
иcтoчник: www.tribunapracy.by
Великая Отечественная война унесла жизни миллионов людей. Их количество настолько велико, что, кажется, мы не сможем определить поименно каждого, кто погиб за годы этой кровопролитной трагедии. Однако архивы, музеи, библиотеки и другие учреждения являются хранилищем той информации, которая может пролить свет на события и персоналии тех страшных, и, одновременно, героических лет, на подвиги и жертвы людей, отдавших свои жизни за свободное будущее для нас. Одним из примеров невероятной самоотдачи и отваги является жизненный и военный путь бойца 213-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 23-й смешанной авиационной дивизии, лейтенанта, штурмана самолета Павла Алексеевича Логвина.
Пролить свет на подвиг летчика помогла работа бывшего председателя Сычковского сельсовета Геннадия Лабацкого. В 1974 году он начал переписку с женой Павла Алексеевича Ниной Сафроновной, его сестрой Ольгой Тихоновной и братом Дмитрием Алексеевичем. Именно эта переписка наряду с материалами фонда Бобруйского районного историко-краеведческого музея и стала основным источником для написания данного материала.
О довоенной биографии Павла Алексеевича известно мало. Он родился в 1918 году в Ленинграде. В экспозиции Бобруйского районного историко-краеведческого музея имеется фотография юных лет - он был студентом Борисовского педагогического училища. Судя по всему, там же познакомился с Ниной Сафроновной - информацию об этом можно почерпнуть из письма, где она указывает, что также являлась выпускницей этого учебного заведения.
После окончания училища Павел Алексеевич работал учителем. Сохранилась его фотография и из того периода жизни.
В дальнейшем жизнь парня была связана с военной службой. Пополнив ряды РККА, он был направлен на обучение в одно из военно-воздушных училищ. Его подразделение квартировалось на 184-й авиабазе в Идрице (сейчас Псковская область Российской Федерации).
25 июня 1941 года 23-я смешанная авиадивизия перебазировалась на аэродром Приямино западнее Орши. C 27 июня - на аэродром Зубово в 20 километрах южнее Орши. Полки дивизии действовали под Молодечно, Борисовом, Бобруйском, по мере отступления - в Могилевской, Витебской области, затем на Смоленщине.
До наших дней дошло трогательное письмо Павла Алексеевича жене от 27 июня 1941 года. Там летчик пишет:
- Я уже много мест переменил. Знаешь, а не так страшно под пулями, как казалось. Да и зенитка не пугает. Жаль, что ты останешься. А своей головы нисколько не жалко. Впрочем, об этом рано. Ведь я обещал тебе жить долго, и тем более стыдно рассуждать о том, что придется погибнуть. А погибнуть, так подороже голову отдать. Чтобы трусом не считаться, а как подобает. Призван к этому, значит, так надо. А если погибну, тогда ты моему сыну расскажешь, что значит война. Научишь его любить свою мать, любить свою Родину и любить свое дело до конца своей жизни.
30 июня на территории Бобруйщины бойцы 213-го авиаполка вместе с летчиками 212-го дальнебомбардировочного авиаполка выполняли боевое задание, целью которого было нанесение ударов по механизированным колоннам немецкой армии, а также уничтожение мостов через Березину с целью замедлить продвижение немецких войск.
21 самолет из этого задания не вернулся. В их числе был и экипаж, в состве которого был Логвин. Обстоятельства падения самолета и гибели героя довольно подробно описаны Геннадием Лабацким, который, будучи 7-летним ребенком, своими глазами видел воздушный бой, завязавшийся между советскими скоростными бомбардировщиками и немецкими истребителями ´Мессершмидт´.
Из письма Г.Б. Лабацкого Нине Сафроновне:
- Этот бой происходил недалеко от д. Покровка Бобруйского района. ´Мессершмидтов´ было 4, а наших двое. Один из односельчан рассказывал, что были сбиты и немецкие самолеты. [... ] Но наши соколы дрались геройски - это я помню. Самолет Гусева упал около д. Покровка и погиб в нем Маркелов Виктор Константинович, а Гусев и Дегтярь ушли в лес. Все это происходило у меня на глазах. Самолет Недолина, отбиваясь, ушел на восток и в 20 км от д. Покровка, на территории совхоза им. Ленина, упал и сгорел. Все трое летчиков [включая старшего лейтенанта Николая Тихоновича Недолина, лейтенанта Павла Алексеевича Логвина и ефрейтора Андрея Илларионовича Гомола - прим. авт.] погибли. Их захоронили жители д. Барборово.
Судьба выживших летчиков известна фрагментарно: из переписки известно, что, по выясненным данным, командир экипажа Гусев ушел в лес, пересек линию фронта в районе Рогачева, продолжил службу в рядах Красной Армии и погиб в 1942 году. Член экипажа Дегтярь, раненый и обгоревший, шел вместе с Гусевым, заходил в д. Слобода. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Позже останки летчиков 212-го и 213-го авиаполков были перезахоронены на центральной усадьбе совхоза им. Ленина. В ходе кропотливой работы местных органов и школьных следопытов удалось узнать и увековечить имена защитников, отдавших свои жизни во имя освобождения белорусской земли от немецких захватчиков.
Матвей КОНОПЕЛЬКО, младший научный сотрудник УК ´Бобруйский районный историко-краеведческий музей´.
На фото к материалу: Павел Логвин (крайний справа) с сослуживцами.