Сделано детьми. Как наши школьники создают технологии будущего.

иcтoчник: aif.by

Робот - сортировщик мусора, пленка для чистки зубов в космосе и мобильное приложение для обнаружения утечек газа... Всеми этими разработками в Национальном детском технопарке прямо сейчас занимаются белорусские школьники в возрасте 14-18 лет.

Сделано детьми. Как наши школьники создают технологии будущего.

О некоторых успешных проектах, выполненных в сотрудничестве с различными предприятиями, ´АиФ´ рассказал заведующий лабораторией ´Лазерные технологии´ УО ´Национальный детский технопарк´ Даниил ЕСМАН .

´Технопарк предлагает школьникам научные смены (смена длится 24 дня) по 15 различным направлениям, таким как робототехника, зеленая энергетика, биотехнология... Под руководством опытных наставников из ведущих вузов страны, а также при поддержке предприятий ребята учатся воплощать свои идеи в реальность´, - говорит Даниил Есман.

Один из ярких примеров - проект школьников из лаборатории робототехники, созданный совместно с предприятием БелАЗ. Участники занимаются разработкой системы лидара для карьерных машин. Лидар помогает технике ориентироваться в пространстве, что критически важно в сложных условиях работы в карьере. Еще один значимый проект - создание мобильного детектора утечки газа. Им занимается школьница Маргарита Городко совместно со специалистами предприятия ´Пеленг´. Ожидается, что компактное устройство можно будет использовать и на предприятиях, и в домашних условиях. Проект был инициирован представителями газовой отрасли, столкнувшимися с необходимостью замены импортного оборудования после введения санкций.

´Работа над усовершенствованием детектора утечки газа продолжается, и весь процесс может занять около года из-за необходимости решить вопросы, связанные с запуском устройства в массовое производство. Команда сейчас дорабатывает конструкцию, проводятся испытания, - отмечает Даниил Есман. - Наши ученики не только осваивают сложные технологии, но и генерируют идеи с огромным потенциалом´.

Сделано детьми. Как наши школьники создают технологии будущего.

Юная участница технопарка работает над созданием робота - сортировщика мусора. Фото: АиФ

Еще одна новация - проект по лазерной фотостимуляции растений, направленный на повышение устойчивости растений к внешним условиям при помощи предпосевной обработки семян лазерным излучением. В сельском хозяйстве часто используют химические препараты для борьбы с болезнями и вредителями. Однако ученые выяснили, что монохроматический свет, такой как лазерное излучение, может стать альтернативой. Он способен повлиять на скорость проращивания растений и усилить их стойкость к факторам среды.

Примером другого успешного проекта стала работа учеников и преподавателей над цветной маркировкой металлов с использованием лазера. Технология основана на явлении ´цвета побежалости´ - изменении цвета оксидной пленки на металле при нагревании. Предприятие ´Могилевлифтмаш´ заинтересовалось проектом, предложив использовать технологию для нанесения изображений на лицевые панели лифтов. Лазерная маркировка отличается высокой долговечностью и устойчивостью к химическим воздействиям, превосходя обычную краску по этим параметрам.

Сделано детьми. Как наши школьники создают технологии будущего.

Система лидар для карьерных машин. Фото: АиФ

ПОПАСТЬ НЕПРОСТО?

Как рассказал собеседник ´АиФ´, ребята, участвующие в программах технопарка, - это ученики обычных школ со всей страны. Но знания этих школьников превышают средний уровень, о чем свидетельствуют их успехи на различных конференциях и олимпиадах - как региональных, так и международных. Многие из них уже имеют свои проекты, созданные вместе с учителями или самостоятельно.

Чтобы попасть в технопарк, школьнику нужно пройти отбор. Сначала рассматриваются дипломы и резюме претендентов, а также их проекты. По результатам этого этапа наиболее подготовленных ребят приглашают к участию в тестировании. Далее - собеседование, проводимое методистами технопарка. Таким образом, в технопарк попадают наиболее увлеченные и способные школьники, стремящиеся к профессиональному развитию. После прохождения отбора они приезжают на месяц в учреждение дополнительного образования для одаренных детей и молодёжи. Здесь они посещают лаборатории, где обучаются по профильным направлениям, а также продолжают учиться по школьной программе.

´Учатся ребята в учебно-лабораторном корпусе. Наши преподаватели объясняют им основы выбранных направлений в рамках той или иной образовательной программы, что помогает сориентировать ребят и подобрать тему для своего исследовательского проекта на смену´, - рассказывает наш собеседник.

В технопарке существуют две формы обучения: очная, когда ребята приезжают на учебные смены, и более продвинутая дистанционная. Во время ´дистанционки´ учащиеся продолжают работать над проектами, многие из них впоследствии публикуются в научных сборниках и журналах и участвуют в конференциях и выставках.

Сделано детьми. Как наши школьники создают технологии будущего.

´Многие учащиеся получают рекомендации для льготного поступления в вузы по утвержденному перечню специальностей´. Фото: АиФ

Лучшие ребята, набравшие определенное количество баллов, рекомендуются на дистанционное обучение. Там они разрабатывают более серьезные проекты, сравнимые с курсовыми и дипломными работами в университете. Эти проекты публично защищаются перед наблюдательным советом учреждения, в который входят ректоры и проректоры вузов, а также министры профильных областей, в том числе и министр образования. Многие учащиеся получают рекомендации для льготного поступления в вузы по утвержденному перечню специальностей.

Как правило, эти ребята планируют строить карьеру в сфере своих научных интересов, продолжая углублённо изучать выбранное направление. Для каждого направления в технопарке предусмотрен перечень специальностей, по которым выпускники могут поступать в различные университеты, включая столичные и областные, без сдачи вступительных экзаменов. В частности, по направлению лазерных технологий доступно до 19 специальностей. Практически все ребята, прошедшие дистанционное обучение и получившие рекомендации, продолжают своё образование в вузах по выбранному профилю. В прошлом году около 120 выпускников воспользовались этой возможностью и поступили в университеты.