Лебединая песня. Женщина, с которой Бернес не расставался.

иcтoчник: aif.by

´Три года ты мне снилась...´ - будто о себе пел Бернес в фильме ´Большая жизнь´. А позже овдовевший актер и певец встретил Лилю, ставшую его последней женой. Ей Марк говорил: ´Ты - моя лебединая песня´.

Актер двух театров

Марк Наумович Нейман родился 21 сентября 1911 года в Нежине на Черниговщине в семье старьевщика. Когда Марку было пять лет, семья перебралась в Харьков. После школы Нейман расклеивал на улицах афиши харьковского театра ´Миссури´, работал статистом, помогал рабочим сцены, бутафорам, осветителям, суфлерам. В 17 лет юноша сбежал в Москву. Еще в поезде он узнал, что главные московские театры - Большой и Малый - находятся в Охотном ряду. Как ни странно, провинциальный паренек получил работу статиста в обоих театрах. Нередко Марку, взявшему себе псевдоним Бернес (что означала эта фамилия, сам артист так и не объяснил), приходилось выступать в один вечер на двух сценах. Например, отыграв роль бессловесного слуги в Малом театре, Бернес спешил в Большой, где изображал столь же молчаливого стражника в балете или слугу в опере. В театре Марк познакомился со своей первой женой - знаменитой московской красавицей Полиной, или Паолой, как ее звали друзья, Липецкой.

В 1936 году режиссер ´Мосфильма´ Евгений Червяков пригласил Марка на небольшую роль в киноленте ´Заключенные´. Здесь его и заметил прославленный в будущем режиссер Сергей Юткевич. В его фильме ´Шахтеры´ Бернес сыграл одну из главных ролей - инженера Красовского. Через два года актер снялся в небольшой, но яркой роли Кости Жигулева в кинокартине ´Человек с ружьем´. Здесь Бернес исполнил ставшую легендарной песню ´Тучи над городом встали...´ и быстро приобрел всесоюзную известность. Начиная с первых кинокартин герои Марка Наумовича приходили на экран с песней, многие из которых популярны по сей день (´Шаланды, полные кефали´, ´Я люблю тебя, жизнь´, ´Любимый город´, ´Хотят ли русские войны?´, ´Враги сожгли родную хату´, ´Темная ночь´, ´С чего начинается Родина?´, ´Если бы парни всей земли´, ´Журавли´ и другие).

Полина Липецкая скончалась в 1956 году, когда их дочери Наташе было около трех лет. Почти одновременно началась кампания в прессе, которая чуть не уничтожила актера. Поводом послужила реплика Никиты Хрущева. ´В лужниковском Дворце спорта шел концерт для делегатов юбилейного съезда комсомола, - вспоминал в интервью газете ´Культура´ поэт Константин Ваншенкин. - Присутствовало правительство. Мероприятие должно было уложиться в строго отведенное время. Режиссер строжайше запретил артистам выходить на бис. Бернес спел две песни - его не отпускают. Он вернулся, поклонился. В зале - шквал. Он опять ушел - вновь вызывают. За кулисами не оказалось никого из начальства, чтобы можно было спросить разрешения остаться на сцене. Узнав об этом, Хрущев выразил неудовольствие: ´Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню!´ Этого было достаточно для того, чтобы начать травлю популярного певца и актера. Несколько лет у него не было ни концертов, ни фильмов (и, естественно, заработков), его не выпускали за границу. В ´Правде´ появилась заказная статья ´Пошлость на эстраде´.

Лебединая песня. Женщина, с которой Бернес не расставался.

Подробнее

´Школьный´ роман

В 1960 году Бернес во второй раз женился. 1 сентября знаменитый актер повел в первый класс дочь Наташу и в школьном дворе познакомился с Лилией Бодровой, которая вместе с мужем Люсьеном, фотокорреспондентом французского журнала ´Пари-матч´, привела в школу своего сына Жана.

Дети Бернеса и Бодровой сидели в классе за одной партой, поэтому на собраниях их родители тоже оказывались рядом. Марк Наумович старался сблизиться с женщиной, которая его покорила: он приглашал ее к друзьям послушать Азнавура, которым все восхищались понаслышке, потому что ни у кого в Москве еще не было его пластинок; звонил и звал на закрытые просмотры фильмов, которые не шли в прокате: Феллини, Бергман, Антониони... Так продолжалось довольно долго - целых два месяца. Бернес умел красиво ухаживать. В ноябре Лилия Михайловна, оставив мужа, переехала в его дом. ´Марк был очень обаятельным человеком, а в молодости по-настоящему красивым, - вспоминает Бодрова. - Когда мы познакомились, ему уже исполнилось 48 лет - он старше меня на 18 лет, но удивительная улыбка, хитрющий прищур - все это осталось. Он мог подойти, положить руку на плечо - и женщина была готова на все. Правда, со мной он такого не проделывал - был очень осторожен, видимо, боялся спугнуть. Поначалу я не была в него влюблена. Только чувствовала тепло и нежность - он очень трогательно ко мне относился, бережно, внимательно. Его терпеливое ухаживание, обещание спокойной счастливой жизни с двумя детьми были для меня важнее самых пылких признаний.

Лебединая песня. Женщина, с которой Бернес не расставался.

Бернес специально прилетал с гастролей, чтобы встретить Лилию на родительском собрании.

Когда я ушла от Люсьена, у наших знакомых был шок. Мои подруги, которым я рассказывала, что Марк сделал мне предложение, никак не хотели поверить, что я говорю серьезно: ´Как? Ты готова уйти из такого благополучного дома?´ Друзья Марка приняли меня сразу. Его окружали интересные люди: Лидия Русланова, Зоя Федорова, Зиновий Гердт, балерина Ольга Лепешинская и другие. Часто в семье бывал американский посол Томпсон, множество иностранных корреспондентов - французы, югославы. И дом у нас был веселый, хлебосольный, к нам любили приходить - я хорошо готовила. Зная, что мои любимые цветы - гвоздики, Марк следил за тем, чтобы в нашей квартире всегда стоял свежий букет. Каждые три дня Марк звонил в цветочный магазин, директор которого был его хорошим знакомым, и просил прислать новый букет´.

´Я женат!´

За все девять лет совместной жизни они практически не расставались. Жена сопровождала его во всех поездках. Лишь однажды Бернесу пришлось уехать в Ростов одному: Лилия Михайловна вынуждена была остаться дома из-за болезни детей. Он каждый день звонил ей и сетовал: ´Ну почему тебя нет рядом?´ Если он уезжал по делам сам, то звонил каждые полчаса, не давая даже возможности сосредоточиться на домашних делах. ´Супруг не мог без меня работать, - говорила Лилия Михайловна. - Как-то его отправили на гастроли в Польшу - по-моему, вместе с Майей Кристалинской. Мой паспорт не был готов, и я осталась дома. Приезжает Марк в Варшаву - а через три дня звонок от посла с просьбой, чтобы меня немедленно отправили к Бернесу. Мне принесли паспорт на дом и чуть ли не вытолкали за границу. Оказывается, муж объявил: ´Без Лили не буду выступать!´ Если его приглашали куда-то одного, он отказывался: ´Разве вы не знаете, что я женат?´

Летом 1969 года во время выступления в Ленинграде Бернесу стало плохо, но он допел до конца, вышел за кулисы - и упал. Его увезли в больницу прямо с концерта. У актера начались боли в спине, и первый диагноз, который поставили врачи, - ´радикулит´. С ним его и положили в Москве в госпиталь им. Бурденко. А на другой день Лилии Михайловне сказали, что муж умирает. Рак корня легких - операция была невозможна.

Марк Бернес умер 16 августа 1969 года. Его должны были похоронить на Ваганьковском кладбище рядом с могилой его первой жены Паолы. Новодевичье ´полагалось´ только народным артистам СССР, а указ о присвоении актеру этого высшего звания вышел только через три дня после его смерти. Но для любимца публики было сделано исключение.

´Вновь, пластинка, кружись, - написал в дни прощания с Марком Бернесом поэт Евгений Евтушенко. - Настоящее прошлым наполни. Он любил тебя, жизнь. Ты люби его тоже и помни´.

´Когда его не стало, моя жизнь кончилась,- вспоминала Лилия Михайловна. - Я осталась одна с двумя 16-летними детьми, которых надо было ставить на ноги. 16 лет - сложный возраст, если у детей нет отца. Мне пришлось быть и мамой, и папой, думать, как сделать, чтобы они не чувствовали сиротства, чтобы семья не развалилась. Все это было очень трудно...´