
иcтoчник: sad48.bobruisk.edu.by
Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь.
Общение с детьми, наблюдение за ними в повседневной жизни, изучения уровня освоения умений и навыков детей в процессе рисования, изучение методических советов, показывает, что использование разнообразных техник рисования нетрадиционной формы, способствует развитию творчества и фантазии у детей.
Интересные методы и приёмы обучения, способны создать интерес к занятию с первых минут и удерживать этот интерес на всём его протяжении.
Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей, рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Работа детей с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования, позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме.
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки, краски, уголь, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.
Смысл для ребёнка в рисовании - рисовать и играть, а не только рисовать - изображать, ему очень важен процесс деятельности.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома?
Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и ´это сделал Я - всё это моё!´.
Наиболее интересный и любимый способ рисования ребенка- это рисование ладошкой или пальчиком, так как детям интерес сам процесс, когда ребёнок опускает ладонь или пальчик в краску, а затем прикладывает её на лист бумаги, здесь вы можете по фантазировать с ребёнком, что у вас получилось.
Один из интересных детьми способов нетрадиционного рисования - рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении, сначала дети акварелью рисуют, например снежинку, потом пока краска не высохла по линиям наносят соль, ждём когда она впитает в себя воду, а затем лишнюю соль ссыпаем.
Техника рисования - кляксография . Это всегда полет фантазии и неожиданные решения. Но на первых порах мыслительную деятельность можно направить в определенное русло, задать, так сказать, направление. Например, увидеть в кляксах удивительные планеты, прилет птиц, неожиданных зверей, подводный мир, рассыпанные ягоды. Поставим на лист бумаги большую кляксу(жидкая краска) и осторожно подуем каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем. А можно сделать ещё одну, но другого цвета, пусть встретятся. Что получится, думайте сами.
Любят дети рисовать и манной крупой. Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА, насыпаем манную крупу на изображение, аккуратно стряхиваем остатки крупы на тарелку, чтобы не приклеенные крупинки осыпались, такое рисование способствует снятию стресса и часто рекомендуется психологами.
Очень интересный способ нетрадиционного рисования - рисование пенной для бритья. Например, на поднос или тарелочку наносим пенку, разравниваем поверхность с помощь линейки, далее наносим кисточкой акварельные краски разных цветов в хаотичном порядке, затем прикладываем трафарет бабочки вырезанную из бумаги, прижимаем, чтобы изображение отпечаталось на ней. Аккуратно снимаем бабочку и ждём несколько минут, чтобы впиталась краска.
А ведь можно рисовать и зубной щёткой, мятой бумагой, ватными палочками, пеной для бритья и клей ПВА, нитками, мыльными пузырями, речным песком, рисование по стеклу, создавать композиции свеча + мелки, помадой и т.д.
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость - радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Использование различных материалов, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка. А если вам нравится, когда глаза ваших детей блестят от восторга на занятиях¸ если вы хотите, чтобы каждое занятие было праздником, если вы желаете смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
Н етрадиционн ые техники рисования, которые Вы можете использовать дома со своим ребенком.
Рисование мыльными пузырями.
Способы рисования:
Вариант № 1. В несколько ёмкостей с жидким мылом (1 ч. ложка воды к 1 ст. ложке мыла) добавить разную краску (5 ст. ложек на одну порцию), дуть в трубочку до образования мыльных пузырей и обмакнуть лист бумаги о них. Получится воздушно - сказочное изображение.
Монотипия
С помощью предметной монотипии можно изобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотипия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (как в воде). Отпечаток получается только один. Отсюда и название - монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). С помощью рисования техникой ´монотипия´ - получаются идеально симметричные предметы или великолепные пейзажи.
Материал : лист альбомной бумаги, гуашь, широкая и тонкая кисточки, баночка с водой, палитра, тряпочка.
Ход работы:
1. Лист бумаги складываем пополам по вертикали, чтобы появилась линия сгиба, и разворачиваем.
2. На правой половине листа рисуем правую половину бабочки.
3. Затем левую половину листа смачиваем водой при помощи широкой кисти, лист опять складывается по линии сгиба, прижимаем для получения отпечатка.
4. На развернутом листе появляется целая бабочка.
Варианты работ: предметной монотипией можно изобразить ската, жука, паука, осьминога, цветок в горшке, мячик, солнце и другие симметричные предметы.
Диатипия
Техника диатипии (от греческого dia - сквозь, через) - считается разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.
Техника необычна тем, что выполняется рисунок на органическом стекле, а изображение остается на мокром от воды листе бумаги. Отсюда и второе название ´водяная печать´. На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - выпуклый зеркальный рисунок с интересной фактурой и цветным фоном.
Материал : глянцевый картон (или органическое стекло), тонкий лист бумаги, гуашь, широкая кисточка, простой карандаш или просто заостренная палочка, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы :
1. На глянцевый картон или оргстекло наносим толстой кистью морской пейзаж - море и небо.
2. Намочив лист бумаги, кладем его сверху на изображение, слегка прижав лист к картону.
3. Простым карандашом на обратной стороне листа делим море и небо горизонтальной линией, в центре рисуем и закрашиваем небольшой парусник, скалы, вверху - солнце, облака.
4. Осторожно снимаем тонкий лист с картона, у вас получается отпечатанное море с выпуклыми скалами, парусником и небо с солнцем и облаками.
Тиснение
Тиснение - это очень увлекательное занятие. Однообразно заштриховывая лист бумаги, вдруг обнаруживаем, что на нём постепенно проступают рельефные поверхности.
Материал : лист тонкой бумаги, монетка или выпуклое изображение динозавра, простой карандаш.
Ход работы :
1. Кладем лист бумаги на монетку.
2. Простым карандашом заштриховываем выступающую над монеткой часть бумаги, пока не проявится вся рельефная поверхность.
Обрывной
При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными ´мохнатыми´ краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи пушистой, объемной и мягкой фактуры предмета.
Материал: картинка-основа; цветная бумага; самодельный клейстер (или клей ПВА); поролоновый тампон (или жесткая кисточка для клея); клеенка-подкладка.