
иcтoчник: bobruisk-rik.gov.by
Платон Головач родился 18 апреля 1903 года в деревне Побоковичи Бобруйского района в крестьянской семье Романа Головача. Мало того, что семья была бедной, так через полтора года после рождения Платона случилась беда - умерла мать. Маленькому Платону пришлось с семи лет помогать родным и пасти деревенское стадо.
Тем не менее, получилось и учится - окончил народное училище в деревне Горбацевичи. В это время Платон стал активно читать книги, в том числе и нелегальную литературу, которую в дом приносил брат Андрей. После Октябрьской революции 1917 года Платон Головач пошел в Горбацевичах в школу первой ступени, где начал участвовать в литературном кружке. Вступил в комсомол и организовал в родной деревне комсомольскую ячейку, занимался ликвидацией неграмотности среди взрослого населения, организацией клуба и избы-читальни. Еще школьником начал писать информации, небольшие заметки о жизни деревенской комсомольской ячейки в Бобруйскую уездную газету. Активиста заметила Вера Хоружая (в будущем Герой Советского Союза), которая работала заведующей политотделом в Бобруйском уездном комитете комсомола, и в 1922 году Платона отправили на учебу в Минскую комсомольскую школу. Затем один год он был инструктором Борисовского уездного комитета комсомола.
В 1926 году Головач окончил Коммунистический университет Беларуси. Выпускника университета пригласили на работу в ЦК комсомола, где молодой человек работал заведующим отделом, а на ІХ съезде комсомола Беларуси в 1928 году был выбран первым секретарем ЦК ЛКСМБ. Одновременно работал и ответственным редактором газеты ´Чырвоная змена´.

Однако на таком высоком посту Платон Головач долго не задержался. Вот как писатель Я. Скрыган вспоминал этого человека: ´Любил смотреть немного исподлобья, говорил очень спокойно и тихо, голос у него был мягким. И оказалось совсем неожиданным, что нет у него ни резких жестов, которые обычно вырабатывает профессия, ни строгого взгляда, ни повышенных командирских нот - все по-человечески просто и душевно´
Сохранилось еще одно свидетельство Павла Прудникова: ´Платон Головач был рослым, стройным, симпатичным молодым человеком со светлой челкой, которой не старался закрывать свой широкий и высокий лоб, с голубыми глазами, с белыми, как сахар, зубами, с правильными чертами лица, на котором все время светилась улыбка, аккуратно одетый и обутый. Преимущественно любил ходить в светло-сером костюме и белой рубашке-косоворотке, вышитой белорусским народным орнаментом и перевязанной тонким поясом с кистями. Он всегда был приветливым и старался держаться скромно. Во время разговора не перебивал собеседника. Сначала давал возможность высказаться ему, а потом уже говорил сам, никогда ни на кого не повышал голос. Скажу искренне - не любить его было невозможно´.
В 1929 году Головача, как тогда говорили, ´бросили на образование´. Он начал работать заместителем наркома просвещения БССР. В это же время Платон Головач занимался и литературной деятельностью. Первый рассказ ´Загубленная жизнь´ был опубликован в 1925 году в газете ´Советская Белоруссия´ (тогда она выходила на белорусском языке).
В 1927 году вышла книга рассказов ´Мелочи жизни´ о гражданской войне и жизни в деревне, которую Платон очень хорошо знал.
В 1923-1928 годах Головач входит в руководство литературной организации ´Молодняк´. Был редактором журналов ´Молодняк´ и ´Полымя´. В ноябре 1928 года вошел в Белорусскую ассоциацию пролетарских писателей и был избран ее Генеральным секретарем.
В эти годы писатель много ездил по Беларуси по заданиям ЦК ВКПБ, бывал во многих районах нашей страны и видел, как происходит коллективизация.
С 1930 года главным занятием Головача стала литературная деятельность. Из под его пера выходят сборники рассказов и повестей ´Хочется жить´, ´Виноватый´ (1930), ´Переполох на загонах´, ´Доллары´ (1931).
В это время Платон Головач женился на Нине Вечер. В 1930 году в молодой семье рождается дочь Галина. Платон посвятил ей книгу ´Переполох на загонах´. Известно, что это произведение о коллективизации в белорусской деревне пользовалось огромной популярностью. При жизни автора книга издавалась на белорусском, русском и польском языках.

Платон Головач с женой Ниной Вечер
Валентина Кулешова, дочка писателя Аркадия Кулешова, в своей книге ´Лесному эху правду расскажу´ пишет, что ´семья Головача, благодаря дружелюбию хозяина, жила очень открыто. К ним приходил каждый, кому необходима была дружеская поддержка, совет, помощь, или просто сочувствие´

Платон Головач с женой Ниной Вечер и дочеью Галиной
В литературной жизни республики Головач стал одним из наиболее авторитетных людей своего времени. Известно, что он вел широкую переписку с Владимиром Лидиным, Максимом Горьким и Роменом Ролланом. Головач мог дать наиболее квалифицированную оценку новому произведению, и к его мнению прислушивались, тем более, что эрудиция, литературный вкус и принципиальность сочеталась у Платона Романовича со скромностью, честностью и доброжелательностью.
В 1930-1931 годы по Беларуси прокатилась волна арестов. По обвинению в принадлежности к ´Союзу освобождения Беларуси´ весной-летом 1930 года арестовали 108 деятелей белорусской науки и культуры. 86 человек были осуждены. Среди них добрые знакомые и друзья Платона Головача.
Валентина Кулешова пишет, что ´горько плакал Платон Головач, узнав в те трагические дни, что Янка Купала, гордость белорусской литературы, попал под пресс критиков, которые называли поэта ´шляхецким выродком´ и пытался покончить с собой. Платон Головач был первый, и пожалуй единственный, кто отважился в то время сказать свое объективное мнение о месте Янки Купалы в белорусской литературе. Кроме того, он, Головач, был инициатором поездок Купалы по новостройкам республики, результатом которых стали известные произведения поэта.

Платон Головач и Алексей Вечер (брат жены)
В это время Платон Головач был известным в Беларуси человеком - редактором журнала ´Полымя´, членом ЦК Компартии Беларуси, членом Центрального исполнительного Комитета БССР, генеральным секретарем Белорусской Ассоциации пролетарских писателей. И, тем не менее, отважился на смелый поступок: написал заявление о том, что хочет выйти из партии. И это в то время, когда многие стремились вступить в партию, потому что считали, что партийный билет сможет уберечь их от репрессий.
Вот текст заявления Платона Головача: ´Это мое заявление - есть заявление о моем выходе из партии. Шаг этот я делаю с великой болью, но не сделать его не могу, так как в последнее время, вот уже несколько месяцев меня мучает состояние раздвоенности между литературной работой и той общественной деятельностью, которую я должен вести как член партии и которая не дает мне возможности для творческого роста как писателя´.
´Имея силы для того, чтобы написать более мощные произведения, чем написаны мною, и не могу по той причине, что я владею очень малым литературным багажом, который со временем уменьшается и я не имею возможности повышать его... Я знаю, что партия осудит мой поступок, который я совершаю с великой болью, но я верю, что партия не отстранит меня от активной работы на фронте литературы, а поможет мне в моем творчестве. При этом высылаю мой партбилет № 815786. Платон Головач.´
И еще делает приписку: ´Сегодня я еще мог уничтожить мое заявление, но это было бы поступком нечестным. В своем отношении к партия исходил всегда из того, что ничего не скрывал от нее, поэтому я считаю, что после того, как я написал это заявление, я не могу оставаться в рядах партии, недостоин этого и партия правильно сделает, если исключит меня из своих рядов как недостойного быть в ее рядах. Но я верю, что сделав это, партия поможет мне своей общественной деятельностью и творческой работой со временем завоевать право снова вернуться в ее ряды. П. Головач´.
Можно представить себе ужас партийных чиновников, которые увидели это письмо. В Минске никто не хотел принимать решение, и поэтому решили направить письмо в Москву, в ЦК ВКП(б). Оттуда попросили прислать характеристику. Ее подготовили критик Л. Бенде и писатель М. Лыньков.
Они посчитали, что Головач подал ´антипартийное заявление в ЦК КПБ, которое в условиях классовой борьбы получает значение антисоветского контрреволюционного документа´
Известно, что П. Головача вызвали в ЦК ВКП(б), где сделали публичную ´порку´. Пришлось Платону Головачу признать: ´Мой поступок является глубоко вредным, политически вредным для партии´, и написать, чтобы ему вернули крамольное заявление и позволили остаться в рядах коммунистов.
Галина Платоновна, дочь писателя, рассказала, что отец написал такое заявление после того, как увидел, как незаконно арестовывают его друзей- писателей, и после случая, когда его послали ´раскулачивать´ в деревню, и он увидел, как семью, где было девять детей, высылают в Сибирь. Писать про это в заявлении Платон не мог, поэтому и написал, что не может одновременно заниматься литературной и общественной деятельностью.
Почему же Головач забрал заявление? Дочь считает, что его запугали в ЦК, сказали, что передадут заявление в НКВД, жену отправят в ссылку, а детей - в детский дом.
Это заявление не прошло бесследно. В 1932 году Платона Романовича сняли с должности редактора журнала ´Полымя´, правда до 1935 года он оставался членом ЦИК БССР.
С 14 августа по 1 сентября 1934 года проходил первый съезд Союза писателей СССР. В составе делегации от Беларуси было 16 человек с решающим голосом, среди них и Платон Головач. Известно, что за делегацией пристально следил НКВД. Это видно из документа ´Спецсообщение секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР ´О ходе подготовки к I Всесоюзному съезду Союза советских писателей´ от 12 августа 1934 года. В нем написано: ´От Союза советских писателей БССР прибыла делегация в следующем составе: делегаты с решающим голосом: Коник, Климкович, Лыньков, Бронштейн, Дунец, Александрович, Купала, Колос, Чарот, Черный, Крапива, Харик, Романовская, Крапачев, Головач, Бровко´.
На каждого делегата была составлена характеристика, Из нее видно, что абсолютно все, включая народных писателей Беларуси Я. Купалы и Я. Колоса, рассматривались в качестве ´нацдемовцов´.
О Платоне Головаче было в ´Спецсообщении´ написано: ´Головач П.Р., белорус, член КП(б)Б, сын полицейского, в 1934 году во время чистки исключался из партии за национальный демократизм. Бывший генеральный секретарь Бел АППа. В 1930 году, в связи с арестами по делу СВБ, подавал заявление о выходе из партии. Редактировал и пропустил в печать 6-й том нацдемовских произведений Я. Купалы и контрреволюционную статью Сидоренко в журнале ´Беларусь колхозная´.
Заметим, что в сообщении НКВД написано, что П. Головача исключили из партии во время так называемых ´чисток´. Откуда чекисты взяли, что его отец был полицейским? Известно, что его отец был крестьянином.
Тем не менее, в 1934 году П. Головач был принят в Союз писателей СССР, а когда был создан Союз писателей БССР, то он вошел в комиссию по массовой работе.
В 1936 году в семье Платона Романовича родился сын, которого назвали Роллан¸ в честь французского писателя Ромена Роллана, с которым П. Головачу довелось встречаться.
За это время Платон Головач издает повести ´Носители ненависти´ и ´Они не пройдут!´, а также роман ´Сквозь годы´ и очерк про строительство Беломорканала. Начал работать над романом о восстании К. Калиновского. Занимался и редакторством. Работал над многотомным изданием произведений Янки Купалы. Произведения Платона Головача в тот период пользовались успехом у читателей, переводились на русский, польский, чешский языки.
Настал печально известный 1937 год. Одни за одним арестовывают белорусских писателей. 11 августа подошла очередь и Платона Головача.
Головача арестовали в Минске по адресу: улица Московская, дом 8/1 квартира 34. Известно, что при обыске следователи конфисковали 67 тетрадей рукописей, среди них был роман о восстании Калиновского.
Благодаря исследователю и писателю Л. Маракову, который изучал архив КГБ Беларуси, написал книгу ´Жертвы и каратели´, мы знаем, что постановление об аресте П. Головача подписал Волчек - старший лейтенант госбезопасности, а допрашивали П. Головача следователи НКВД Короткевич и Фарбер.
28 октября состоялся так называемый ´суд´, длившийся 15 минут. Перед судом Головач в камере оставил записку: ´Товарищи, простите, если в чем виноват перед вами. История еще скажет правду о нас. Платон´.
Тройкой НКВД писатель Платон Головач был осужден как ´организатор террористической группировки´ и за ´проведение немецко-фашистской деятельности - к высшей мере наказания с конфискацией имущества.
Расстреляли Платона Головача 29 октября 1937 года.
Дочь П. Головача Галина Платоновна Клиперт вспоминает, что после ареста отца опечатали его кабинет. А потом семью ´уплотнили´. Две комнаты занял сотрудник НКВД. Как раз в это время Галина Платоновна и ее брат Роллан заболели коклюшем. Знакомые отца боялись приходить днем. Только ночью спрашивали через окно, как дела и помогали, чем могли.
5 ноября 1937 года в квартиру вновь постучались и арестовали жену Головача - Нину Федоровну. 28 ноября 1937 года она была осуждена как ´член семьи расстрелянного врага Родины´ на восемь лет исправительно-трудовых лагерей и этапирована в Карагандинский концлагерь НКВД Казахской ССР.
Галина Платоновна вспоминала, что мать, чувствуя скорый арест, попросила свою тетку Екатерину Семеновну, которая жила в Витебске, забрать дочь и сына. Во время Великой Отечественной войны дети вместе с ней эвакуировались в Чкаловскую область.
После освобождения в 1948 году жена писателя П. Головача Нина Федоровна вернулась в Минск. Ей удалось устроиться на работу по специальности (в свое время она окончила мелиоративный техникум). Сделала попытку узнать про судьбу мужа в НКВД. В личном деле П. Головача сохранился рапорт:
´Зам. Министра внутренних дел БССР полковнику Ханяк.
Рапорт.
В 1-спецотдел МВД БССР поступило заявление Вечер Нины Федоровны о розыске Головача Платона Романовича, осужденного ВК Верховного суда СССР к высшей мере наказания.
Прошу вашего согласия объявить заявителю Вечер Н.Ф., что ее муж, Головач П.Р. находясь в лагере, 25 декабря 1944 года умер от паралича сердца.
Начальник 1 спецотдела МВД БССР майор Минаев´
На рапорте есть резолюция: ´Согласен. 19. 08´. Подпись´.
После этого Нине Федоровне, чтобы больше не узнавала о муже, предложили в 24 часа покинуть Минск. Пришлось ей поехать в Гомель к родным. Там работала по специальности до 1960 года. А после выхода на пенсию, переехала в Горки к дочери Галине. Помогала воспитывать внуков.
Дочь писателя Галина Платоновна в эвакуации окончила семилетнюю школу. А в 1953 году - Гомельский дорожно-механический техникум. До 1955 года работала в дорожной организации, а потом - в Гомельском областном управлении сельского хозяйства. В эти годы Галина Платоновна вышла замуж за Виктора Ивановича Клиперта, выпускника Белоруской сельскохозяйственной академии, который потом стал кандидатом технических наук, доцентом, почетным профессором БГСХА.
В Горках Галина Платоновна работала сначала в дорожном отделе Горецкого райисполкома, потом сотрудником кафедры строительной механики и инженерных конструкций. Вместе с мужем они воспитали двух сыновей.
Сын П. Головача, Роллан Платонович, получил высшее образование и работал в Минске до пенсии на разных инженерных должностях.
Платона Головача не забыли в Беларуси. Было издано собрание его произведений в трех томах в 1958 году. В 1984-1996 годах вышли в свет книги ´Переполох на загонах´, ´Сквозь годы´. О его творчестве написано несколько научных статей и кандидатская диссертация.
Платон Романович Головач был реабилитирован 25 июля 1956 года, восстановлен в правах члена Союза писателей, а 23 февраля 1957 года его восстановили в КПСС (посмертно). В 1989 году П. Головач официально восстановлен в истории Комсомола Беларуси, как первый секретарь Центрального Комитета.

Именем Платона Романовича названы улица в Могилеве и переулок в Бобруйске. В 1968 году на здании Горбацевичской школы Бобруйского района, где учился П. Головач, была открыта мемориальная доска.