Руководство и офицерское собрание УВД Могилевского облисполкома, областной совет ветеранов ОВД и ВВ поздравляют руководство, личный состав и ветеранов Могилевского ОВДТ, а также членов их семей с днем образования отдела. Искренне желают здоровья, успехов в службе и труде, счастья, мира, семейного благополучия и долголетия!

27 марта исполняется 99 лет со Дня образования Могилевского ОВДТ.

История органов внутренних дел на транспорте:

Бурный рост сети железных дорог в Российской Империи привлекал значительное количество людей и материалов. Только само строительство железнодорожных путей концентрировало на ограниченном пространстве тысячи людей, которые в то время безжалостно эксплуатировались подрядчиками, вступали в конфликты между собой и с окружающим населением. В местах строительства железных дорог резко возрастала криминальная активность. Ухудшалась криминогенная обстановка. Таким образом, вместе с началом строительства железных дорог встал вопрос о поддержании общественного порядка при их эксплуатации.

27 марта исполняется 99 лет со Дня образования Могилевского ОВДТ.

На фото: улица Вокзальная в г.Могилеве, продолжение Днепровского проспекта. Поучила название после постройки в 1902 году ж/д вокзала в северной части города.

Вместе с развитием сети железных дорог развивалась и железнодорожная жандармерия. Уже в марте 1873 года на станции Минск было образовано жандармское полицейское управление. К 1900 году в Беларуси имелось три Жандармских полицейских управления. Эти подразделения довольно эффективно боролись с преступностью на железных дорогах. Однако все эти формирования находились в оперативном и финансовом подчинении у МПС, т.е.

местного железнодорожного начальства, что снижало эффективность борьбы с казнокрадством и различными злоупотреблениями. Но уже с 16 марта 1867 года железнодорожная полиция становится самостоятельным институтом обеспечения правопорядка на железнодорожных магистралях.

После Февральской революции, когда была уничтожена Российская Империя, железнодорожная полиция была распущена, но уже к октябрю 1917 года было создано новое формирование по охране железных дорог - железнодорожная милиция. Однако законодательно ее создание было оформлено только Постановлением ВЦИК РСФСР от 18 февраля 1919 года. Эта дата и считается днем образования железнодорожной милиции.

История возникновения и развития железнодорожной жандармерии, а затем и железнодорожной милиции в полной мере коснулась и станции Могилев. В 1902 году здесь была построена железнодорожная ветка, связавшая Могилев с другими городами. В 1904 году начались и пассажирские перевозки. В этом же году было образованно Могилевское железнодорожное жандармское полицейское управление, которое находилось в нынешнем здании Могилевского ОВДТ.

27 марта исполняется 99 лет со Дня образования Могилевского ОВДТ.

На открытке начала ХХ века - можно увидеть железнодорожный вокзал ст. Могилев со стороны перрона. Построен в 1902 году при прокладке линии Витебск-Жлобин. Регулярное пассажирское сообщение началось в 1904 г. Ходили поезда Санкт-Петербург-Киев и Киев-Санкт-Петербург.

После войны купола над входами и стеклянные фонари над вестибюлем и залами демонтированы. Фонари восстановлены в 2003г.

В начале 20-го века Могилев был свидетелем загадочных событий. Некоторые люди, которые оказывались на железнодорожной станции Могилев, странным образом исчезали. В поезд они не садились или наоборот, выйдя по станции из вагона - пропадали бесследно. Железнодорожные жандармы события подобного рода не комментировали, двусмысленно пожимая плечами, и от каких либо разъяснений по данному поводу отказывались. Обер-полицмейстер сетовал на то, что железнодорожная жандармерия не подчиняется его власти, и что он ничего поделать не может.

Однако это было только кажущееся спокойствие и беспомощность. Железнодорожная жандармерия предпринимала все меры, для поимки преступников. Дело было осложнено еще и тем, что в городе Могилеве, особенно в районе вокзала имелась очень большая и разветвленная сеть подземных ходов. (Часть их сохранилась и по сей день.) По мнению жандармов именно туда каким-то образом завлекали людей, грабили, а затем убивали. После тщетных попыток разыскать преступников, все известные входы в подземные катакомбы были замурованы. Преступления прекратились. Предполагают, что преступники заживо погребенные под землей, погибли.

С течением времени данная проблема перестала кого-либо заботить. Происходили события, повлиявшие на историю не только Российской Империи, но и многих других государств. Могилев становится последним пристанищем, еще пока не отрекшегося от титула и власти, последнего императора России - Николая второго. Расположение Ставки верховного главнокомандующего. И затем...

переломные события 1917-го года...

27 марта исполняется 99 лет со Дня образования Могилевского ОВДТ.

На фото: Николай II (в центре) с представителями Антанты. Губернская площадь г.Могилева (на заднем плане Ратуша). 1915 г.

В числе множества трудностей в стране в годы становления Советской власти стояла и проблема обеспечения нормальной работы основного в то время железнодорожного транспорта. Ее решению и было посвящено состоявшееся в январе 1919 года межведомственное совещание при НКВД, итогом которого явилась сформулированная в сообщении Российского телеграфного агентства (РОСТА) резолюция: ´Ввиду чрезвычайной государственной важности охраны грузов нарком внутренних дел решил принять самые энергичные меры к прекращению преступных хищений´. Решено в срочном порядке сформировать особую милицию, отрядив испытанных милиционеров городской и уездной милиции. Чуть позже, 18 февраля 1919 года ВЦИК принимает Декрет ´Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны´, начавший отсчет истории транспортной милиции, с первых дней своего существования принявшей на себя нелегкий груз обусловленных транспортной спецификой правоохранительных задач. Новая правоохранительная структура потребовалась для того, чтобы дать решительный бой бандитизму и другим видам преступности, которые заполнили молодую Советскую Республику.

В соответствии с протоколом заседания Могилевского Губернского Исполнительного Комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 27 марта 1919 года, был рассмотрен вопрос о назначении Заведующим Губотделом железнодорожной милиции, и назначен на эту должность тов. Дрошанов.

27 марта исполняется 99 лет со Дня образования Могилевского ОВДТ. 27 марта исполняется 99 лет со Дня образования Могилевского ОВДТ. 27 марта исполняется 99 лет со Дня образования Могилевского ОВДТ.

Эта пока единственная первая дата, которой отмечается создание подразделения, выполнявшего нынешние функции. Поэтому можно сказать, что 19 марта 1919 года является днем образования Могилевского отдела внутренних дел на транспорте.

С февраля 1922 года охраной правопорядка и борьбой с преступностью занимались транспортные отделы ГПУ НКВД СССР и органы милиции, на территории, обслуживания которых проходила железная дорога. Так приказом НКВД БССР от 4 апреля 1935 года с 1 июля 1935 года Могилевский ОВДТ назывался ´Оперативный пункт милиции станции Могилев´ транспортного отдела УГБ НКВД БССР.

Однако варианта структуры, лучше созданной в феврале 1919 года, найдено не было и в июне 1937 года приказом НКВД и НКПС СССР от 26 июня 1937 года прежнее наименование ´транспортная милиция´ было восстановлено. На основании пункта 4 данного приказа, который гласил: ´Народным комиссарам внутренних дел республик, начальникам УНКВД краев и областей организовать дорожные отделы железнодорожной милиции по числу дорог в местах нахождения управления соответствующих дорог 234 отделения, 281 оперативный пункт и 949 линейных постов, согласно дислокации´. 10 июля 1937 года в соответствии с приказом НКВД БССР ОПМ ст. Могилев реорганизован в транспортное отделение УНКВД по Могилевской области со штатной численностью 10 сотрудников: начальник отделения, оперуполномоченный, участковый уполномоченный (Рогачев-Быхов включительно), дактилоскоп, секретарь, машинистка, командир отделения, милиционер. Приказом НКВД БССР от 9 июня 1939 реорганизовано в 3-е транспортное отделение.

В апреле 1941 года приказом ДТО милиции № 41 на должность начальника отделения дорожно-транспортного отдела НКВД ст. Могилев был назначен сержант госбезопасности Прокопович Вячеслав Станиславович.

Июнь 1941 года все люди с болью в душе восприняли начало Великой Отечественной войны. На всех железных дорогах было объявлено военное положение. Все функции органов государственной власти по обороне, обеспечению общественного порядка и государственной безопасности переданы военным советам фронтов, армий, округов. Сотрудники отдела под руководством Прокоповича Вячеслава Станиславовича и заместителя начальника Логвинова Ивана Лаврентьевича, наряду с воинскими формированиями и пограничниками встали на защиту стратегически важных железнодорожных транспортных коммуникаций, принимали участие в эвакуации населения и промышленного оборудования вглубь страны, активно боролись с диверсантами, пресекали панику и преступные проявления.

13 июля 1941 года со станции ушел последний поезд с эвакуированными, город был окружен. Оставшиеся сотрудники вместе с начальником влились в состав героических защитников города на Днепре. В нее вошли: Сороко Василий Маркович, оперуполномоченный БХСС, Кривонос Николай Иванович, командир отделения, милиционеры Таборко Семен Григорьевич, Азаренко Андрей Тимофеевич и двое других сотрудников, фамилии которых не установлены. По некоторым данным, группа Прокоповича вошла в состав батальона милиции под командованием капитана милиции К.Г. Владимирова.

Вместе с частями 172-й стрелковой дивизией насмерть стоял батальон милиции у стен Могилева. 12 июля 1941 года бойцы отражали бешенный натиск врага в районе д. Старое Пашково и Гаи. Пять героических дней и ночей батальон удерживал боевой рубеж. В последнем бою 18 июля пали смертью храбрых почти все, лишь 19 человек осталось в живых. 27 июля 1941 года фашисты заняли г. Могилев. С боями выходили из окружения оставшиеся бойцы 172-й стрелковой дивизии и горстка бойцов батальона милиции.

Начальник Могилевского отделения железнодорожной милиции НКВД БССР сержант госбезопасности В.С. Прокопович

28 июля 1941 года при переправе через Днепр был тяжело ранен начальник отделения Прокопович В.С. 14 августа 1941 года в районе д.Константиновка Могилевского района он скончался от ран. При обороне города погибли оперуполномоченный Громов В.И., милиционеры Азаренко А.Т., Таборко С.Г. и другие. Многие стражи стальных магистралей страны, в том числе и могилевчане, продолжили борьбу с агрессором на фронтах и в партизанских отрядах, несли не менее опасную службу в тылу.

Свыше трех тысяч солдат правопорядка награждены боевыми орденами и медалями, в числе которых и ветераны нашего отдела, это Сорока В.М., Кривонос Н.И., Смирнов П.Е., Нестеров И.Н., Фомушков П.С., Леонова К.А., Лысенко Ф.Г. и другие.

Трудными были первые послевоенные годы. Не зная отдыха, дни и ночи, сотрудники отдела несли нелегкую милицейскую службу. Ныли старые раны бывших фронтовиков, но превыше - долг, стремление искоренить всякую нечисть, сделать жизнь лучше. Майоры милиции Полонейчик В.А., Романовский Е.А., Фомушков П.Е., капитаны милиции Трифонов Е.Т., Архипенко А.З., старшины милиции Реученко И.П., Нестеров И.Н., Смирнов П.Е., Лавриненко И.К., Грохотский М.А., старший сержант милиции Вододохов И.М. - кавалеры боевых наград, стали костяком отдела, передавали опыт молодым сотрудникам.

Начальник ГУО МГБ СССР генерал-полковник С.А. Гоглидзе, офицер и старшина частей охраны МГБ СССР на транспорте. На заднем плане - офицер в форме Главного управления госбезопасности (ГУГБ). 1947-1952 гг.

Шло дальнейшее становление, смена поколений сотрудников. 15 августа 1953 года МВД СССР принято решение о сохранении на железнодорожном транспорте органов МВД и именовать их Дорожно-транспортными управлениями МВД железных дорог. 3 июля 1959 года приказом МВД СССР дорожный отдел милиции на Белорусской железной дороге со всеми его подразделениями, личным составом, автотранспортом и другими техническими средствами, подчинен МВД БССР. Приказом МВД БССР от 15 сентября 1959 года объявлен перечень изменений в штатах Дорожного отдела. В штат линейного отделения милиции на ст.

Могилев входили начальник отдела, заместитель начальника отдела, отделение уголовного розыска, группа БХСС. Образован линейный пункт милиции на станции Кричев, который возглавил участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена ´Отечественной войны´ II степени, медали ´За боевые заслуги´, Полонейчик Владимир Андреевич. Участок обслуживания выходит на Суражское и Унечское направления Российской федерации. В звании майора милиции Полонейчик В.А. ушел на заслуженный отдых, а эстафету принял в 1980 году молодой лейтенант милиции Булавко Валерий Николаевич.

Образец форменного обмундирования 1947-1952 гг.

Приказом МВД БССР от 16 июня 1969 объявлены новые штаты отдела, которым введен новая должность заместителя начальника отдела по политико-воспитательной работе, дежурная часть, группа службы. По штату линейный отдел милиции на станции Могилев имел 36 единиц.

Приказом МВД БССР от 26 октября 1971 года в штаты отдела введен линейный пост милиции в Могилевском аэропорту. Приказом МВД БССР от 22 августа 1975 года увеличены штаты линейного поста милиции в аэропорту Могилева до 14 единиц (начальник ЛПМ, инспектор УР, инспектор БХСС, милиционер-шофер, милиционер).

Милиционеры ППСМ Ковалев П.М., Тимошук И.А. 60-е годы ст.Могилев-1

Инструктаж добровольной дружины в дежурной части ЛОМ на ст. Могилев

3 августа 1984 года линейный отдел милиции ст. Могилев переименован в линейный отдел внутренних дел на ст. Могилев, а приказом МВД от 12 июня 1992 года отдел стал именоваться Могилевский отдел внутренних дел на транспорте. До 1995 года в штате отдела имелось Кричевское ОВДТ, Осиповичское ОВДТ, Бобруйское ОВДТ, Слуцкое ОВДТ - всего 228 единиц. Участок обслуживания проходил по территории Минской, Гомельской, Витебской и Могилевской областям.

На этот период Могилевский отдел был самым крупным по Управлению.

Ситуационно-оперативный штаб ЛОМ на ст. Могилев за работой. В центре - начальник отдела Федорчук С.М. 80-е годы.

В виду сложности управления силами и средствами и большой разбросанности, в 1995 году на базе отдела образовалось два самостоятельных отдела - Могилевский ОВДТ с одним отделением в Кричеве и Осиповичский ОВДТ с двумя отделениями в Бобруйске и Слуцке.

После реорганизации отделом обслуживается 540 км. железнодорожных путей, 72 км. подъездных путей, 87 станций и остановочных пунктов, 62 переезда, аэропорт, значительные территории, занимаемые структурными подразделениями Могилевского отделения Белорусской железной дороги. К участку обслуживания примыкают 15 районов Могилевской области.

Начальник Могилевского ОВДТ Прикота А.К. приветствует ветерана ВОВ, бывшего милиционера ППСМ ЛОМ на ст. Могилев Смирнова П.Е. 1994 год.

До 1997 года личный состав отдела размещался в одноэтажном здании 1911 года постройки по ул. Вокзальной, д. 1 г. Могилева. В 1997 году, после реконструкции и текущего ремонта, переданного Могилевским отделением Белорусской железной дороги, здания СМП, отдел занимает оба здания.

Созданы хорошие условия для служебной деятельности личного состава отдела.

Могилевский ОВДТ. 10 ноября 2010 года.

За это время сменилось не одно поколение сотрудников транспортной милиции, но задачи остались прежними: поддержание правопорядка на объектах транспорта, борьба с преступными посягательствами на перевозимые грузы, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан в поездах, на вокзалах, станциях и остановочных пунктах, оказания помощи при авариях, крушениях и других экстремальных ситуациях. Сотрудники отдела с честью выполняют свой служебный долг. На протяжении ряда лет Могилевский отдел внутренних дел занимал призовые места, а по результатам оперативно-служебной деятельности за 1996 год, Министром внутренних дел отделу вручен автомобиль.

В 2013 году в связи с реорганизацией системы органов внутренних дел, и ликвидацией Управления внутренних дел на транспорте, Могилевский отдел внутренних дел на транспорте переподчинили УВД Могилевского облисполкома.

В сентябре 2017 года в связи с проведением организационно-штатных мероприятий приказом УВД Осиповичский отдел внутренних дел на транспорте и Бобруйское отделения внутренних дел на транспорте Осиповичского отдела внутренних дел на транспорте передали в подчинение Могилевского отдела внутренних дел на транспорте.

В настоящее время структура Могилевского отдела внутренних дел на транспорте представляет из себя: Могилевский отдел внутренних дел на транспорте; Линейный пункт милиции на ст. Кричев Могилевского ОВДТ; Осиповичское отделение внутренних дел на транспорте Могилевского ОВДТ; Линейный пункт милиции на ст. Бобруйск Осиповичского отделения внутренних дел на транспорте Могилевского ОВДТ.

Могилевский отдел внутренних дел на транспорте в разные годы возглавляли:

- 1937 г. лейтенант госбезопасности Потапейко;

- 1938 г. младший лейтенант милиции Куксов;

- 1940 г. младший лейтенант госбезопасности Масленников;

- 01.04.1941-14.08.1941 гг. сержант госбезопасности Прокопович Вячеслав Станиславович;

- 19.12.1952-27.12.1958 гг. подполковник милиции Корчагов Василий Никитич;

- 01.04.1959-20.06.1968 гг. подполковник милиции Лысенко Федор Григорьевич;

- 04.06.1968-10.12.1972 гг. подполковник милиции Кваснов Василий Иванович;

- 19.12.1972-01.08.1975 гг. подполковник милиции Филимоненко Владимир Семенович;

- 21.08.1975-03.12.1991 гг. полковник милиции Федорчук Степан Михайлович;

- 30.01.1991-15.04.1994 гг. подполковник милиции Терещенко Владимир Михайлович;

- 30.04.1994-31.01.2003 гг. полковник милиции Прикота Андрей Константинович;

- 24.04.2003-01.11.2007 гг. полковник милиции Касьянов Сергей Дмитриевич;

- 17.10.2008-30.05.2013 гг. полковник милиции Маньков Юрий Михайлович;

- 30.01.2014-27.11.2015 гг. подполковник милиции Дворников Сергей Дмитриевич;

- 24.03.2015-12.08.2017 гг. подполковник милиции Ермаченко Вадим Александрович;

- 20.10.2017 г. по н/время подполковник милиции Нечаев Святослав Валентинович.

Группа информации и общественных связей УВД

по материалам областного Совета ветеранов ОВД и ВВ

и Могилевского ОВДТ

иcтoчник: uvd.mogilev.by