Как понять маленького человека.

иcтoчник: bobrlen.gov.by

В последнее время очень часто приходится слышать от родителей такие постулаты как, ´пока ребенок еще мал, считаться с ним не следует´, ´он еще ничего не понимает´, ´нам, как родителям лучше знать, что для него сейчас важно´ и пр. Но ведь не зря детей сравнивают с маленькими мудрецами - ´устами младенца глаголет истина´ - своими действиями они почти всегда показывают, как нужно себя с ними вести.

В возрасте до трёх лет наши дети воспринимают нас такими, какие мы есть, любят нас и пытаются понять и принять. Они не просто знают о наших проблемах, они очень глубоко их переживают, как свои собственные.

Маленький ребенок - это своеобразное зеркало. Он строит своё отношение к миру вокруг себя и к себе так, как относятся и к нему самому его близкие. Пока его личность не сформирована, малыш может поведать нам о своих проблемах только посредствам проявления отрицательных эмоций. Дело взрослых - понять маленького человека, правильно интерпретировать его сигналы и адекватно отреагировать на них.

По каким признакам мы можем понять, что личность малыша сформирована?

Во-первых, говоря о себе, ребенок всё чаще начинает употреблять местоимение ´Я´. До этого времени малыш говорит о себе в третьем лице. ´Петя хочет играть, Петя пойдёт, на улицу, Петя хочет кушать´ - вот типичные обороты, свойственные детям раннего возраста. Это говорит о том, что малыш еще не осознал себя как отдельную, особую личность.

Во-вторых, у ребенка появляется определенное отношение к себе и своим действиям. В случае удачи он может радоваться, если же что-то не получается, он расстраивается и даже злится. Ребёнок уже способен определить отношение к себе, используя понятия ´хороший-плохой´. Родителям следует знать, что именно в этом возрасте - до трёх лет - устанавливается отношение ребёнка к себе. Если окружающие демонстрируют малышу положительные эмоции, он думает о себе: ´Я-хороший´. В противном случае он может счесть себя плохим и очень переживать по этому поводу.

В-третьих у ребенка формируется определенное отношение к окружающим. По каким-то своим внутренним критериям он уже способен оценивать окружающих его людей, выделять среди них одних и высказывать нерасположение к другим.

В-четвёртых, малыш начинает определять своё мнение к отношению окружающих. К этому возрасту ребенок уже понимает, что он нашалил, и ждёт, что мама (папа, бабушка) расстроится, а если сделал что-то хорошее - обрадуется. Он пробует самостоятельно моделировать какие-то ситуации, а также пытается по-своему, по-детски, манипулировать окружающими. В этом возрасте ребенок безоговорочно доверяет мнению родителей. Самое страшное для него - это родительское неодобрение или огорчение из-за него.

В-пятых, в действиях малыша начинает появляться упорство в достижении определенных целей, своеобразная самостоятельность. Прежде чем совершить какое-либо действие вместе со взрослым, малыш пытается отстоять своё право на самостоятельный шаг. ´Я сам!´ - это фраза является лейтмотивом данного возраста. И только если ребенок понимает, что самому не справиться, он обращается за помощью к взрослому.

Ребенок приход в этот мир с чистыми помыслами, он не знает что есть добро, а что - зло. Это мы, взрослые, должны научить его всему, и если что-то пошло не так, значит, это мы допустили где-то промах, где-то ошиблись.

Понять причину ´неправильного´ поведения ребенка можно, лишь самым тщательным образом проанализировав своё собственное. Что пошло не так? В чем причина? Малыш не может осознанно сказать нам об этом. Мы, взрослые, должны найти корень проблемы и исправить положение.

Психолог Цыганкова Мария

Учреждение ´Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бобруйска´

Наш адрес: ул. К. Либкнехта, д.58.

Время работы:

понедельник 12.00.- 19.00.

вторник-пятница 9.00. - 16.00.

Обеденный перерыв: 13. 00. - 14. 00.

Выходной: суббота, воскресенье