иcтoчник: mininform.gov.by

Школа принципиальности и справедливости.

С легендой белорусской журналистики Григорием Васильевичем Булацким, столетие которого мы будем отмечать 5 мая этого года, меня свела счастливая судьба еще со студенческой поры в Белорусском государственном университете имени В. И. Ленина в начале 60-х годов прошлого столетия. Вечернее отделение журналистики при филологическом факультете одного из главных вузов страны дало возможность огромному отряду людей найти свою дорогу в нелегкой работе тружеников пера. Символично, что это учебное заведение, которому корифей белорусской журналистики Григорий Булацкий отдал большую часть своей жизни, также будет отмечать в этом году свой столетний юбилей.

Кто-то из нас уже трудился в средствах массовой информации, а кто-то только начинал свои первые неуверенные шаги на этом очень ответственном участке своего призвания. Первое знакомство с главным наставником - деканом отделения журналистики Григорием Васильевичем Булацким было настолько впечатляющим, что я до сих пор помню эту встречу.

- Решили стать журналистом? - спросил он и тотчас сам ответил на этот вопрос. - Это как в бою... Вы всегда будете только на передовых позициях. Слабым здесь делать нечего...

Дальнейшее знакомство с ним и руководством отделения журналистики снова и снова убеждало нас в том, что у истоков подготовки журналистов Белоруссии стоит талантливый педагог, человек, влюбленный в свою профессию. Золотое было времечко! И на преподавателей нам везло. Рядом с Булацким были такие мастера педагогики, как декан филологического факультета Михаил Ларченко, Марк Зерницкий, Наум Лапидус, Нина Сницерева, Ариадна Апелинская, Иосиф Зазеко, Михаил Тикоцкий. Это была замечательная команда профессионалов. Все они преподавали на дневном отделении, но встречи с нами, вечерниками, были каким-то особым периодом в их педагогической деятельности и вызывали необъяснимые доверительные чувства в наших отношениях. К декану у меня было еще особое личное отношение, так как я уже знал, что он в прошлом сродни моей профессии - авиатор.

Григорий Васильевич Булацкий всегда в центре внимания.

Родился Григорий Васильевич Булацкий в небольшой белорусской деревне Мочулки, недалеко от Бобруйска, на Могилевщине. Закончил десятилетку еще до войны в 1939-м, когда его будущие студенты, такие как я, ´пешком под стол ходили´. Получив среднее образование, поступил в Белорусский государственный университет на исторический факультет. Но учиться там не довелось - за два года до начала Великой Отечественной войны призвали в армию и через некоторое время направили на учебу в Мелитопольское военное авиационное училище штурманов. И один из последних выпускных экзаменов здесь был назначен на 22 июня 1941 года...

В тот день по радио передали выступление наркома иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова. Запали в душу курсантов его слова: ´Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами´.

В этом не сомневался и выпускник училища сержант Григорий Булацкий. И, как и его товарищи, готов был сейчас же, не откладывая на завтра писать рапорт об отправке на фронт. И все же с этой мыслью пришлось вскоре окончательно распрощаться. Произошло это в конце июля, когда стало известно, что большинство курсантов-выпускников направляются на Дальний Восток. 251-й авиационный полк, куда прибыл штурман Булацкий, входил в состав тяжелой бомбардировочной авиации страны. Личный состав, так же, как и вновь прибывшие выпускники военного училища, горел желанием попасть на фронт.

Экипаж, в который был определен Григорий Булацкий, оказался дружным и сплоченным. Командир корабля, уроженец Тулы Василий Ульянов и москвич, старший техник-лейтенант Алексей Петров дружелюбно приняли Григория Булацкого. И не случайно уже через короткое время в полку их стали называть не иначе как ´экипаж дружных´. Несмотря на то что и здесь обстановка была близка к боевой, все же попасть туда, где уже вовсю шла Великая Отечественная война, было заветным желанием каждого. Но на все просьбы об отправке их экипажа в район боевых действий ответ был один: ´Здесь тоже фронт!´

Как-то раз в руки Григория попала одна, затем другая газета, где подробно описывались патриотические поступки супругов Бойко и колхозника Ферапонта Головатого, которые на собственные сбережения приобрели боевую технику. В первом случае это был танк, во втором - боевой самолет. И Григория осенило: ´А что если самим попробовать приобрести самолет?´ Поддержали его и в экипаже. Сообща составили текст телеграммы на имя Верховного Главнокомандующего. И вот через какое-то короткое время их всех вызвали в штаб полка и зачитали текст ответной телеграммы из Москвы. В ней говорилось: ´Лейтенанту Ульянову, младшему лейтенанту Булацкому и старшему технику-лейтенанту Петрову. Благодарю за работу в военно-воздушных силах Красной армии. Ваше желание будет исполнено. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин´. После этих слов захотелось кричать ´ура!´ Даже не верилось, что давняя мечта сбылась и через некоторое время можно будет отправляться на фронт. Теперь только оставалось собрать необходимую денежную сумму и отправить на специальный счет. Хотя и не без труда, но все это было сделано в короткий срок. Их экипаж откомандировали в запасной авиаполк, который находился недалеко от линии фронта. В торжественной обстановке перед всем полком им вручили удостоверение, в котором говорилось: ´Выдано экипажу в составе командира лейтенанта Ульянова, штурмана младшего лейтенанта Булацкого, авиатехника старшего техника-лейтенанта Петрова в том, что им вручен самолет ´Бостон А-20-Ж´ за № 321609, приобретенный на свои средства´. На борту их самолета красовалась небольшая табличка с надписью: ´Приобретен на личные сбережения В. Ульянова, Г. Булацкого, А. Петрова´. Буквально на следующий день сообщение о патриотическом поступке экипажа было опубликовано во многих газетах.

Когда экипаж хорошо освоил ´Бостон´, их тотчас отправили на фронт. Это был 452-й бомбардировочный авиационный полк, входящий в состав 218-й бомбардировочной авиадивизии 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта. Начались фронтовые будни.

Боевое крещение не заставило себя ждать - на железнодорожной станции Жмеринка скопилось большое количество техники и живой силы противника. Разбомбить ее было приказано эскадрилье, в состав которой входил и экипаж Ульянова. Поднялись в небо ночью. Знали, что в это время противник меньше всего ожидает бомбардировки железнодорожной станции. Темнота - хоть глаз выколи. В наушниках послышался голос командира эскадрильи, ведущего группы:

- Внимание! Входим в зону противника...

По небу заскользили зловещие пики вражеских прожекторов. Фашисты открыли шквальный огонь из зенитных орудий. Командир экипажа энергично выполняет противозенитный маневр и выводит боевую машину из опасной зоны.

- На боевом! - докладывает штурман Булацкий.

Теперь ни на сантиметр в сторону. Бомбы сброшены. Внизу над целью взметнулось сплошное море огня.

Более 80 боевых вылетов совершил этот легендарный экипаж. Полеты проходили всегда, как правило, успешно. И все же не обошла их стороной и трагическая развязка этих полетов. Однажды фашистам удалось подбить их бомбардировщик.

Это произошло в Венгрии. Воздушная разведка донесла, что на одной из железнодорожных станций идет разгрузка прибывших туда эшелонов с большим количеством техники и солдат вермахта. В этом районе фашисты готовили контрнаступление. Был дан приказ нанести массированный бомбовый удар силами всего полка.

Взлетали в первой тройке. Полет проходил на этот раз в ночных условиях. Бомбардировщик набрал высоту, некоторое время шел вдоль линии фронта, затем развернулся на девяносто градусов и взял курс к цели... Сотни лучей взметнулось вверх, но было поздно. Бомбы сброшены, и самолет удаляется в сторону своих позиций. Но обстановка в воздухе по-прежнему оставалась на грани риска. Зенитки открыли ураганный огонь. Вдруг слева что-то со звоном треснуло. Острая боль ударила в спину Григория и током прошла по всему телу. В кабину ворвался поток воздуха. Снова рядом раздались взрывы. Теперь обожгло ноги.

Бомбардировщик швырнуло в сторону и выбросило из режущего глаза потока света. Угрожающе падала высота. До земли оставалось не более трехсот метров. Оставить в беде тяжелораненого штурмана два других члена экипажа, конечно же, не могли. Командир дал полный газ двигателю и с силой потянул штурвал на себя. Но пересечь линию фронта израненной машине уже было тяжело. Едва дотянув до нейтральной полосы, бомбардировщик пошел на посадку. Рассчитывали на лучшее: свои быстрее придут на помощь. Но все оказалось не так, как хотелось. Фашисты первыми бросились к самолету, неуклюже прыгающему по израненному снарядами полю.

Командир начал вести прицельный огонь из кабины самолета. К счастью, с другой стороны поляны показались красноармейцы. Пехотинцы стремительным броском приблизились и сильным огнем заставили фашистов отступить в близлежащий лес. Оказав первую помощь тяжелораненому штурману, красноармейцы тотчас отправили его в госпиталь. Только на третьи сутки Григорий Булацкий пришел в себя. И благодаря его сильной воле, мужеству и огромному желанию снова встать в строй уже через короткое время он смог снова оказаться в своей части. Начались новые боевые рейды в тыл врага.

А на борту боевой машины ´экипажа дружных´ появилась еще одна надпись: ´Даешь Берлин!´ Последние пять вылетов ´экипаж дружных´ выполнил в победные майские дни 1945 года.

После войны младший лейтенант Григорий Булацкий по состоянию здоровья был уволен из рядов Советской армии в запас. На истфаке, где он хотел продолжить свою учебу, были заняты все места. Зато на отделении журналистики при филологическом факультете БГУ был недобор. Туда его и зачислили приказом ректора университета без вступительных экзаменов.

И здесь он по-настоящему нашел свое призвание. На протяжении всей учебы не только успешно осваивал сложную науку - журналистику, но и активно участвовал в общественной работе ведущего вуза страны. Закончив с отличием университет, защитил сначала кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Став ученым, профессором, он успешно сочетал преподавательскую и литературную деятельность.

Статью полностью читайте в ´СБ. Беларусь сегодня´.

Информация подготовлена по материалам ´СБ. Беларусь сегодня´ .