Знания, исследования, опыт.

иcтoчник: www.shinnik.by

Продукция трех технологических заводов ОАО ´Белшина´ известна далеко за пределами не только Бобруйска, но и Беларуси. А ´создают´ шины, до того как они попадают на конвейер, специалисты особого подразделения - инженерно-технического центра.

Приказ о создании ИТЦ был подписан 26 февраля 1997 года (его директором назначили Игоря Березкина). Почему возникла такая необходимость? Дело в том, что раньше модели легковых и грузовых шин для нашего предприятия разрабатывал Московский научно-исследовательский институт шинной промышленности, а крупногабаритных и сверхкрупногабаритных - его филиал в Днепропетровске. ´Белшина´ посчитала, что дорого, а значит, невыгодно использовать чужие разработки. Да и зачем, если есть свои специалисты.

Началось все с небольшого коллектива в 5 человек. Привлекли специалистов из заводских конструкторских отделов. Ближе к 2000-му расширились до трех отделов: конструирования шин, испытаний шин и группы документации. В 2010-м создали отдел проектирования пресс-форм (он разделен по направлениям на группы: одни занимаются ´обувью´ для легковых авто, другие - для грузовой и сельскохозяйственной техники, третьи - для очень больших самосвалов). ИТЦ переименовали в управление проектирования и конструирования шин.

С развитием технологий возникла необходимость построения 3D-моделей шин - организовали отдел программного обеспечения. Позже появились отделы расчетных исследований механики шин и комплексного моделирования. В ОРИМШ ´ищут´ оптимальные конструкции шин. Для четкости исследований изучают физико-механические свойства резины, текстильного и металлокорда. По окончании исследований в отделы компьютерного моделирования и проектирования направляется чертеж формообразующей поверхности пресс-формы, в которой будет изготавливаться шина определенного типоразмера. В чертеже содержится распределение материалов, по нему разрабатывается конструкторско-технологическая карта. После выпуска опытной партии проводят обратный инженерный анализ. С его помощью определяют в конструкции шины степень отклонения от идеального прототипа, вносят корректировки. Благодаря накопленному опыту итерации (повторные действия) сократились до двух-трех, чтобы шина прошла все необходимые предварительные испытания.

Сейчас подразделению вернули прежнее название, но инженерно-технический центр объединил УПКШ, центральную заводскую лабораторию и научно-технический отдел. Три года назад центр возглавил кандидат технических наук Сергей Каюшников. Не так давно здесь появилось бюро дизайна протектора и боковины, где создается внешний облик каждой шины. В ИТЦ с нуля разрабатывают шины любых конструкций, типоразмеров и назначений. После выпуска опытной партии, которая проходит испытания, получают все необходимые сертификаты и ставят их на производство.

Вот немного статистики. В 2015-м на поток поставили 15 шин всех типоразмеров, в 2017-м - 10, 2018-м - 19, 2019-м - 28, 2020-м - 31 шину. В нынешнем году запланировано 28. Особое внимание уделяют сверхкрупногабаритным ЦМК шинам с посадочным диаметром 49-57 дюймов.

В коллективе инженерно-технического центра трудятся профессионалы. Все с высшим техническим образованием. Немало приходит сюда молодежи. Более опытные коллеги делятся с молодыми специалистами знаниями, проводят обучение. Многие начинающие шинники решают связать жизнь с предприятием. Кстати, работают в ИТЦ и представители династий. Например, главный конструктор шин-начальник УПКШ Евгений Керножицкий: его отец был главным механиком объединения, мама трудилась инженером-технологом в техническом управлении, брат работает на механическом заводе.

Ольга ХОТЬКО, ´Бабруйскае жыццё´. Фото из архива редакции