В Волгоградской области нашли серебряные фалары в зверином стиле.

иcтoчник: www.nkj.ru

Эти бляхи украшали коня, который принадлежал ´бедному князю´ сарматского времени.

Во время раскопок могильника Ковалевка в Волгоградской области нашли комплект из трёх серебряных позолоченных фалар - нагрудную и наплечные бляхи, которые были частью конской сбруи. Предполагается, что фалары лежали в погребении сарматского ´бедного князя´. Об этом погребении в журнале ´Нижневолжский археологический вестник´ сообщает Валерий Клепиков из Волгоградского государственного университета.

Один из боковых фаларов. Фото и рисунок: В.М. Клепиков и А.Ф. Летучий / ´Нижневолжский археологический вестник´

В Волгоградской области нашли серебряные фалары в зверином стиле.

Один из боковых фаларов. Рисунок: В.М. Клепиков и А.Ф. Летучий/ ´Нижневолжский археологический вестник´

В Волгоградской области нашли серебряные фалары в зверином стиле.

рисунок: В.М. Клепиков и А.Ф. Летучий Центральный фалар. Фото и рисунок: В.М. Клепиков и А.Ф. Летучий/ ´Нижневолжский археологический вестник´

В Волгоградской области нашли серебряные фалары в зверином стиле.

Другие находки из погребения. Рисунки: В.М. Клепиков / ´Нижневолжский археологический вестник´

В Волгоградской области нашли серебряные фалары в зверином стиле.

Планы кургана и погребения. Чертежи: В.М. Клепиков / ´Нижневолжский археологический вестник´

В Волгоградской области нашли серебряные фалары в зверином стиле.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Погребение было исследовано в 2022 году, но его публикация откладывалась до реставрации предметов. Оно находилось в распаханном невысоком кургане: хотя его диаметр около 14 м, в высоту он сохранился только на 20 см. Могила была ограблена или осквернена, но часть скелета и находок осталась in situ (на месте), нетронутыми оказались и предметы в нише-тайнике.

Погребённый был мужчиной возрастом около 40-45 лет. При нём были железные стрелы, часть из них, вероятно, в колчане, два однолезвийных боевых ножа, серебряная пряжка, и несколько других предметов. В тайнике стоял бронзовый котёл со следами преднамеренной порчи, железные удила и псалии (к ним крепились ремни), два керамических кувшина, несколько небольших предметов и три серебряных фалара со следами позолоты.

Один из них, как считает Валерий Клепиков, крепился на груди лошади. Он самый крупный (около 16 см), но сохранился хуже других. На фаларе видны две кошачьи лапы, части туловища и головы. Животное окружено изображениями фаллического характера. Все вместе они ´обведены´ валиком в виде верёвки, а по внешнему краю - орнаментом из семи предметов, который археолог предположительно трактует как ветки папоротника.

Два других фалара, вероятно, были боковыми, их диаметр - около 14 см. В центре одного из них - хищник, лежащий на брюхе, его изобразили в проекции ´сверху´, только задняя лапа показана в профиль. Голова лежит на одной из передних лап. Ниже показаны два зверя меньшего размера, в профиль, головами в разные стороны. Справа и слева показаны ещё два хищника, тоже в профиль, но развернутые мордами вверх. Они касаются центрального животного лапами. Шерсть и хвосты показаны сегментами, уши животных заострённые. Вверху бляхи изображена птица, а перед ней - листок, возможно, плюща.

Второй боковой фалар похож на первый по композиции, но звери развёрнуты в другие стороны, нет фигуры справа, птица изображена несколько иначе, а вокруг неё три листка.

Такой выделяющийся уздечный набор, котёл, серебряная пряжка, оружие могут быть признаком особого статуса погребённого. При этом сами по себе эти предметы не были очень дорогими. Вероятно, их обладатели были своеобразным ´средним классом´ воинов-всадников, своего рода ´бедными князями´, не входившими в высшую элиту общества кочевников. Именно они, по мысли автора, первыми занимали новую территорию и контролировали её, и поэтому их могилы могли осквернять - так местное население сопротивлялась новой власти.

У владельца серебряных фалар из Ковалевки жизнь вряд ли была простой. Судя по всему, он был ранен стрелой в правое бедро. Рана зажила, но в результате бедренная и тазовая кости срослись, что сильно ограничивало движения. Вероятно, он стал инвалидом. Есть следы патологий и на других его костях - как конечностей, так и позвоночнике.

Автор: Егор Антонов