РЕПОРТАЖ: Как достраивают кольцевую вокруг Могилева и при чем здесь лего-мост.

иcтoчник: www.belta.by

Кольцевая дорога

Строительство кольцевой дороги вокруг Могилева, или так называемого юго-западного обхода, на сегодня опережает сроки. В планах уже к концу года открыть движение по новому объекту. Сейчас вопрос №1 - возведение моста через Днепр. На его строительство брошены почти все силы, мост растет сразу с двух берегов реки. О том, каким он будет, - в репортаже корреспондентов БЕЛТА.

РЕПОРТАЖ: Как достраивают кольцевую вокруг Могилева и при чем здесь лего-мост.

Строить кольцевую вокруг Могилева начали в мае 2021 года. Сегодня на завершающем участке дороги работают свыше 300 строителей и 200 единиц техники. На возведение дорожной насыпи только в одну смену уходит до 10 тыс. куб.м песка. На сегодня земляные работы выполнены примерно на 75%.

РЕПОРТАЖ: Как достраивают кольцевую вокруг Могилева и при чем здесь лего-мост.

Протяженность юго-западного обхода - почти 12,3 км. Автодорога соединит бобруйскую и гомельскую трассы, обеспечив транспортные связи левобережной части Могилева со столицей и Бобруйском. Объездная дорога на 90% будет состоять из высокопрочного цементобетонного покрытия. Ширина дорожного полотна - 14 м. Здесь предусмотрены две полосы движения, обочины и укрепленные остановочные полосы. На новой дороге есть три искусственных сооружения: два моста и путепровод через железнодорожный переезд. Самым крупным станет мост через Днепр.

РЕПОРТАЖ: Как достраивают кольцевую вокруг Могилева и при чем здесь лего-мост.

Общая протяженность моста составит 382,6 м. Здесь будут две стандартные полосы для автотранспорта, ширина проезда составит 11 м. Также появятся два тротуара с каждой из сторон.

Мост возводится по индивидуальному проекту, разработанному ООО ´Протос´. Это лидер в производстве металлоконструкций в Беларуси и по объемам, и по качеству. Только в 2021 году из цехов завода вышло порядка 17 тыс. т металлоконструкций. На сегодня это единственное предприятие в стране, которому под силу сделать такой мост. ´Мы обладаем всеми разрешительными документами для производства мостовых металлоконструкций, - отметил главный инженер ООО ´Протос´ Евгений Гринюк. - У нас есть все возможные аттестации, сертификаты и подтвержденные технологии, в том числе и на территории России. Более того, есть своя мостовая инспекция, которая принимает эти мостовые конструкции, лаборатория неразрушающего контроля, отвечающая за качество конечной продукции´.

РЕПОРТАЖ: Как достраивают кольцевую вокруг Могилева и при чем здесь лего-мост.

Мост через Днепр весит более 2 тыс. т. Для сравнения: в месяц на производстве выпускается не менее 1,5 тыс. т металлоконструкций. Искусственное сооружение состоит из главных балок, которые располагаются в длину, а также связующих элементов между ними. Одна балка весит порядка 16 т и доходит в длину до 22 м. Дорожное полотно накроют ортотропные плиты. Все это вкупе и есть конструктивные элементы будущего моста.

РЕПОРТАЖ: Как достраивают кольцевую вокруг Могилева и при чем здесь лего-мост.

Мост будет состоять из металлических пролетных строений и железобетонных опор. ´Идеальных конструкций не бывает: и металл, и железобетон имеют свои сильные и слабые стороны, - отмечает начальник отдела технического надзора и подготовки производства РУП ´Могилевавтодор´ Павел Скребунов. - Но, как правило, металл считается более долговечным материалом и не подлежит такому сильному износу, как железобетон. Он более устойчив к воздействию рассолов солей, отличается большей легкостью´.

РЕПОРТАЖ: Как достраивают кольцевую вокруг Могилева и при чем здесь лего-мост.

´Чем примечателен этот проект по конструктиву? Для обычных людей он будет особенным по внешнему виду, габаритам и другим техническим моментам. Однако для нашего предприятия он такой же ответственный, как и все остальные проекты. Мы его изготавливаем, оформляем соответствующие документы и несем ответственность за свою работу. Остальные заводы могут хотеть или стремиться сделать такой проект, а мы можем его реализовать уже сегодня´, - отметил учредитель и генеральный директор ООО ´Протос´ Николай Сыса.

По словам руководителя, несмотря на большие габариты, конструкция моста очень нежная и воздушная. Возможно, потому, что ее автор, главный инженер проекта - женщина. Новый объект еще можно назвать лего-мостом, потому что он состоит не только из основных балок, но и огромного количества относительно мелких деталей. При их монтаже отверстия должны в точности совпасть по размерам. В этом заключается слаженная работа конструкторов, технологов и сварщиков. Высокая точность даст возможность собрать мост как высококачественное лего - быстро, удобно и технологично. ´В этом есть профессионализм людей, которые все это должны рассчитать, - уверен Николай Сыса. - Еще один безоговорочный момент - контроль качества на всех стадиях производства согласно технологии изготовления. Это дает уверенность в конечном результате´.

По словам начальника конструкторского отдела Сергея Терешкова, на разработку всей конструкции искусственного сооружения ушел месяц. На сегодня уже более половины моста находится в производстве. Особенность балок заключается не только в габаритах, но и в близком расположении друг к другу при самом монтаже. ´Надо быть внимательными со строительным подъемом и сохранением зазоров, которые идут по нижним поясам балок, - подчеркнул Сергей Терешков. - На длине конструкции в несколько десятков метров допуск, или по-простому зазор, не должен превышать более 2 мм. На стыках элементов должна быть минимальная погрешность, иначе мост не попадет на опоры. Это уже зона нашей ответственности: при изготовлении важна максимальная точность´.

На сегодня строители завершили пять из шести опор моста. ´Такой глубины фундамента не припомнят даже наши опытные мостовики, - отмечает Павел Скребунов. - Поскольку под мостом находятся меловые грунты, надежность конструкции обеспечат большим количеством буровых бетонных столбов и массивным основанием. Так, нижняя поверхность фундамента моста будет находиться на 9,5 м ниже уровня воды, а сама опора будет возвышаться над землей примерно на 14 м. На одну опору уходит более 1 тыс. куб.м бетона´.

Прочность конструкции подтвердят испытания. Если после них появятся даже минимальные вопросы, строители будут устраивать дополнительные буровые столбы и усиливать фундамент. К слову, испытания на аналогичной опоре, построенной на противоположном берегу, прошли с большим запасом. Следующие этапы - возведение металлического пролетного строения, укладка дорожного покрытия и благоустройство прилегающей территории.

´Согласно контракту у нас есть время отгрузить этот мост до середины августа, однако 1 августа завод празднует свой 30-летний юбилей, - рассказал генеральный директор ООО ´Протос´. - Поэтому мы сами себе сделаем подарок и сдадим проект до первого числа - накануне нашей праздничной даты´.

Юлия ЕВМЕНЬКОВА, фото Олега ФОЙНИЦКОГО,