Последний рубеж контроля.

иcтoчник: www.shinnik.by

Осмотр на наличие дефектов - последнее звено в цепочке технологического процесса производства шин. На этом этапе за качеством следят буквально в оба глаза: опытным взглядом контролера ОТК и всевидящим, всепроникающим взором рентгенустановки.

Аппараты-контролеры

В цехе вулканизации ЗСКГШ в строю две рентгенустановки. Как рассказал начальник цеха Евгений Кузьмин, более старшая - немецкая - приступила к работе в середине нулевых. А в 2017 году в рамках инвестиционного проекта ´Главный корпус завода СКГШ. Создание производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром до 63 дюймов с реконструкцией подготовительного цеха´ здесь была размещена новая установка - для работы с шинами с посадочным диаметром от 49 до 63 дюймов.

Разумеется, рентгенустановка не самостоятельный ´труженик´ - она лишь инструмент в умелых руках специалистов. Мы пообщались с работниками одной из смен, дефектоскопистами рентгено-, гаммаграфирования Лилией Корбут и Ириной Черевако.

История перед глазами

Лилия Корбут - ´рентгенолог´ со стажем. На ´Белшину´ пришла еще на излете минувшего тысячелетия - в 1998 году, на должность контролера ОТК ЗМШ. Несколько этапов истории внедрения рентгеноборудования на предприятии прошли на ее глазах.

- На ЗМШ на инспекции качества еще в 80-х появились первые установки. Здесь же, на ЗСКГШ, я начинала работать с немецким агрегатом. Изначально тут трудился только один дефектоскопист - Зоя Кашура. Она уже на пенсии, но многие вспоминают ее с благодарностью: она обучала всех новичков.

- А я на этой должности всего год, - рассказывает Ирина Черевако. - Хоть и работаю на ´Белшине´ с 2008 года. Начинала сборщиком покрышек на ЗМШ, затем трудилась в ´подготовке´ навесчиком ингредиентов... У меня вообще много строк в ´шинной´ биографии. А в прошлом году узнала, что есть вакансия дефектоскописта. Теории обучалась в Центре подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров ´ПромТехОбразование´, практике - на нынешнем рабочем месте.

´Диагноз´ для шины

´На просвет´ шина попадает после вылежки и обрезки. Сеанс длится около семи минут.

- Иногда, если есть сомнения, мы можем повторить его несколько раз, - поясняет Ирина Черевако. - По итогу надо отразить моменты, которые привлекли внимание, чтобы при необходимости оперативно внести коррективы в процесс производства.

- Мы в ответе за качество каждой шины, - констатирует Лилия Корбут. -Проверяем не выборочно, а каждую, столь же внимательно, как врач пациента.

Дуэт дефектоскопистов в один голос заверяет:

- Абсолютно все наши шины в допуске, за это ручаемся. Ведь контроль присутствует на всех стадиях, поэтапно. Мы - лишь последний ´рубеж´.

Неусыпный контроль

При цикличном ритме работы порой непросто сохранить концентрацию на каждом очередном ´витке´. Как справляются с этим дефектоскописты?

- Не считаю нашу работу монотонной, - сразу парирует Ирина Черевако. - Здесь много разнообразия, масса нюансов. К тому же мы постоянно в движении. Вы не подумайте, что мы всю смену за монитором проводим, сели-включили-посмотрели. Надо отследить, когда заканчивается вылежка, открыть ворота для того, чтобы ´встретить´ новую шину, запустить процесс ´сканирования´, затем оценить полученные результаты... Я считаю, очень интересно здесь работать.

Не влияет ли на внимание то, на какое время суток выпадает смена? Деление на ´сов´ и ´жаворонков´ вроде как до сих пор в силе...

- Не чувствую разницы, - пожимает плечами Лилия Корбут. - Такой график меня устраивает.

- А я вот не люблю ночные смены, - делится Ирина Черевако. - Предпочитаю ночью спать дома. Но в целом уже привыкла. Да и степень ответственности ´бодрит´...

Андрей ЧИЖИК

Фото автора