В Могилеве по-прежнему не работает частная автокасса, которая уже полгода как могла обслуживать пассажиров на междугородних рейсах маршрутных такси и стать первой такой в Беларуси. Разрешение на ее работу не дает Могилевский облисполком. Почему - не понимает сам частник, потому и пожаловался в суд на ответ облисполкома на свое обращение. Суд стал на сторону маршрутчиков, так что облисполком теперь должен и на обращение ответить как положено, и заплатить 840 рублей. Грядет еще несколько слушаний из-за жалоб перевозчиков на облисполком.

Маршрутчики подали в суд на облисполком и выиграли. Но проблема с автокассой осталась.

Что за автокасса

Мы уже рассказывали, что частный терминал построили в Могилеве на улице Фатина на конечной остановке автобусов в январе 2020 года. Он первый такой в Беларуси. По задумке частника, автокасса будет работать примерно так же, как автовокзал. Тут можно будет купить не только билеты, но также еду, напитки, воспользоваться банкоматом. Водители маршруток смогут отдохнуть между поездками, а пассажиры - комфортно дождаться машину, если, например, на улице дождь.

Но самое главное - пассажирский терминал должен стать начальной и конечной точкой маршрутов для междугородних перевозчиков и таким образом сделать их регулярными, а еще - удобными для пассажиров. Суть в том, что по закону регулярными перевозками являются те, при которых машины ходят по установленном маршруту по постоянному графику от специально обустроенного пассажирского терминала и могут забирать по пути следования пассажиров на остановочных пунктах.

´Нерегулярщики´ не имеют постоянного графика движения и перевозят организованные группы пассажиров из точки ´А´ в точку ´В´. Не путайте их с нелегалами - у тех вообще нет разрешения на пассажирские перевозки, нет страховки и пр.

Сейчас единственный обустроенный пассажирский терминал в Могилеве - это автовокзал, который является частью государственной транспортной инфраструктуры. Попасть в число его ´регулярщиков´ можно только по конкурсу, в котором, по словам перевозчиков, есть свои нюансы. И сейчас конкурсы не проводят, несмотря на большой пассажиропоток.

Пассажирам же важны цена билета, комфорт транспорта и возможность уехать тогда, когда им удобнее и, главное, откуда им удобнее. Внутренние проблемы перевозчиков все равно отражаются на каждом из этих пунктов.

Потому частная компания ´Дамеком групп´ решила стать посредником между рядом перевозчиков и пассажирами и построила терминал, чтобы решить ряд проблем, рассказала ее директор Ольга Котова . Во-первых, увеличить число междугородних перевозок регулярного сообщения, так как их не хватает - маршрутчики получали из-за этого жалобы и обращения, в том числе коллективные. Например, перевозчики говорят, что автовокзал отправляет из Могилева в Горки 2-6 регулярных рейсов в зависимости от дня недели. В это время ´нерегулярщики´ делают около 20 рейсов.

Во-вторых, частная автокасса нужна, чтобы упростить и узаконить подбор пассажиров на пути следования в этой половине города - в Заднепровье. Ведь автовокзал находится в центральной части города, и, например, при заказе поездки по популярным направлениям из Могилева в Минск, Бобруйск, жителям Заднепровья приходится добираться до места посадки самостоятельно.

В-третьих, цель появления новой - первой в Беларуси - автокассы была в том, чтобы терминалы не были монополистами и свободно конкурировали между собой за пассажиров и перевозчиков. То есть автокасса на Фатина, по сути, должна бы составить конкуренцию государственному автовокзалу, помочь пассажирам и перевозчикам.

Что решил суд

Маршрутчики подали в суд на облисполком и выиграли. Но проблема с автокассой осталась.

Фото: photo.bymedia.net

Администрация города разрешила строительство автокассы на улице Фатина и признала, что все нормы соблюдены. А администрация области, которая должна согласовать маршруты движения и, по сути, разрешить автокассе работать, отказывает в этом. Почему - в ´Дамеком групп´ так и не поняли.

В организации пояснили, что долго вели переписку с чиновниками и спрашивали, что именно те считают нарушением. Но письма из облисполкома приходили просто с отсылками на закон о перевозках. Тогда частник пошел в суд - и выиграл.

Жалобу перевозчика рассматривал экономический суд области. ´Дамеком групп´ просили признать ответ облисполкома на свое обращение ´немотивированным, ущемляющим права и законные интересы´ и обязать дать ответ на обращение, соответствующий законодательству.

´Дамеком групп´ рассказали в суде, что Могилевский облисполком не признает пассажирский терминал как начальный и конечный маршрут регулярных перевозок пассажиров во внутриобластном сообщении. Что обращались с этой проблемой в Комитет госконтроля, но и после этого администрация области так и не пояснила, чем именно автокасса ´не обеспечивает соблюдение требований нормативных правовых актов´. А просто ´перечислила технические нормативные акты´.

Представитель облисполкома в суде отметил, что в ответе все разъяснили ´в рамках компетенции´, а ранее перевозчику направили разъяснение Министерства транспорта и коммуникаций. Представитель пояснил также со ссылкой на закон о перевозках, что автокасса должна располагаться на маршрутах пригородных, междугородних и международных перевозок пассажиров. А расположение ее на остановке городских маршрутов ´не предусмотрено´. Что у автокассы нет паспортов и карточек маршрутов перевозок с отправлением от этого пункта. А потому облисполком считает, что и рассматривать вопрос размещения какого-либо пассажирского терминала по несуществующему маршруту нет смысла.

Представитель облисполкома в суде добавил, что вместо разрешенного размещения специально оборудованной конструкции построили ´здание, обладающее признаками капитального строения´. Что в техпаспорте написано, что это торговый павильон модульного типа, но облисполком считает, что это никакой не павильон, потому что его ´построили´.

Суд согласился с перевозчиком, что ответ на его обращение не мотивирован. Что облисполком в ответе лишь справочно сделал ссылку на нормативно-правовые акты, не перечислил конкретные нарушения. В ответе облисполкома нет и никаких конкретных формулировок, опровергающих или подтверждающих доводы перевозчика.

Суд признал обоснованной жалобу ´Дамекон групп´, обязал Могилевский облисполком устранить допущенные нарушения при рассмотрении обращения, а также взыскал с него в пользу частной фирмы 540 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины и 300 рублей в возмещение расходов по оплате юридических услуг.

Решение не обжаловалось и вступило в законную силу 2 июля.

Что дальше

По словам руководителя ´Дамекон групп´ Ольги Котовой, организация направила в суд еще несколько жалоб на облисполком, готовится отправить еще одну.

Жалобы касаются других обращений организации и вопросов, на которые облисполком так и не ответил: почему они считают терминал построенным не по требованиям? Почему не согласовывают рейсы от терминала? Почему облисполком при таком запросе на пассажирские перевозки по различным направлениям бездействует и не проводит конкурсы для регулярных маршрутов - чтобы их отправлялось больше от автовокзала?

Если облисполком воспринимает частную автокассу как конкурента, то частники рассматривают партнерство.

- Почему нельзя включить автовокзал в маршрут следования и предоставить пассажирам возможность и там покупать билеты на маршруты, которые обслуживают частные перевозчики? Или, допустим, брать деньги за заезд на вокзал? Механизм действий ведь можно согласовать. Мы, частники, можем таким образом ´приводить´ на автовокзал до 200 рейсов в день, если они начнут нормально все согласовывать и захотят быть партнерами, - говорят маршрутчики. - Было бы желание.

Ольга Котова добавила, что фирма обращалась также в Министерство транспорта, в Совет министров, в МАРТ, в Администрацию президента. Но решение проблемы все равно ´спускают´ по административной вертикали в облисполком.

TUT.BY будет следить за развитием событий.

иcтoчник: auto.tut.by