Ступени в храм.

Для меня каким-то особенным таинством, чародейством всегда был наполнен театр. Это особый мир, связывающий искусство, талант, воображение и реальность, прозаичность бытия. В нем свои правила, свои законы. Но когда попадаешь туда, ты незаметно становишься частью этого мира, который делает тебя более чутким, ранимым, душевным. А еще мне интересно наблюдать за зрителями в театре: все неспешно рассаживаются по своим местам, многие читают программку, кому-то интересен интерьер, а кто-то просто задумался. Разные по возрасту и занятости, по характеру и жизненным приоритетам люди. А вот театр их чем-то объединил...

Драматический театр Белорусской Армии. Третий звонок. Гаснет свет. Зажигается рампа. Занавес подымается. Таинство начинается...

Затемненная сцена, простота и военная конкретность декораций, оправданная немногочисленность реквизита - все свидетельствует о серьезности, глубине сюжета. Драматическая баллада Алексея Дударева ´Ты помнишь, Алеша... ´ посвящена самым трагическим дням - началу Великой Отечественной войны. Героическая оборона Могилева, первая победа Красной Армии. Творческая режиссура Ольги Сярговец, душевное музыкальное оформление создают особую остроту чувств, переживаний героев, осознание ценности искренних взаимоотношений и святого стремления защитить свою землю, превращают талантливую игру актеров в реальную жизнь, где мы наполняемся бесстрашием Комкора, проникаемся эмоциями и чувствами Зои, стремимся понять полковника Кутепова. События захватывают, равнодушных в зале нет. И мне даже кажется, что во время финальных оваций, когда все аплодируют стоя и не хотят расходиться, собравшиеся здесь люди уже не такие чужие, их уже связывает чувство восхищения, гордости, благодарности, объединяет ´родство душ´. Так может, в том и чародейство театра, что он способен всколыхнуть самые глубокие чувства, затронуть самые тонкие струны души?

Мой первый осознанный опыт зрителя состоялся именно в этом ´театре сильных чувств´. Воспоминания радостные, праздничные, позитивные. В награду за высокие успехи в учебе и достойное поведение 4 рота новобранцев МСВУ убывала на культурно-массовое мероприятие - посещение военного театра, который находится в Центральном Доме офицеров. Из напутственного слова командира роты мы поняли, что этот театр всегда ´на передовой´ не только потому, что рассказывает о людях в погонах, - он воспитывает настоящих людей, умеющих ценить дружбу, любить Родину, быть патриотом. И с предвкушением встречи с высоким искусством мы вошли в этот ´храм страстей и эмоций´.

Наверное, самые выразительные воспоминания бывают от впервые захватившего дыхание остросюжетного фильма, от яркого литературного произведения, от спектакля, проникшего тебе глубоко в душу, оставившего долгий, волнующий ´шлейф послевкусия´, с которым ни за что не хочется расставаться. Для меня таким событием стал спектакль ´Не покидай меня... ´, созданный режиссером-постановщиком Мариной Дударевой по одноименной пьесе Алексея Дударева. Мне казалось, что я вживался во все роли: был и фронтовиком-разведчиком капитаном Михасевым, возглавившим спецразведгруппу для выполнения особо важного задания, и каждой из четырех девушек-бойцов, которым в столь юном возрасте пришлось пройти суровые испытания войной, стать по-взрослому мудрыми и смелыми, хоть им так хотелось радоваться теплому солнцу, первым цветам, быть счастливыми, беззаботными.

Действия на подмостках трогают очень тонкими психологическими сценами, где героини проявляют настоящую стойкость, твердость духа и одновременно ранимы, мечтательны, элегантны. Зрители увлеченно следят за несмолкаемой, веселой Зиной Батян, любуются горделивой Ядвигой Гурской, романтичной Алей Ладысевой. А сцена беседы жесткой и бескомпромиссной Вероники Кремис с капитаном, когда вдруг из кармана она достает любимую детскую игрушку, не может не вызвать слез и искренней улыбки. Сильное впечатление создается и благодаря использованным в спектакле патриотическим стихам Геннадия Буравкина, силе тонкого, философского музыкального оформления Эдуарда Зарицкого.

Герои уходят в ночную тьму, в трагичный путь. И последние слова капитана: ´Мы выживем, мы обязательно выживем!´ - звучат особенно остро и символично. Это спектакль-реквием, баллада в честь памяти о тех, кто ценой собственной жизни приближал Победу. Для меня, как и для всех зрителей, это истинный пример любви к Отчизне, патриотизм самого высокого качества.

Сила искусства в том, что оно способно объединить людей вокруг себя, оно обладает неповторимой трепетной аурой общего сопереживания, накалом страстей и эмоций. Доказательством этого стал для меня спектакль ´Рядовые´. Мастерство Алексея Дударева проявляется не только в том, что он рассказал о трагических судьбах своих героев, их потерях, о разрушенной счастливой жизни. Автор смог в каждом из простых бойцов, которые ожесточаются и прощают, страдают и верят, разглядеть мудрого, чуткого и стойкого защитника будущего. Спектакль смотрится напряженно, драматичный сюжет углублен болью утрат, которая пронзает сердца и актеров, и зрителей. Становится понятной идея режиссера-постановщика Игоря Фильченкова, который, не навязывая зрителю классического образа солдата-победителя, дает возможность нам самим сделать выбор. Мы оплакиваем смерть Дугина, понимаем разъяренного Буштеца, сочувствуем горю Дервоеда. Никто из зрителей не равнодушен. И все понимают: эта история не только о событиях в Германии в последние дни войны, это героическая история большой страны, которая ценою неимоверных жертв вела к Великой Победе.

Я понял, почему в театре собираются взрослые и дети, пожилые и молодежь. На этих подмостках происходит трансформация времени, мы в событиях прошлого, печальных и радостных, трагических и героических, находим источник мудрости, стойкости, верности, тех ценностей, без которых жизнь не может продолжаться. И наша современность тому доказательство. Мирное, счастливое время. Но троим молодым офицерам-саперам, служившим в одной части, предстоит пройти сложные испытания, сделать нелегкий выбор. Режиссер-постановщик Игорь Фильченков в спектакле ´Я - твой офицер´, поставленном по мотивам пьесы Аркадия Пинчука ´Лейтенанты´, через образы Сани Иванова, Кости Петухова, Тимура Земного сказал откровенно и ярко о настоящей дружбе, верной любви, о патриотизме и о тяжелых буднях тех, кто стоит на страже всех этих ценностей. Вот в чем оказалось чародейство искусства: это непреклонное утверждение добра, чистоты, человечности, так необходимое современному зрителю.

Драматический театр Белорусской Армии всегда будет популярен, сюда будут стремиться люди разных поколений и убеждений, искать ответы на вечные вопросы, находить для себя материал для рассуждений. В этом и есть его объединяющая сила. Моим ориентиром в этом таинственном пространстве стали слова Алексея Дударева: ´Театр, если в нем живет настоящее искусство, дает людям больше, чем все богатства мира. Ибо душу лечит. Искусство, как и вера, должно указывать человеку на его недостатки. Указывать, давать ориентиры там, где есть хоть капелька света. Должно вести в храм. И театр может и должен стать ступенями в храм´. И действительно, какими бы передовыми, разнообразными, иногда даже противоположными не были наши интересы, мы всегда в театре найдем то искреннее, высокое, настоящее, вечное, что нас сделает ближе, добрее и роднее.

Кадет МСВУ Глеб Радюк

иcтoчник: www.mil.by