Главные мифы о шампанском. Почему мы считаем вино с пузырьками ´элитарным´.

иcтoчник: 1prof.by

За последние 250 лет не раз менялся образ этого знаменитого напитка, как и культура его потребления.

Что же сделало простое вино, выращенное в довольно посредственном винодельческом регионе, одним из самых популярных образов современного мира?

На самом деле слава шампанского является продуктом четырех основных мифов.

Миф о происхождении

Первоначально регион Шампань во Франции был известен своей шерстью, а не вином. Самый северный винодельческий регион не считался подходящим для производства высококачественных напитков. Улучшать его качество начали монахи-бенедиктинцы.

Главные мифы о шампанском. Почему мы считаем вино с пузырьками ´элитарным´.

Существует легенда, согласно которой первое игристое вино произвели в области Лиму в провинции Лангедок, но усовершенствовали его и превратили в знаменитый на весь мир напиток именно в Шампани. В городке Отвильер, что в 20 километрах от Реймса, келарь - заведующий монастырским столом бенедиктинского аббатства Пьер Периньон, в 1670 году придумал технологию купажирования (соединения нескольких сортов винограда) игристого вина, а также разлития игристого по бутылкам и укупорки их пробкой. Однако об этих обстоятельствах до конца ХІХ почему-то широко известно не было.

Образование пузырьков естественно для всех вин, а аккуратное добавление сахара и дрожжей к белому вину - ключевая часть изготовления любого шампанского. Переваривая сахар, микроорганизмы высвобождают углекислый газ, который растворяется в вине. Они и являются источником характерных пузырьков.

Главные мифы о шампанском. Почему мы считаем вино с пузырьками ´элитарным´.

Вино из Шампани стало популярным во Франции после того, как местные торговцы шерстью стали дарить вино своим клиентам в качестве рекламного подарка.

Миф о роскоши

Тот факт, что шампанское рассматривается и продается как предмет роскоши, является результатом счастливого совпадения, которое восходит к 496 году. Тогда король франков Хлодвиг принял христианство в Реймсе, на родине шампанского. С тех пор по традиции все французские монархи короновались в Реймсе, а коронации сопровождались роскошными пиршествами, где рекой лилось местное вино. Шампанское стало праздничным напитком для привилегированных особ!

Главные мифы о шампанском. Почему мы считаем вино с пузырьками ´элитарным´.

Традицию закрепил король Людовик XIV, когда впервые попробовал шампанское при коронации. Он соединил это вино с модой, престижем и роскошью. Затем Людовик XV разрешил перевозку шампанского (и только его) в стеклянных бутылках, а не в деревянных бочках. Это имело большое значение для производителей, потому что древесина выпускала газ, а вино испарялось. Новый закон способствовал созданию тщательно разработанной упаковки шампанского. На этикетках появились такие известные личности, как Мария-Антуанетта и Жанна Д´Арк, военные, дворяне, художники и другие знаменитости. Продавцы быстро поняли ценность дизайна для повышения известности своих брендов.

Национальный миф

В 1789 году Великая Французская революция разорвала связь между шампанским и монархами с аристократами. Именно революция породила третий и, пожалуй, самый мощный цикл мифотворчества, напрямую связывающий шампанское с ´душой´ и характером новой Французской республики.

Шампанское стало национальным символом, по словам Вольтера ´сияющим отражением нашей нации´ и ´самым славным выражением´ французской цивилизации. Наполеон использовал его, чтобы создать новое буржуазное общество.

Жан-Реми Моэт основал в Соединенных Штатах компанию Moët, привлекая новых клиентов, в том числе самого президента Джорджа Вашингтона. А когда русская армия разгромила Наполеона и дошла до Реймса, предприимчивая Николь Клико (´Вдова´) открыла свои шампанские погреба в надежде завоевать русский рынок и преуспела.

Главные мифы о шампанском. Почему мы считаем вино с пузырьками ´элитарным´.

В 1814 году, на заре промышленной революции, начался настоящий ´золотой´ век шампанского. По мере расширения железнодорожных линий, шампанское можно было транспортировать все дальше, в больших количествах и на новые рынки. Инновационное оборудование позволило повысить эффективность производства и улучшить качество, как с точки зрения эстетики, так и вкуса. В глазах всего мира шампанское быстро стало символом Франции. Тогда же началось производство имитации этого напитка в других странах.

Современный миф

Шампанское широко подавали на Парижской универсальной выставке 1889 года, когда французы представили миру Эйфелеву башню. С начала 1900-х годов реклама шампанского приобрела нынешний символизм. Именно тогда бутылку стали разбивать о корабль при спуске его на воду и подавать его при заключении сделок. Шампанское стало вином номер один во многом благодаря рекламе в кино.

Когда возникла конкуренция со стороны итальянского просекко и испанского игристого вина кава, для продвижения своего премиального бренда Жан-Реми Моэт и создал миф о монахе Доме Периньоне.

Главные мифы о шампанском. Почему мы считаем вино с пузырьками ´элитарным´.

В 1930-х годах фирменное игристое вино региона Шампань получило международное признание, защищенное сертификатом контроля происхождения (AOC).

Благодаря коллективному мифотворчеству шампанское не только сумело воспользоваться благоприятными социальными и культурными тенденциями, но и, преодолев глубокие культурные противоречия, по-прежнему продолжает блистать в нашем коллективном воображении.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников