В черной-черной комнате.

иcтoчник: www.shinnik.by

Мы побывали там, где нет полутонов - на складе техуглерода цеха подготовки сырья.

Хранительница ´черного золота´ ´Белшины´ Виктория Ивашкевич

Технический углерод (или просто сажа) - форма углерода, образующаяся при неполном сгорании тяжелых нефтепродуктов. Она является одним из важных компонентов резиновой смеси для производства шин: повышает их прочность и устойчивость к износу. А еще придает шинам тот самый привычный черный цвет, изначально им не свойственный. Раньше, до начала минувшего века, производители сохраняли цвет натурального каучука - белый.

День нашего визита на склад совпал с обильным снегопадом, на них так щедра нынешняя зима. Контраст белизны снежного покрова и интерьера склада исподволь нагонял мысли об изменчивости бытия...

До того, как переступить порог, мы побеседовали с начальником ЦПС Петром Маевским и мастером по сырью Людмилой Цветковой, которые ввели нас в курс дела.

Техуглерод прибывает на склад автомобильным транспортом. Точки старта больших фур - Ярославль, Нижнекамск, Омск. Каждая фура доставляет по 20 биг-бэгов - полипропиленовых контейнеров весом в 900-1000 кило. Погрузчик перемещает их на склад. Сначала каждый биг-бэг отмечается на весах для установления точной массы, затем партии размещаются на складской площади, где дожидаются отправки в подготовительные цеха заводов согласно заявкам. К слову, суточная норма потребления техуглерода заводами ´Белшины´ - 60-80 тонн.

Интересуемся, какие условия должны быть созданы на складе.

- Сухо и комфортно, - определение Людмилы Цветковой словно взято из лексикона заботливой мамы. Но оно очень точное: сырье боится влаги, впитывает ее как губка. Недавно после анализа на качество (он проводится перед пуском сажи в производство) была задержана партия с непроходящей влажностью - таким техуглерод прибыл от поставщика.

С пожарной безопасностью вроде как должно быть попроще: казалось бы, то, что уже сгорело, не способно сделать это вторично. Но обратите внимание на формулировку ´образующаяся при неполном сгорании´. Определяющее слово в нашем случае ´неполном´. Гореть жарким пламенем сажа не станет, а вот тлеть очень даже способна.

- Несколько лет назад был такой случай, - припоминает Петр Маевский. - Партия сажи прибыла к нам истлевшей. Тогда часть груза приезжала по железной дороге, в хопперах. Вот в один из них поставщик засыпал сажу с превышением температуры.

Естественно, мы спросили и еще об одном моменте. Биг-бэг герметичен, но откуда же в таком случае черная пыль - и на снегу у входа на склад, и на самом складе.

- Иногда, конечно, просыпается немного, - говорит Людмила Цветкова. - Если водитель погрузчика неопытный, если не чувствует груз, то может пробить оболочку. Водители на складах химсырья уже со стажем, но порой случается...

Водители не закреплены конкретно за складом техуглерода - они (по двое в смену) обслуживают все склады химсырья. А вот кладовщик здесь в смену только один. Нас провела внутрь Виктория Ивашкевич - ослепительная блондинка (контрасты в этом месте, похоже, норма).

- Чтобы контролировать уровень влажности, у нас поддерживается температурный режим не ниже пяти градусов. По факту даже повыше, чтобы людям было комфортнее. В зимний период, как только выгрузка или выдача завершается, склад сразу же закрывается. Летом с этим не так строго - снаружи же тепло.

Интерьер склада лаконичен: слева от ворот те самые весы, далее - стоящие группами-партиями биг-бэги. Пол и стены покрыты обсидианово-черной пылью. Панорамные фото, сделанные здесь, нещадно плагиатят самое известное полотно Казимира Малевича.

- Не на кондитерской фабрике работаем, - стоически констатирует Виктория. - Одежду надо стирать после каждой смены. А в остальном обычная складская работа, главное - порядок и строгий учет. Я четыре года здесь тружусь, к местным особенностям уже привыкла.

Андрей ЧИЖИК

Фото автора