В рамках проекта #МЧСПомощьрядом мы продолжаем знакомить вас с теми, кто защищает нашу страну и граждан от чрезвычайных ситуаций и повышает уровень безопасности в обществе. Сегодня мы расскажем о третьей смене Центра оперативного управления Бобруйского городского отдела МЧС.

Женщинам не дано тушить пожары, но в МЧС есть не менее ответственная профессия для девушек в форме - диспетчер центра оперативного управления. Мы пообщались с диспетчерами центра оперативного управления Бобруйского горрайотдела по чрезвычайным ситуациям, которые несут дежурство в 3 смене: прапорщиками внутренней службы Ириной Новиковой и Татьяной Лугиной.

Ирина Новикова ´на связи´ больше 20 лет. Психолог дошкольного образования, она предпочла ´скучную´ работу диспетчером, но ни разу об этом не пожалела. Плюсами выступили и достойная зарплата, и график сутки через двое, и ранний выход на пенсию - в 48 лет. Чтобы работать диспетчером, не обязательно оканчивать специальные вузы, но знание психологии, думаю, не раз выручало Ирину Валентиновну.

- Человек на том конце провода может быть в стрессе или даже панике, - объясняет Ирина Валентиновна. - Наша задача - узнать от него необходимую информацию. Одновременно нужно принять решение и направить технику по указанному адресу. Диспетчер не может позволить себе нагрубить звонящему. Чтобы он ни услышал - должен держать себя в руках. Запись всех разговоров при этом может служить доказательством в спорных ситуациях.

Мы работаем в системе единой дежурно-диспетчерской службы. То есть если ситуация вне сферы спасателей, то мы переадресуем звонок в другие службы. И таких звонков немало. Только со стороны работа диспетчера кажется простой и однотипной. Однако это далеко не так. Каждый день - новые ситуации, предугадать или настроиться на конкретную работу невозможно. Ведь мы отправляем ребят не только на тушение пожаров: воду откачать, упавшие деревья убрать, ртуть от разбитого градусника собрать, найти заблудившегося в лесу...

Под стеклом на столе - шпаргалки с множеством телефонов, а на стене карта города, но все, что необходимо, уже давно в памяти диспетчеров.

Телефоны в ЦОУ не умолкают. И это еще не час пик для службы спасения. Это в будний день.

- В выходные звонков обычно больше, - рассказывает Ирина Валентиновна. - Одновременно на каждый телефон могут дозвониться пять человек - звонки автоматически станут в очередь. По субботам чаще горят бани, в выходные много звонков от перестраховавшихся граждан, увидевших дым от костров, - люди отдыхают, жарят шашлыки. Зачастую пожары происходят по неосторожности самих пострадавших. Реже всего - от разряда молнии. Есть такая мудрость: вор придет - стены оставит, пожар придет - ничего не оставит.

К этому можно приплюсовать массу звонков ´не по теме´.

- Люди забывают, что наша служба создана для спасения жизни человека, - говорит Ирина Валентиновна. - Котенок, к примеру, и сам слезет, а за это время в другом месте наша помощь нужна людям. Поэтому с котятами зачастую направляем в ЖЭУ. Часто звонят насчет отсутствия света, воды, по другим бытовым вопросам.

Большой процент ложных звонков - от совсем маленьких деток. Родители дают телефон как игрушку, а малыши, нажимая наугад, набирают экстренный вызов.

Есть особенные истории, которые не забываются с годами. Этот случай десятилетней давности Ирина Валентиновна до сих пор вспоминает с содроганием.

- Это был первый и, дай Бог, последний пожар с гибелью ребенка за всю мою службу. В пожаре на улице Ульяновской погибла девочка. Мы до последнего надеялись на чудо, но врачи не смогли ее спасти. Я помню практически каждое сообщение от спасателей из тех сорока минут ожидания и надежды.

Татьяна Лугина - напарница Ирины Новиковой. Обычно форма характеризует силу и смелость мужчины. В данном случае этот атрибут службы к лицу молодой женщине. Носить форму, служить Татьяна мечтала со школы. Она училась в правовом классе СШ №21 города Бобруйска, затем окончила Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь.

- Семь лет назад я пришла сюда осознанно, - говорит Татьяна.

Девушка подтверждает мои догадки о том, что в МЧС наверняка есть выбор достойных женихов - своего мужа она встретила здесь. Он тот человек, который поймет, если жена будет дежурить в праздники - так сложился график, и подменяться здесь не принято.

Женщины не берут работу на дом, но свой отпечаток служба накладывает и на личную жизнь. Среди звонков с разных ЧС иногда проскакивают знакомые адреса - и сердце замирает.

- В деревне, где живет моя бабушка, горела сухая растительность, пожар перекинулся на дома. Я тогда очень переживала, - вспоминает Татьяна.

Работник МЧС, в независимости от должности, всегда на страже. Ирина Валентиновна, например, остается бдительной даже во время отдыха на природе: ´Если вижу дымок - обязательно проверяю´.

- Одно лето с друзьями так и не попали в лес за грибами, - вспоминает Ирина. - В деревне по дороге увидели пожар, стали в цепь передавать воду до приезда спасателей. Через неделю опять выбрались за грибами - на этот раз увидели пожар в другой деревне. Тоже не смогли проехать мимо...

Третья смена Центра оперативного управления Бобруйского городского отдела МЧС. Третья смена Центра оперативного управления Бобруйского городского отдела МЧС.

иcтoчник: mchs.gov.by