Летом в школе тоже здорово!

Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - ЗДОРОВЬЕ.

В Бобруйском районе на базе ГУО ´Телушский УПК детский сад-школа Бобруйского района´ реализуется межведомственный информационный проект ´Школа, содействующая здоровью´. По сути, такая школа - это системный план действий для улучшения здоровья детей и педагогов.

В течение учебного года было предусмотрено проведение в режиме интерактива обучение навыкам здорового образа жизни на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, театрализации, конференциях, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п. Такие мероприятия предусмотрены и в летний период.

Интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого, и здесь вполне уместны. Коэффициент полезного действия от такого мероприятия высокий, ведь у каждого своя начальная ступенька - и сегодня ребенок научился чему-то новому или тому, что не давалось. Ребенок не готовое чужое должен переварить, а сам добыть знания. Можно сколько угодно показывать-рассказывать ребенку о том, как завязывать шнурки, но пока он этого не сделает сам, не научится. Точна китайская притча: ´Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму´.

Эту цель - показать, научить, и преследовали организаторы акции ´Играй! Здоровье сохраняй!´, которая прошла 26 июня для детей, находящихся на оздоровлении в школьном лагере дневного пребывания с участием специалистов УЗ ´Бобруйский зональный центр гигиены и эпидемиологии´.

´В мире так много непознанного и интересного - и всегда есть возможность посмотреть на привычное по-новому и совершить открытие вместе с детьми. Наша работа, творческая по природе своей, не позволяет стоять на месте. Сегодня, к сожалению, нестабильная эпидобстановка внесла некоторые коррективы в программу мероприятий, но, считаем, встреча не стала менее интересной и полезной. Мы приходим к детям с положительной энергией и искренним желанием научить, учитывая возрастные особенности и познавательные процессы. Время, проведенное вместе неповторимо и для детей, и для нас, взрослых. А для нас - это еще и возможность вернуться хоть ненадолго обратно в детство, тайная тропа, так сказать, ведущая к чудесам, и это счастье!´,- говорят организаторы.

Каждой эпохе - своя специфика, но всё-таки то, что социализация современных детей происходит в компьютерном кресле, неправильно. В живом общении людей есть огромное количество нюансов, которые ЖК-дисплей не способен передать. Когда мы хлопаем ладонью по плечу в догонялках, бросаем мяч или пишем крошащимся мелом на асфальте, в мозгу задействуются такие нейронные связи, какие и не снились самой навороченной геймерской мышке. И это уж не говоря об очевидной пользе активных игр на свежем воздухе, тренировке ловкости и выносливости, закреплению в здоровом теле здорового духа и всем прочем. Поэтому организаторы постарались открыть ребятам удивительный мир подвижных игр, предложив поиграть в давно забытые дворовые игры ´Резиночка´, ´Тише едешь, дальше будешь´, ´Море волнуется раз, море волнуется два..´ и т.п. Это игры спортивного характера, в них содержится элемент соревнования - это и привлекает детей. А польза неоспорима - развивает вестибулярный аппарат, координацию, внимательность, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства, учит тренироваться, побеждать и достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

´С этой игрой ´Резиночка´ я познакомилась сегодня впервые, и мне очень понравилось. Хочется все сделать правильно, для этого нужно быть внимательной и ловкой - придется потренироваться, чтобы выигрывать´, - поделилась своими впечатлениями одна из школьниц. ´Обязательно куплю себе тоже резинку и будет у меня своя и всегда при себе, чтобы попрыгать можно было в любом месте. Ведь здесь минимальное количество участников игры - всего три человека, а если зацепить резинку, например, за стулья, то можно и одной поиграть, когда скучно!´, - продолжила другая.

А еще сегодня в формате фотовыставки ребятам представился шанс увидеть человеческое тело таким, каким они его никогда не видели. Цветные снимки разных частей и органов человеческого тела под электронным микроскопом и фото микробов и бактерий, обитающих в человеке! Большинство из снимков показывают клетки, увеличенные в 18 тысяч раз. Под микроскопом побывали: волосы, язык, кариес, глаз, пыль, потовые железы и жир.

До появления микроскопа самое маленькое, что ученые могли увидеть, было примерно той же величины, что и человеческий волос. Но когда в 1590 году изобрели первый оптический прибор, люди с изумлением обнаружили, насколько удивительный, скрытый от человеческих глаз мир существует вокруг. Организм человека - слаженный механизм. Всё просчитано до мельчайших деталей! Каждый орган выполняет свою функцию, и всё в нашем теле взаимосвязано. Наверняка привычные процессы, происходящие в человеческом организме, для ребят открылись с новой стороны. Некоторые из них вызвали отвращение, а некоторые, наоборот, восторг...

Это замечательно, но мы подчеркнем иное: мы уверены, что запустили механизм познания у детей и дальнейшего обогащения информацией об окружающем мире. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Игра как метод обучения выполняет несколько важных функций: коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив; релаксационную - снятие эмоционального напряжения; воспитательную - психокоррекция проявлений личности через проигрывание различных ролей; развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательную и обучающую.

Все эти функции были задействованы, когда ребята ´перевоплощались´ в артистов театра и кино, изображая пантомимой или в ´замедленной съемке´: ´рубку дров´ и ´прыгающего по крыше воробья´, ´аиста на болоте´ и ´сенокос´, ´человеческую радость´ и ´боль´, и актуальные сегодня ´правила мытья рук´.

Ребята не только демонстрировали свои артистические способности, ´примеряя´ на себя различные роли, но и по ходу получали полезные знания по вопросам сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности. Например, ´девушка на высоких каблуках и узкой юбке´ - какой оптимальной высоты должен быть каблук без последствий для здоровья, чем опасно долгое хождение на высоких каблуках; ´хромающий человек´ - как не допустить травм дома, в школе, на дороге, какова первая помощи при травмах; ´женщина с тяжелыми сумками´ - о социальных ролях и гендерном равноправии и т.д. А получить свой ´Оскар´ (маленькие призы от организаторов) ребята могли в ´неравной борьбе´ на ловкость и внимательность в игре ´Раз, два, три ... приз немедленно бери´. А разгадав кроссворд по профилактике коронавирусной инфекции все участники получили на память закладку для книг с правилами мытья рук.

Завершилась акция по многочисленным просьбам (а это наилучшая похвала для организаторов!) еще раз всеобщей игрой ´Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три... фигура ЗДОРОВЬЯ на месте замри!´. Лето в самом разгаре! Всем здоровья и до скорой встречи!

Наталья КРАВЕЦ, фельдшер-валеолог УЗ ´Бобруйский зональный центр гигиены и эпидемиологии´. Фото носит иллюстративный характер.

иcтoчник: www.tribunapracy.by