Новая встреча с... первой любовью.

иcтoчник: www.sb.by

Посол одной из среднеазиатских стран пригласил меня на прощальный ужин в честь завершения его миссии в нашем государстве. После выхода на пенсию меня нечасто балуют подобными предложениями, потому я, как некогда, одетый под галстук, в назначенное время был в ресторане. Среди приглашенных знакомым оказался лишь Александр Владиславович, который все еще работал фотокорреспондентом одной из медиагрупп. Мы давненько не виделись и обрадовались встрече. К тому же оба были трезвенниками, но это никак не повлияло на теплое общение и обмен воспоминаниями.

Сам вечер тоже удался. Хозяин, настоящий профессионал в дипломатической среде, человек общительный, симпатичный, пользовался искренним уважением. Не забыл он и одну из моих публикаций, которая в свое время, пусть и косвенно, но способствовала его подъему по карьерной лестнице.

Попрощавшись с дипломатом и пожелав ему новых успехов, мы с Александром Владиславовичем покинули вечеринку. Он хотел вызвать такси, но узнав, что я намерен прогуляться до дома пешком, решил составить мне компанию. Сразу скажу, со спутником мне повезло, поскольку услышал интересную, хоть и простую, на первый взгляд, историю из его жизни. Попытаюсь рассказать ее вам и по возможности передать ту атмосферу, в которой протекала наша беседа тем тихим столичным вечером.

коллаж юлии костиковой

- Ты знаешь, что я родом из городка, подобного твоему Бобруйску, - рассказывал Александр. - Не областной центр, но весьма ухоженный и благоустроенный, так что я с большим удовольствием, когда выпадает возможность, навещаю места, где остался родительский дом. Правда, надо признать, что такие поездки, увы, случаются все реже. По разным причинам... Вот и на эту Радуницу, если бы не выручила старшая дочь, мог бы и не попасть на кладбище, где похоронены родные и близкие. Мое авто было в ремонте, и Маша вызвалась свозить меня. Она в силу своей профессии может позволить себе хорошую машину, к тому же любит скорость, потому с удовольствием составила мне компанию. Я думаю, что мне удалось еще и заинтриговать дочь обещанием раскрыть одну из тайн моей бурной молодости.

Теплым апрельским утром мы отправились в путь. Накануне я плохо спал, потому расположился на заднем сиденье в надежде вздремнуть. Однако было не до сна. Размышлял, правильно ли поступаю, решившись познакомить дочь, пусть уже и взрослую, с женщиной, которая едва не стала моей женой и с которой я был в первых серьезных отношениях.

С Галиной мы познакомились в студенческие годы в вузе. Как выяснилось, оба были из одного города, но раньше не пересекались. Во время очередной поездки на побывку оказались в одном автобусе. Так и началось... Однажды Галина заночевала у нас, и моя мать обрадовалась, считая, что ее взбалмошный сын взялся за ум и наконец создаст нормальную крепкую семью, подарит внуков стареющей женщине. И потому посчитала себя обманутой, когда узнала, что после окончания института мы с Галей разбежались. Инициатором этого, что греха таить, был я... Отслужил в армии и твердо решил строить карьеру, не отягощая себя семейными узами. Тогда и случилась та катавасия, взбудоражившая всех наших соседей.

Галина жила на окраине города, у большого колхозного сада, где мы частенько останавливались, когда я провожал ее вечерами. До моего дома отсюда около двух километров. Так вот, все это расстояние она преодолела в свадебном платье, убежав по дороге в ЗАГС от жениха-одноклассника, который давно сох по ней. Мне, наверное, повезло - в то время я был на стажировке и не видел Галю, не слышал ее разговора с моей матерью. За невестой приехали и увезли, а с мамой я серьезно и надолго поссорился.

Жизнь продолжалась, все шло своим чередом. Молодой офицер, ставший-таки мужем Галины, увез ее в Забайкалье. Догадываюсь, что он сам напросился на службу в такую даль. Долгое время мы ничего не слышали друг о друге. По крайней мере, могу говорить за себя: вспоминать о своей первой женщине у меня не было ни времени, ни нужды. Я и сам женился, в семье все складывалось нормально, но случались у меня и отношения на стороне. Моя мать была права, когда корила за ветреность и подобные приключения. Кто знает, может, именно жесткие нравоучения, которыми она мне досаждала, помогли сохранить брак. И мы всей командой тихо вкатились в ту пору, когда уже нет смысла делать резкие повороты в судьбе. Однако новый, пусть и запоздалый поворот, все же настиг меня. От старых знакомых случайно узнал, что Галина, уйдя на пенсию директором школы, приехала домой, чтобы ухаживать за больной матерью. Вернулась одна и поселилась в родительском доме. Сын ее погиб в Сирии, и вполне понятно, что женщину потянуло с чужбины в родное тепло.

Почти год я не решался во время поездок в родной город заглянуть во двор неподалеку от колхозного яблоневого сада. Но однажды я все же остановил рядом свой автомобиль. Деревья совсем постарели, многие были вырублены. Я долго не мог войти в знакомый до боли дом. Стоит ли это делать? И тут на крыльце, словно в ответ на мои сомнения, появилась фигурка женщины. Конечно, с такого расстояния ее было не рассмотреть, но что-то мне говорило, что это и есть та самая Галя... Я вышел из салона, и - удивительное дело - мы одновременно пошли навстречу друг другу. Галина на правах хозяйки пригласила меня в дом.

Два взрослых, хорошо воспитанных человека, впрочем, знают, как выйти из такой ситуации. Молча, как молчали все предыдущие годы. Я выразил соболезнования по поводу гибели сына, увидев фото ее Алеши с траурной ленточкой. Мы поговорили обо всем и ни о чем, выпили по две чашки чая, и я заторопился. Обещал при случае заехать. ´Буду рада тебя видеть´, - тихо ответила Галя.

Я снова врал. По крайней мере, тогда я вовсе не был уверен, что наша новая встреча состоится.

Дочь остановила свой кроссовер, и мы выпили по чашке кофе. Я вдруг вспомнил, как много лет назад на этом участке трассы чудом остался жив. Я ехал тогда в командировку на служебном авто, а на встречку выскочил безумный шумахер...

Мы проехали половину пути, когда я понял, что должен рассказать эту историю Маше. Вдруг это поможет принять решение о новой встрече с моей первой любовью...

Дочь долго молчала, потом произнесла: ´Ну ты даешь, отец... ´

- Мы можем к ней не заезжать, - сказал я дочери. - Нам будет и так чем заняться на кладбище.

- Ну почему же, - откликнулась Маша. - Ты хоть сейчас не дрейфь, а если человеку помощь какая нужна. Да и мне интересно глянуть на твою Галину Иосифовну...

Нашим благим намерениям в тот день не суждено было сбыться. Мы подъезжали к городу, как зазвонил телефон дочери. Ей по службе нужно было срочно возвращаться в столицу. Марийка виновато взглянула на меня. Ну, что поделаешь - приедем в следующий раз.

Александр Владиславович закончил свой рассказ, а я не торопился задавать ему вопросы. Мне было понятно его внутреннее состояние, коль он решился поведать мне эту историю, напоминающую скорее исповедь, чем обычное житейское приключение.

Мы расстались, договорившись, что где-то на исходе лета, когда жара спадет и рыба снова начнет лучше клевать, Александр Владиславович приедет ко мне в усадьбу отдохнуть недельку, порыбачить. Честно говоря, я думал, что вряд ли такое случится, хотя надеялся повидать и его дочь Марию, о которой он много говорил. Недавно она получила очередное воинское звание. Но я ошибся: именно она стала инициатором их приезда. На исходе августа ее новенький электромобиль остановился у ворот. Глядя на стройную, в удобных джинсах и легкой кофточке смуглянку, было сложно представить, что это хрупкое создание руководит серьезным подразделением. Как и все начинающие рыбаки, Мария оказалась удачливой, выловив в тот же вечер крупного линя. За ужином, накрытым в беседке, я поинтересовался у гостей, доехали ли они в родной город Александра Владиславовича. Они переглянулись, и Мария с улыбкой ответила:

- Конечно доехали. У меня с папиной первой любовью даже сложились вполне дружеские отношения. Вот только размышляем, стоит ли посвящать в эту ситуацию маму. Все-таки история деликатная.

Синий вечер все настойчивее окружал усадьбу. Свежий ветер с озера напоминал о том, что самые теплые дни позади и скоро станут лишь приятными воспоминаниями. Быстро же бежит время - и это, что сейчас перед нами, и то, что готовит более крутое и, надо полагать, более решительное поколение. Еще подумалось о том, что это самое поколение, творящее день сегодняшний после нас с Александром Владиславовичем в лице его дочки, отличается тем, что не прячется и не избегает проблем, в том числе и требующих деликатности, а работает с ними. Правильный подход. Мария, словно прочитав мои мысли, улыбнулась и вздохнула, подводя итог этого дивного вечера: ´Самое большое заблуждение - считать, что у нас еще много времени... ´