Николай Таркан: ´В цех меня привел отец´.

иcтoчник: www.shinnik.by

Машинист 7-го разряда протекторного агрегата каландрового цеха ЗСКГШ Николай Петрович ТАРКАН в январе отметил 50-летний юбилей. Осенью же будет 30 лет стажа на ´Белшине´. Цех один и тот же, только разок линию поменял. Как осваивал профессию буквально ´с нуля´, на что потратил первую зарплату, как едва не ´высадил´ нервную систему? Мы побеседовали с человеком, у которого в трудовой буквально пара записей, сделанных в отделе кадров Общества.

´Сам всему научу´

Николай Таркан - коренной бобруйчанин. Окончил 8 классов 16-й школы, потом - СПТУ №60 по специальности ´крановщик´. Вернувшись домой после армии, не успел толком отдохнуть на гражданке, как отец сказал: ´Давай ко мне в цех. С начальством уже поговорил - примут под мою ответственность. Сам всему научу´. Так с 1994 года Николай стал работать в бригаде своего отца, оператором линии пропитки и термообработки корда в каландровом цехе ЗСКГШ.

- Мой отец Петр Николаевич был в числе первых шинников в нашем городе, участвовал в запуске линий на заводах КГШ, массовых шин и на СКГШ. И у мамы Елизаветы Александровны тоже накопилось больше 20 лет стажа на ´Белшине´, в основном работала здесь же, в каландровом цехе ЗСКГШ, - рассказал Николай Петрович.

Бесспорно, знания усваиваются лучше, когда учит родной человек: недопонял - объяснит и покажет, накосячил - поймет и простит. Вскоре по техническим навыкам Николай уже не уступал другим членам бригады. Со временем вырос до машиниста 5-го разряда.

Первая зарплата - на велосипед

Тысячи, десятки тысяч рублей... Вряд ли кто-то из старшего поколения припомнит сегодня цифры в расчетном листке середины 1990-х. Но вот на что именно была потрачена первая зарплата, осталось в памяти у многих.

Петр Николаевич страдал от болей в спине. И по городу ему было проще передвигаться на велосипеде. А велик уже состарился, скрипел, шатался. И Николай отдал всю зарплату на покупку нового двухколесного транспорта для своего папы.

С недолгими перерывами Николай Таркан проработал на этой линии до 2010 года, до ее закрытия. Дальше в трудовой биографии было только одно рабочее место - нынешнее.

По инструкции и по нервам

Линия по выпуску профилированных деталей, работой которой руководит Николай Таркан, - огромный сложный ´организм´. Изучить его до мелочей было непросто. Но у Николая Петровича это получилось. На линии он не только руководитель: дает задания, контролирует выполнение. Но и персональный диагност: если что-то пошло не так, по ´симптомам´ определяет, какая часть захандрила, и быстро ставит диагноз в помощь прибывшим ремонтникам.

Но это сейчас. А первые годы ´переходного периода´ дались нелегко. Тогда бригаду неожиданно разделили на две, и во второй Николая поставили главным - буквально ´бросили на амбразуру´.

- Вызубрить инструкцию - это даже не полдела, а так, предисловие к работе. Практика - вот что главное, и полгода-год на это явно недостаточно. Потому что гладко по инструкции не бывает почти никогда. За эти несколько лет нервного напряжения у меня и появились первые седые волосы, - с улыбкой вспоминает Николай Петрович.

´Мужики все толковые´

Скоро начало смены. Первым делом - крепкий кофе (многолетняя привычка). Ознакомиться с заданием, убедиться в исправности линии, выбрать резину, определить очередность изготовления деталей, поставить профильные планки и запустить процесс под постоянным контролем. На выходе - профилированные детали для сборки шин.

Линию обслуживают шесть человек. Бригадир организует, бригада выполняет. Нельзя сказать, что чья-то роль важнее - слаженно и безошибочно должны действовать все.

- Бригада у меня отличная, - в голосе Николая Петровича ощущается спокойствие за трудовой процесс. - Мужики все толковые, серьезные. Если надо - подстрахуют. У нас полная взаимозаменяемость.

Кто сказал, что у бригадира обязательно должен быть командный голос? Главное - не децибелы, а убедительность. Именно такой человек Николай Таркан: говорит негромко, но уверенно. И всегда по делу. Весь в отца.

Андрей ЮРЕВИЧ

Фото автора