Василий Фесько - журналист, главный редактор с пером в руках и майор Красной армии с мужеством в сердце.

иcтoчник: www.sb.by

Они сражались за Родину... Ветераны ´Сельской газеты´ и участники Великой Отечественной войны. Среди них - майор Василий Фесько, который был известной фигурой в журналистских кругах. Коллеги знали его как принципиального и талантливого руководителя, требующего от себя и своих подчиненных максимума. Он не просто стремился сделать газету популярной среди сельских работников, но и умел найти особый подход к ним, чувствовать их нужды и стремления.

Селькор из деревни Богушевка

Василий Илларионович родился в 1911 году в деревне Богушевка Бобруйского района в семье кузнеца. Жизнь была нелегкой. Отец, Илларион Дорофеевич, вернулся с Первой мировой войны инвалидом, долго болел и умер в 1926 году. Мать, Степанида Максимовна, после смерти мужа вступила в колхоз и одновременно работала уборщицей в сельской школе. Семья жила в нищете.

´Трудиться я начал рано, с десяти лет по найму пас скот, - спустя годы, уже в должности редактора ´Сельской газеты´, вспоминал Фесько в автобиографии. - Однако из-за материальных затруднений в 1925 году вынужден был оставить школу и поступил учеником на мельницу-лесозавод в деревне Брожа Бобруйского района. Мои младшие братья уже тогда были определены в детские дома... ´.

В 14 лет юноша пишет в Бобруйскую окружную газету ´Коммунист´ о тяжелой жизни крестьян и переменах, происходящих на его родной земле. Василий изо всех сил продолжает бороться за светлое будущее. Деятельный и энергичный, он оказался вовлеченным в события, разворачивающиеся в стране, словно в водоворот...

´В 1926-м я вступил в ряды ВЛКСМ, - продолжает Фесько в автобиографии. - В этом же году по путевке райкома комсомола уехал на учебу в Паричскую школу крестьянской молодежи. В 1928 году Бобруйским окружкомом комсомола был направлен на работу в пограничный Краснослободский район заведующим отделом пионеров РК ЛКСМБ. В 1929 году, в период массовой коллективизации, в пограничном Смоличском сельсовете была создана комсомольская организация. Меня избрали в ней секретарем и назначили секретарем сельсовета. Также по инициативе комсомольцев был создан колхоз ´КИМ´.

С 1925 года я трудился в Бобруйской окружной газете ´Коммунист´ и республиканской газете ´Беларуская вёска´. В конце 1930 года меня как активного селькора выдвинули для работы в газете ´Беларуская вёска´, а в 1931 году она была переименована в ´Калгаснік Беларусі´.

Василий Фесько - журналист, главный редактор с пером в руках и майор Красной армии с мужеством в сердце.

Василий Фесько с женой и детьми.

Вот, оказывается, когда у Василия начался официальный стаж журналистской деятельности - в 1930 году. До этого он пять лет усердно работал селькором, именно за активность юношу и выдвинули в республиканскую газету, которую через полтора десятилетия он возглавил.

Это положительно сказалось и на его дальнейшем служебном росте, который Василий Илларионович описывает следующим образом: ´В газете начинал с должности инструктора массового отдела, затем был литературным сотрудником, а позже - заведующим отделом. Работу совмещал с учебой на вечерних общеобразовательных курсах, затем на вечернем газетном отделении Коммунистического университета´.

Фамилию Фесько можно было встретить почти в каждом номере газеты. Ему всего двадцать, а он уже учит молодых рабселькоров оперативности и предъявляет ´политический иск´ работникам связи за провал подписки и срыв директивы партийных органов.

Молодой журналист прекрасно осознает, в какой водоворот событий попал. Поэтому Василий Фесько посещает лекции на вечерних общеобразовательных курсах, а затем продолжает обучение на вечернем газетном отделении Коммунистического института журналистики имени С. М. Кирова.

На войну ушел добровольцем

Под его руководством издание стало мощным средством воспитания и боевого сплочения частей и подразделений. Военные корреспонденты ежедневно находились в частях, оперативно готовили и сдавали материалы о своих товарищах.

Орденом Отечественной войны II степени Василия Илларионовича наградили за его работу в период наступательных боев под Проскуровом. Сотрудники редакции, находясь в первом эшелоне, обеспечили бесперебойный выход газеты и ее доставку бойцам. Вот какой интересный факт сохранила история: в одном из боев редакция попала под прямую бомбежку - все имущество, шрифты были выведены из строя. Но редактор не растерялся и в тот же день выпустил газету.

После войны, в 1946 году, Василия Фесько назначают редактором ´Совецкага селяніна´. В свои тридцать пять лет он полон творческих сил и с жаром берется за любимую работу! Умеет воодушевлять, организовывать, предлагать творческие идеи и воплощать их в жизнь.

Василий Фесько - журналист, главный редактор с пером в руках и майор Красной армии с мужеством в сердце.

´Самым решительным образом выступаю против... ´

При Фесько газета увидела значительные изменения: ее название эволюционировало вместе с духом времени. В 1950 году ´Совецкi селянін´ переименовали в ´Колхозную правду´. Теперь она выходила ежедневно на русском и белорусском языках. Количество подписчиков росло, читатели активно обращались за помощью и подсказывали журналистам острые темы.

Однако не обошлось и без трудностей. В конце 1956 года Фесько узнал от секретаря Компартии Белоруссии Горбунова, что ´Колхозную правду´ предлагают преобразовать из органа ЦК КПБ в орган Министерства сельского хозяйства БССР и издавать только на белорусском языке. Это известие ´взорвало´ Василия Илларионовича! Он понимал, что такое решение может серьезно ограничить возможности работы редакции и ее связи с читателями. Настоящий бойцовский дух - бороться за свое дело, не так ли?

Василий Фесько - журналист, главный редактор с пером в руках и майор Красной армии с мужеством в сердце.

Василий повторял: ´Это продиктовано отнюдь не деловыми соображениями´. На примерах показывал, как улучшились тематика и содержание материалов, а главное, их действенность. Число подписчиков росло, а количество поступавших писем впечатляло. ´Колхозная правда´ работала без госдотаций и не была обузой для партийного бюджета.

Фесько акцентировал внимание: если перевести газету только на белорусский язык, то от нее отвернется треть подписчиков. На следующий год подписалось 37 тысяч сельчан, из них более 30 тысяч - на русскоязычное издание. Он понимал, что, когда газета попадет в ведение Минсельхоза, ее значимость в глазах сельчан упадет. Исчезнет критика недостатков деревенской жизни, и она станет не более чем безликим ведомственным бюллетенем, вестником сельхознауки, а не боевой массовой партийной газетой-защитником крестьянства. Это было бы настоящим ударом по духу и независимости издания!

Василий Илларионович действительно сражался за свое детище до хрипоты. Он смело бросил вызов секретарю ЦК и заведующему отделом, от которых зависела дальнейшая судьба ´Колхозной правды´. Редакторское кресло могло вмиг зашататься, но Фесько не собирался отступать. Письмо Фесько оказалось объемным и насыщенным: он представил факты, доказательства и выводы, уверенно аргументируя свою позицию. Просил отклонить проект на бюро ЦК ´Вопросы газеты ´Колхозная правда´ как ошибочный и предложил несколько вариантов, чтобы поднять статус газеты.

Например, разрешить редакции провести двухдневное республиканское совещание селькоров и авторского актива, выделив на эти цели 40 тысяч рублей из сверхплановой прибыли. Ему было важно, чтобы с нового года выпуск ´Колхозной правды´ передали из Главиздата Министерства культуры БССР в издательство ЦК КПБ. Также попросил, чтобы Мингорисполком выделил для работников газеты хотя бы десять квартир.

Кирилл Трофимович Мазуров, оценив доводы опытного и авторитетного редактора, признал их убедительными. Благодаря этому ´Колхозная правда´ сохранила свое имя, репутацию и достоинство. Это был настоящий пример того, как смелость и решимость могут изменить судьбу издания.

Неизвестно, какой была реакция оппонентов редактора, но тот факт, что газета сохранила свой статус и стала одной из самых уважаемых в республике, а также широко известной за ее пределами, говорит сам за себя. Это подтверждает, что настойчивость и смелость редактора принесли свои плоды.

Василий Фесько - журналист, главный редактор с пером в руках и майор Красной армии с мужеством в сердце.

Читает сам Хрущев

В 1962 году, когда страна крепко становится на ноги, а экономика переходит в стабильное русло, ´Сельчанку´ снова переименовали в ´Сельскую газету´. Читали ее и руководители партии и правительства. Василий Илларионович старался сделать издание не просто политинформатором, а настоящим наставником в сфере сельского хозяйства по самым разным направлениям, советником и другом для тех, кто работал на земле.

´Памятен мне один случай, - вспоминал Владимир Шитик, один из ветеранов редакции, позднее ставший известным писателем. - Как-то приехал Василий Илларионович из ЦК партии и велел собрать коллектив. Пришли мы и оторопели. Сидит наш редактор в большом волнении. Невзначай подумалось: не сняли ли? Наконец вымолвил через силу:

- Ну и рецензента мы нажили!.. Хрущев в записке Президиуму ЦК на нашу ´Сельскую газету´ сослался.

´В республике появились такие хозяйства, - констатировал первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев, - которые набирают силу и могут быть хорошим примером не только для Белоруссии, но и для других районов... ´.

Настоящее учебное пособие

Некоторые материалы, опубликованные в ´Сельской газете´ по совету Василия Илларионовича, были перепечатаны центральной прессой. В ответ на такой интерес Фесько распорядился в кратчайшие сроки собрать и издать отдельной книгой лучшие публикации о передовом опыте. Составителем сборника и автором предисловия стал сам Фесько. Всего за семь дней сборник вышел из печати тиражом 10 тысяч экземпляров.

Редактора было не остановить! Он выпустил и специальное приложение к газете, назвав его ´Заочная школа химических знаний´. Это цикл лекций по важнейшим вопросам агрохимии и почвоведения, подготовленный академиками Виктором Шемпелем и Николаем Дорожкиным. Материалы приложения выходили два раза в неделю, их можно было вырезать и носить буквально в кармане. ´Сельчанка´ стала не просто газетой, а учебным пособием для земледельца.

Еще один сборник, который составил и отредактировал Василий Илларионович, назывался ´Сяло маё роднае´. Он представлял собой очерки о людях белорусской деревни, написанные лучшими сотрудниками ´Сельской газеты´, как ветеранами, так и молодыми журналистами. В него вошли материалы и внештатных авторов, среди которых были руководители и специалисты хозяйств, учителя, ученые, писатели и селькоры.

Сегодня уроки творчества Василия Фесько и его многогранная редакторская деятельность служат прекрасным образцом для новых поколений журналистов. И хотя, понятно, прежний опыт нельзя полностью перенести в сегодняшний день, но можно и нужно учиться главному: преданности своему делу, самоотверженности в достижении намеченных целей, умению поддерживать живую, постоянную связь с читателями, селькорами, авторским активом. Так, как и поступал Василий Фесько.

Екатерина КВАЧЁНОК, ´СГ´

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Владимир ЛАНДЕР