Родители и их ´проблемные´ дети.

´Совсем не хочет учиться, - сказала мама восьмилетней Алины. Дома уроки делаем без проблем, а в школе ребенка как подменили. Не внимательная, ленится. Не знаю что делать, как объяснять, просить´. Пока мама говорила белокурая Алина, невозмутимо рассматривала кабинет, как будто бы речь шла вовсе не о ней.

´Леша стал совершенно не управляем. Мы с мужем не знаем что делать. Ребенок постоянно кричит, капризничает, в саду дерется, да и дома тоже´.

Детская пассивность, агрессивность, гиперактивность, застенчивость, вспыльчивость, плаксивость - вот перечень далеко не всех проблем, с которыми обращаются родители...

О ´плохом´ поведении ребенка можно говорить бесконечно много, но мне хотелось бы остановиться на некоторых причинах его появления.

Во- первых, ребенок развивается не только физически, интеллектуально но и эмоционально. Он нуждается в принятии его чувств и переживаний и определенно стремится к эмоциональному контакту. Эмоциональный контакт не всегда окрашен положительным чувством. Контакт, ощущаемый как положительный наиболее полезен для развития личности. Но когда он невозможен, ребенок пытается обратить на себя внимание любым доступным ему способом. Это явление особо значимо в современной практике воспитания, когда интерес к детям пробуждают скорее негативные выходки, а не примерное поведение.

Любая эмоция (страх, гнев, обида, радость) может уйти тогда, когда она прожита. Родители, к сожалению, обесценивают или подавляют детские переживания: ´Хватит капризничать´, ´Что ты опять хныкаешь´, ´Нечего боятся, уже не маленький´ и т. д. Такие ситуации приводят к тому, что ребенок так и не научится здоровым образом справляться со своими сильными эмоциями и не сформирует навыка адекватно выражать себя, свои чувства в общении с людьми. В результате возникают серьезные психологические проблемы, которые будут серьезно осложнять дальнейшую жизнь такого человека во всех сферах.

Во - вторых, меня удивляет тот факт, что каждый второй обратившийся ко мне родитель, описывая ´проблему´ своего ребенка не забывает добавить: ´Может это кризис трех лет?´, ´Наверное, это кризис семи лет, потому что до школы мы такого за ним не наблюдали´, ´Я слышала, что это кризис´.

Конечно, дошкольный и младший школьный возраст не простой период развития ребенка. Однако зачастую, в ходе беседы, приходится сталкиваться не только с возрастным кризисом ребенка, но и с кризисом семьи в целом. К сожалению, родители очень часто предпочитают оставаться безучастными в решении проблемы в семье (либо между собой) и тогда начинают ´корректировать´ поведение ребенка.

Складывается впечатление, что родители стремятся только передать детей психологу, чтобы тот их ´исправил´. Однако нередко за просьбой родителей разобраться в проблемах ребенка стоит подлинная - часто не до конца осознаваемая - потребность получить консультацию по поводу своих проблем. Всем известно, что родители довольно часто и во многом, переносят на своих детей, как собственные несбывшиеся надежды, так и свои проблемы, словно нагружая их своеобразным ´приданым´ на всю последующую жизнь.

Таким образом, хотелось бы обратить внимание родителей на отношения между собой. Перестаньте капризы ребенка делать ´эпицентром´ проблем в вашей семье, его непослушание - это как раз таки следствие отсутствия взаимопонимания между родителями и нехватка эмоционального контакта с ними. И запомните, если вы решили обратиться к психологу, то на этапе диагностики специалисту важно пообщаться с каждым членом семьи. Однако психологическая помощь нужна как раз таки взрослым, ведь малыши пока неспособны к самоанализу и осознанной коррекции своего поведения.

Психолог-консультант взрослых, семей, семейных пар

УСЗ ´Территориальный Центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Бобруйска´

Цыганкова Мария

иcтoчник: apr.gov.by