лет жизни идеально соответствовал родовому предначертанию. Вятское духовное училище. Вятская духовная семинария. И даже то, что семинарист Васнецов проявлял интерес к рисованию, никого не смущало. Купцы и мещане - те могли прийти в ужас: ´Все художники - пьянь и никчемный люд!´ Священники же помнили, что живописцем был апостол Лука: ´Чудно писал иконы Божией Матери´ Так что смена рода занятий прошла без семейных трагедий. Более того - отъезд Виктора в Петербург для поступления в Академию художеств состоялся с благословения ректора семинарии. Свое благословение дал ему и отец.

Прогульщик поневоле

Единственное, чего они не могли ему дать, - это уверенности в себе. А ее не хватало категорически. Явившись на экзамен в академию, Васнецов блестяще выполнил все задания. Но один из его соседей-абитуриентов скептически хмыкнул. Этого было достаточно, чтобы провинциал покинул экзамен в полной уверенности, что провалился. Однако, придя заново поступать в следующем, 1868 году, обнаружил, что над ним висит угроза отчисления. Оказывается, его приняли еще в тот раз и целый год негодовали: с чего это первокурсник Васнецов так нагло прогуливает занятия?

А теперь представим, каково было ему, страдающему болезненной мнительностью, терзаемому вечными сомнениями в своих способностях, выслушивать в свой адрес придирки, упреки и прямую ругань. Которой не просто хватало - ею в течение долгого времени, по сути, и ограничивалась любая критика работ Васнецова.

Не всех. Ранние, ныне вспоминаемые как странное отклонение, наоборот, нравились. ´Преферанс´, ´С квартиры на квартиру´, ´Чтение военной телеграммы´ - проверенный и хорошо унавоженный передвижниками жанр ´печали о горе народном´.

Зато начиная с ´Аленушки´, той самой, без которой немыслим ни один сборник сказок, которая намертво вошла в наш культурный код, критиков как прорвало.

´Плохой живописец´?

´Эти картины ничего общего с искусством не имеют´. Почему успех Васнецова не признавали 20 лет.

Виктор Васнецов, ´Аленушка´, 1881 год. Фото: commons.wikimedia.org

Вот патриот и славянофил Иван Аксаков: ´Есть на выставке еще три картины, работы Васнецова. ´Аленушка´, ´Бой скифов со славянами´ и ´Три царевны подземного царства´. Эти лубочные картины ничего общего с искусством не имеют, их безобразие до такой степени очевидно, что доказывать его совершенно излишне... ´ Критик Владимир Стасов в печати обходит картину презрительным молчанием, а в разговорах цедит: ´Так любой ремесленник напишет´. Товарищ Васнецова художник Михаил Нестеров вспоминает: ´Злополучных ´Царевен´ выставили в нашем училище, и мы поносили их беспощадно´. Критик Сергей Маковский рубит сплеча: ´В его произведениях ясно обнаружился плохой живописец - беспомощный рисовальщик и очень условный колорист´. Жару добавляет и преподаватель Васнецова по классу рисунка Павел Чистяков : ´Был у меня один настоящий ученик, Виктор Васнецов, да вот - не допекся... ´

Заметим, все это - о классике. О ´Богатырях´, например. О ´Витязе на распутье´. О картине ´Иван-царевич на Сером волке´. Накал страстей такой, что хозяин знаменитой галереи Павел Третьяков наотрез отказался покупать ту же ´Аленушку´ - она попала в Третьяковку только после смерти мецената. Да и на фронте церковной живописи дела у художника обстояли как-то странно. Заказчик фресок Владимирского собора в Киеве, митрополит Иоанникий, взглянув на работу Васнецова, стремительно покинул храм, сказав: ´Не хотел бы я встретиться с этими пророками в лесу´.

Самое интересное, что как раз рисунку и тщательной проработке деталей Васнецов не просто уделял повышенное внимание. Он ставил деталь во главу угла. Многие ли вспомнят о тетереве или лягушке с картины ´Иван-царевич´? Но вот как сын художника Алексей вспоминал о создании полотна: ´На шкапу долго стояли чучела тетерева-косача и огромная живая (!) лягушка в банке, взятая из университета´.

Создание стиля

´Эти картины ничего общего с искусством не имеют´. Почему успех Васнецова не признавали 20 лет.

Виктор Васнецов в 1895 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Именно из деталей, из мелочей, из всех этих лягушек и тетеревов ´Ивана-царевича´, из тщательно прописанного оружия и конской сбруи ´Богатырей´, из юбки ´Аленушки´ и сапог ´Витязя на распутье´ Васнецов надеялся смонтировать Большой национальный стиль. Чтобы одного взгляда на любой предмет было достаточно для моментального узнавания: ´Да ведь это все русское!´ Намерения своего он не скрывал: ´Меня поразило длительное бытование ряда предметов в жизни народа. Как они могли сохраниться на протяжении столетий? Такая приверженность говорит о твердых народных основах понимания прекрасного... Здесь сказывается целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть, и будущим´.

Создание русского Большого стиля заняло у Васнецова около 20 лет. К концу XIX века его уже можно было видеть во многом. В архитектуре. В декоре. В одежде. Крутой поворот одного-единственного художника к национальной (российской. - Прим. TUT.BY) романтике не прошел даром. Сергей Дягилев создавал свои взорвавшие Европу и мир ´Русские сезоны´ не на пустом месте. Он был благодарен Васнецову: ´Как смелая русская натура, он вызвал Запад на бой и благодаря силе своего духа сломал прежнее оцепенение. Когда Васнецов гулял по Ватикану или по Парижу, он не хотел покоряться. Наоборот, именно тут он понял всю свою силу и ощутил с любовью прелесть своей девственной национальности´.

иcтoчник: news.tut.by