Все поехали, а недовольные остались. Наверное, так можно резюмировать ситуацию на рынке междугородних пассажирских перевозок. Пока одни, как настоящие бизнесмены, считают деньги и переходят на новый цивилизованный формат работы, другие поднимают бурю в стакане воды и обвиняют государство в переделе рынка и попытке задушить частный бизнес. Тема с маршрутками не осталась незамеченной и в Совете по развитию предпринимательства при Президенте. Здесь провели специальное заседание с представителями госорганов и бизнеса.

Дискуссия была жаркой.

В Совете по развитию предпринимательства обсудили вопросы междугородних пассажирских перевозок.

Многие перевозчики по всей стране уже перешли на регулярные направления.

Небольшое отступление. Ситуация с маршрутчиками, которые работают по регулярным и нерегулярным рейсам, напомнила мне бучу ипэшников-продавцов в 2014-2015 годах. Попытка перевести бизнес перекупщиков в цивилизованное русло и заставить их иметь на руках документы (сертификаты), подтверждающие качество и безопасность продукции, тоже пришлась по душе далеко не всем. И это при том, что государство шло на уступки, не раз и не два вводило переходные периоды. Что-то похожее наблюдается и сейчас.

Изменения в Закон ´Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках´ появились не вчера и не вдруг. Минтранс с августа прошлого года провел более 400 семинаров и совещаний с участниками рынка. Однако для некоторых игроков новые правила почему-то оказались как снег на голову. И вновь мы слышим, как и в случае с продавцами 3-4 года назад, мысль: государство опять душит частника! Однако оторвемся от эмоций и взглянем на факты.

По оценке замминистра транспорта и коммуникаций Александра Шишко, за последние десять лет объем междугородних перевозок на регулярных маршрутах снизился на 5,2 миллиона человек. Произошло это отчасти из-за того, что пассажиры ´уехали´ с частниками, занимающимися нерегулярным извозом. Однако настало время привести правила игры к единому знаменателю. При этом давайте еще раз повторим: так называемые нерегулярные перевозки никуда не исчезают! Те, кто ими хочет заниматься, могут это делать по заявительному принципу. Для такой работы даже не требуется лицензия, понадобится только договор фрахтования.

Для тех, кто хочет возить людей на регулярных маршрутах, по расписанию, с выдачей билета, определены четкие правила в законодательстве. А вот обвинения властей в попытке подмять рынок под себя и задушить мелких игроков, беспочвенны, считают в министерстве. Хотя бы потому, что для автопарков большинство междугородних маршрутов попросту нерентабельны. Дословно: ´96 процентов перевозок в регулярном направлении - это социально значимые перевозки´. Поэтому как таковой проблемы нет.

Между тем член Совета по развитию предпринимательства при Солигорском райисполкоме Павел Якимович предлагает пока приостановить действие закона, сформулировать и дождаться вступления в силу новых Правил перевозки пассажиров. Камень преткновения сторон - обязательные конкурсы, в которых, согласно закону, принимают участие все игроки, желающие заниматься регулярными перевозками. Дмитрий Новицкий, директор компании ´Полоцкий Экспресс´, которая сейчас работает по временному разрешению, волнуется: пока не озвучены четкие критерии для участия в конкурсах. Частники обеспокоены тем, что, не зная конкретных требований, могут проиграть конкуренцию, и предлагают разрешить перевозки в регулярном сообщении по заявительному принципу. Александр Шишко успокаивает: частники будут участвовать в конкурсе наравне с государственными компаниями.

Конкурсы оператор может объявить на вновь открывающиеся маршруты или на дополнительное время в расписании.

Представители регулярных перевозчиков резюмируют: конфликт между предпринимателями полностью исчерпан. Замдиректора компании ´ГЛЦ´ Екатерина Станкевич аргументирует: закон работает, никакой паники нет, многие перевозчики перешли на регулярные направления. В частности, на Гродно, Витебск, Бобруйск, Полоцк, Новополоцк. Гомельское сообщение с Минском также начинает работу на регулярной основе. Единственная область, где пока еще не создан оператор, - Могилевская.

Проблемным остается и направление Слуцк - Солигорск. Позиция тамошних предпринимателей пока непонятна, у них свое видение ситуации. Екатерина Станкевич убеждена: не может быть такого, что закон принимается для всей страны, но в каком-то регионе работать не будет. Она призывает коллег не сеять смуту и начать работать по правилам добросовестной конкуренции.

Итогом горячих споров в Совете по развитию предпринимательства стало решение о создании рабочей группы. Она изучит проблемные вопросы и выработает конкретные предложения в сфере транспортных перевозок. Всем участникам дискуссии хочется пожелать одного: давайте ехать дружно!

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

иcтoчник: www.sb.by