иcтoчник: bobrlen.gov.by
Казалось бы, родительская забота - вещь очевидная и понятная. Это уход за малышом, занятия, игры, чтение сказок на ночь, совместный просмотр мультиков. Однако на деле семьи по-разному понимают родительские обязанности. В некоторых мама всегда с детьми, а папа - неизменно на работе. Бывает, что муж и жена поровну делят семейный ´функционал´ и успешно работают. Наконец, иногда и мужья превращаются в ´заботливых хозяюшек´, в то время как жены - матери семейства - делают карьеру. Разные практики родительства пересекаются. Но базовых вариантов пять. Модели родительства зависят от того
- кто заботится о ребенке и каковы роли мужа и жены в семье;
- как понимается забота;
- какие эмоции испытывают родители;
- работают ли мать и отец и как они воспринимают свою профессию;
- какова степень самореализации родителей.
В каждой модели - свое содержание родительских ролей, свой репертуар родительских практик, свои эмоции.
Модель 1. Родительство как репродукция
Ключевые слова: ´природа´, ´данность´.
Родительство в этой модели понимается как естественная функция, призвание женщины связывается с материнством. Основная забота возложена на мать, а отец выглядит отстраненным и несведущим. ´Первый месяц я боялся ребенка, - рассказывает один из отцов. - Я сторонился его...´. В таких семьях родительские роли гендерно поляризованы. Однако эта поляризация не вызывает конфликтов, поскольку воспринимается как природная, органичная. Родители вполне согласны со своими ролями, у них нет отрицательной рефлексии на эту тему.
Модель 2. Все как у людей
Ключевые слова: ´пора´, ´надо´.
В этой модели родительство вписано в традиционную гендерную культуру. Жена - хранительница семейного очага. Материнство мыслится как часть женской идентичности. Женщины стараются быть ´хорошими матерями´ в том, что касается питания, одежды, здоровья ребенка и пр. Муж - ´добытчик´, ´кормилец´. Главы семейства нередко считают, что их близкие ´ни в чем не нуждаются´. Но в воспитании ребенка роль отца оказывается эпизодической (´виновата´ работа). Прогулка, купание, иногда игры - вот, по сути, и весь список обязанностей для отца.
Модель 3. Родительство как обязанность
Ключевые слова: ´долг´, ´преодоление трудностей´, ´рутина´.
Родительство выглядит как набор задач и проблем. Обязанности мамы и папы становятся рутиной. Забота о детях в этой модели расценивается как ограничение в профессии и в жизни.
В таких семьях контраст гендерных ролей может вести к конфликтам. Женам нередко приходится радикально менять образ жизни (´Ты находишься дома, бытовуха... ´), а муж ´стандартно работает, приходит поздно, общается, как было до родов. Отцы в этой модели стараются материально обеспечить семью - считают это своим долгом. Такое восприятие родительства сопряжено с усталостью и неудовлетворенностью. Пара нередко ищет помощи у родных, близких и друзей.
Модель 4. Дети как проект
Ключевые слова: ´сознательный выбор´.
Родительство рационализируется, становится результатом осознанного решения респондентов. Семьи соотносят появление ребенка, жизненные планы и условия: получение образования, карьеру, ´квартирный вопрос´, достаток. Материнство и отцовство вписано в общую жизненную траекторию.
В такой модели в заботе о ребенке неизбежно участвуют родственники или поставщики услуг (детский сад, няня). Причем пары тщательно выбирают медицинские и образовательные сервисы для детей - советуются с другими родителями, в том числе в интернет-форумах. Одним из критериев выбора служат интересы и склонности ребенка.
Такое родительство расценивается двойственно:
- с одной стороны, баланс между заботой о детях и карьерой приносит удовлетворение;
- с другой стороны, существует ´боязнь неправильного выбора´ у родителей-неофитов;
- чувство родительской ответственности может вызывать беспокойство.
Модель 5. Воспитание как творчество
Ключевые слова: ´самореализация´, ´профессионализм´.
Забота о детях в этой модели выглядит как сфера собственного развития. Такая позиция больше характерна для матерей. Они, с учетом ´традиционной гендерной культуры´ и мер господдержки семьи, между работой и воспитанием детей выбирают второе. Развитие ребенка - эмоциональное, интеллектуальное, физическое - становится для матери приоритетом. Достижениями малыша измеряются и собственные достижения. При этом материнство предполагает некую ´профессионализацию´: приобретение специализированных знаний и навыков. Для этого женщины обучаются на курсах, занимаются самообразованием, обсуждают с другими родителями тонкости воспитания и ухода за детьми.
Материнство может становиться основой профессионального выбора. Женщины готовы изменить свою трудовую биографию и получить дополнительное образование в области детской психологии, педагогики, педиатрии или организовать развивающий центр для детей. В такой концепции родительства самооценка матерей повышается, они ощущают собственную значимость.
Поддержку и консультацию по детско-родительским отношениям Вы можете получить в учреждении ´Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г.Бобруйска´
Телефон для предварительной записи к психологу 73-09-22
Наш адрес: ул. К. Либкнехта, д.58, каб. 202