иcтoчник: sad48.bobruisk.edu.by
Лето - самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме.Таким видом деятельности является игра. В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
На прогулке воспитатель может использовать различные виды игр:
подвижные; малоподвижные; игры-соревнования;
игры - забавы; сюжетно - ролевые игры; дидактические словесные игры; творческие игры; настольные игры и многие другие.
При этом важно учитывать индивидуальные и возрастных особенности детей, а также погодные условия. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитывается чувство дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности. В подвижных играх можно применять все виды движений.
Одним из основных средств физического воспитания являются подвижные игры.
Подвижная игра - сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременно выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа ´Лови!´, ´ Беги!´, ´ Стой!´. Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков. Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактической задач, влияют на восприятие, память, внимание, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, делать выводы.
Очень хорошо организовывать летом во время прогулки сюжетно-ролевые игры. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Сюжетно ролевая игра - средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников. Научить детей играть в коллективе, пользоваться одними и теми же игрушками - задача сложная. Дома ребенок привык, что все игрушки принадлежат ему одному, а в садике их приходится с кем-то делить. Правильная организация сюжетно - ролевых игр помогает детям становиться коммуникабельными, доброжелательными. Игры могут быть разные: это и простые в ´Дочки - матери´, ´Семья´, ´Ты - врач, а я доктор´.
Дидактические словесные игры (´Кто летает, бегает, прыгает´, ´В воде, в воздухе, на земле´, ´Один много´, ´Назови ласково´, ´Назови одним словом´, ´Доскажи слово´, ´Так бывает или нет´, ´Какая, какой, какое´, ´Кто больше назовёт действий´, ´Загадай, мы отгадаем´, ´Четвёртый лишний´, ´Когда ты это делаешь´, ´Испорченный телефон´, ´Нужно - не нужно´ и другие) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Творческие игры на прогулке это могут быть строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками, шишками и т.д. в них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Для эффективности проведения таких игр необходимо иметь наборы формочек для игр с песком, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, печатки, карандаши для создания ´картин´ на песке и т.д.
Рисование мелками. Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовывайте асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.
Игра является важнейшим средством формирования личности ребёнка и раскрытия его познавательных возможностей.