иcтoчник: bobruisk-rik.gov.by

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь разъясняет.

1. Об условиях допуска к государственным закупкам товаров иностранного происхождения.

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 5 Закона Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право устанавливать условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок (далее - условия допуска) в случае, если иностранным государством (группой иностранных государств) в отношении товаров (работ, услуг) отечественного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), не установлен национальный режим.

На основании данной нормы постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 ´О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок´ (далее - постановление № 206) установлены условия допуска товаров иностранного происхождения согласно приложению 1 к постановлению № 206 и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок.

Условия допуска сформулированы таким образом, что к участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений допускается участник, предложение которого содержит информацию о поставке товара, указанного в приложении 1 к постановлению № 206, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, если для участия в этих процедурах государственных закупок подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке такого товара, происходящего из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и (или) Российской Федерации, и соответствующих требованиям конкурсных документов, аукционных документов, документов, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (далее - документы процедуры запроса ценовых предложений), включая приглашение к участию в процедуре государственной закупки (далее - документы, предоставляемые для подготовки предложения).

Таким образом, условия допуска, во-первых, действуют при проведении только трех видов процедур государственных закупок - открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений. Во-вторых, условия допуска касаются определенных товаров - только тех, которые содержатся в приложении 1 к постановлению № 206, и поставщиков, их предлагающих.

В этой связи при разработке документов, предоставляемых для подготовки предложения, заказчику (организатору) необходимо установить, включен ли закупаемый им товар в приложение 1 к постановлению № 206, и при его наличии в последнем документы, предоставляемые для подготовки предложения, должны содержать условия допуска.

Справочно:

Обращаем внимание, что при формировании предмета государственной закупки не допускается объединять в предмете государственной закупки и (или) его части (лоте) технологически и функционально связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в отношении части из которых Советом Министров Республики Беларусь установлены условия допуска (абзац третий части первой пункта 3 статьи 21 Закона).

Соответственно, при необходимости приобретения товаров, включенных в приложение 1 к постановлению № 206, их объединение в одном предмете или его части (лоте) с товарами, не включенными в приложение 1 к постановлению № 206, не допускается даже при наличии технологической и (или) функциональной связи между ними.

2. О документах, подтверждающих страну происхождения товаров для целей постановления № 206.

Перечень документов, подтверждающих страну происхождения товара для целей постановления № 206, будет отличаться в зависимости от того, включен ли товар в приложение 2 к постановлению № 206. В связи с чем заказчику (организатору) целесообразно самостоятельно проверить наличие или отсутствие товара из приложения 1 к постановлению № 206 в приложении 2 к данному постановлению и по результатам такой проверки указать в документах, предоставляемых для подготовки предложений, перечень документов, подтверждающих страну происхождения товара, согласно пункту 2 постановления № 206.

Так, для товаров, включенных в приложение 1, но не включенных в приложение 2 к постановлению № 206, документами, подтверждающими страну происхождения, являются:

а. если товар происходит из Республики Беларусь - один из следующих документов:

сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями с учетом особенностей, установленных постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 6 июня 2016 г. № 21 ´О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей проведения процедур государственных закупок´ (далее - постановление № 21), или его копия.

Справочно:

Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 постановления № 21 в графе 1 сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (грузоотправитель/экспортер) указывается информация о заявителе - участнике процедуры государственной закупки, соответственно, такой сертификат не может быть передан иному лицу для целей подтверждения страны происхождения и предъявляется в процедуре государственной закупки только участником.

Также отмечаем, что сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый в Республике Беларусь для целей участия в государственных закупках, выдается на срок, не превышающий 6 месяцев с даты выдачи, соответственно, сертификат, выданный на больший срок, не может быть использован в процедурах государственных закупках в целях подтверждения страны происхождения при установлении условий допуска .

сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами, или его копия. В случае представления указанного документа участником, не являющимся производителем товара, предлагаемого в процедуре государственной закупки, дополнительно должен быть представлен документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником.

Справочно:

Обращаем внимание, что требуется именно документ, подтверждающий правомочие не на поставку, реализацию товара, а непосредственно на использование сертификата продукции собственного производства. Иными словами, из текста такого документа должно очевидным образом следовать предоставленное полномочие на использование сертификата продукции собственного производства от производителя такого товара.

б. если товар происходит из Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики или Российской Федерации - сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) государства происхождения товара, или его копия.

Справочно:

Данный документ предоставляется независимо от того, кто участвует в процедуре государственной закупки. Дополнительное получение заменяющего сертификата о происхождении товара формы СТ-1 для участника процедуры государственной закупки не требуется .

Если товар одновременно включен в приложение 1 и в приложение 2 к постановлению № 206, то для подтверждения страны происхождения необходимо представить:

а. для товаров, происходящих из Республики Беларусь, - один из следующих документов:

сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями с учетом особенностей, установленных постановлением № 21, или его копию;

сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами, или его копию (с подтверждением правомочий на его использование);

выписку из евразийского реестра промышленных товаров

государств - членов Евразийского экономического союза, полученную в соответствии с пунктом 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 (далее - Правила), или ее копию;

Справочно:

С евразийским реестром промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза можно ознакомиться и получить выписку по ссылке - .

б. для товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики или Российской Федерации, - выписку из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, полученную в соответствии с пунктом 24 Правил, или ее копию.

3. Об условиях допуска, устанавливаемых в документах, предоставляемых для подготовки предложения.

Если процедура государственной закупки проводится по правилам постановления № 206, то информация о стране происхождения товара и наличии документов, подтверждающих страну происхождения товара, необходима заказчику (организатору) для принятия решения о допуске либо отклонении предложений участников.

В этой связи при разработке документов, предоставляемых для подготовки предложения, заказчик (организатор), определив, что товар включен в приложение 1 к постановлению № 206, должен установить условия допуска, в том числе предусмотреть требование к содержанию предложения участника об указании в отношении товара страны его происхождения, а также о предоставлении документов, предусмотренных пунктом 2 постановления № 206 (при их наличии).

Например, в конкурсных документах или документах процедуры запроса ценовых предложений может быть предусмотрено следующее: ´В предложении участника должна быть указана страна происхождения товара для целей применения условий допуска на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 ´О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок´, а также приложены документы, подтверждающие страну происхождения (при их наличии)´.

Что касается проведения электронного аукциона в соответствии с постановлением № 206, то необходимо учитывать, что первый раздел предложения должен содержать сведения о стране происхождения. Однако предоставление документов, подтверждающих страну происхождения, в первом разделе не представляется возможным, так как они могут идентифицировать участника, например, если подтверждающим документом будет сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный с учетом особенностей, установленных постановлением № 21. Как следствие такие документы должны предоставляться во втором разделе предложения участника.

В этой связи при проведении электронного аукциона в соответствии с постановлением № 206 заказчику (организатору) в аукционных документах необходимо дополнительно установить требование о том, что в случае, если участником предлагается товар, происходящий из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и (или) Российской Федерации, то участник в первом разделе предложения должен указать, будет ли представлен документ, подтверждающий страну происхождения товара, во втором разделе предложения. Например, требования к содержанию предложения участника могут быть изложены следующим образом: ´В первом разделе предложения участника должна быть указана страна происхождения товара. Также участнику, предлагающему товар из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и (или) Российской Федерации, необходимо в первом разделе предложения указать, будет ли предоставлен один из документов, указанных в пункте 2 постановления № 206, во втором разделе предложения. При наличии такого заявления в первом разделе предложения второй раздел предложения участника должен содержать документы, подтверждающие страну происхождения товаров. В случае отсутствия в первом разделе информации о предоставлении во втором разделе подтверждающего документа, товар для целей соблюдения требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206, будет считаться происходящим из иностранных государств.´.

4. О порядке рассмотрения предложений участников с учетом условий допуска.

Прежде всего отмечаем, что с учетом положений пункта 1 постановления № 206 в случае, если для участия в процедуре государственной закупки подано всего два предложения (независимо от страны происхождения предлагаемых товаров), то условия допуска согласно постановлению № 206 не применяются, а рассмотрение предложений осуществляется по общим правилам Закона.

Также обращаем внимание, что согласно абзацу второму пункта 1 постановления № 206 условия допуска установлены в том числе с учетом того, соответствуют ли поданные предложения требованиям конкурсных (аукционных) документов или документов процедуры запроса ценовых предложений.

Следовательно, в первую очередь комиссии по государственным закупкам при рассмотрении предложений необходимо установить соответствуют ли они требованиям документов, предоставляемых для подготовки предложения.

Если в результате рассмотрения (отклонения) предложений участников осталось два предложения либо менее (независимо от страны происхождения предлагаемых товаров), то условия допуска согласно постановлению № 206 не применяются, а рассмотрение предложений осуществляется по общим правилам Закона.

Если же в результате рассмотрения (отклонения) предложений участников осталось более двух предложений, то необходимо установить какое количество предложений, соответствующих требованиям документов, предоставляемых для подготовки предложения, содержат информацию о поставке товара, происходящего из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и (или) Российской Федерации, и подтверждающие страну происхождения документы.

При проведении открытого конкурса и процедуры запроса ценовых предложений оператором электронной торговой площадки обеспечивается доступ к содержанию предложений участников в полном объеме, следовательно, комиссия по государственным закупкам сразу может установить, предоставлены ли документы, подтверждающие страну происхождения товара.

Соответственно, в случае предложения двумя и более участниками товара, страной происхождения которого является Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и (или) Российская Федерация, и предоставления подтверждающих документов, предложения участников, не содержащие подтверждающие страну происхождения документы, либо с товаром из иных государств, отклоняются.

Если же менее двух предложений содержит информацию о поставке товара, происходящего из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и (или) Российской Федерации, либо участником (участниками), предлагающим (предлагающими) товар, происходящий из указанных стран, не предоставлен документ, подтверждающий страну происхождения, то все участники, предложения которых соответствуют требованиям документов, предоставляемых для подготовки предложений, допускаются к участию в процедуре государственной закупки в соответствии с законодательством.

Что касается электронного аукциона, то для соблюдения условий допуска при рассмотрении первых разделов предложений учитывается наличие в первом разделе предложения информации о том, будет ли предоставлен документ, подтверждающий страну происхождения товара, во втором разделе предложения.

При проведении электронного аукциона если двумя и более участниками в первых разделах предложений страной происхождения товара указана Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и (или) Российская Федерация и указано, что подтверждающие страну происхождения документы будут предоставлены во втором разделе предложения, предложения иных участников, предложивших товар не из числа указанных выше государств, либо не содержащие информацию о предоставлении подтверждающих документов, подлежат отклонению.

Если же менее двух предложений содержит информацию о поставке товара, происходящего из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и (или) Российской Федерации, либо участником (участниками), предлагающим (предлагающими) товар, происходящий из этих стран, не указано, что подтверждающие страну происхождения документы будут предоставлены во втором разделе предложения, все участники, предложения которых соответствуют требованиям аукционных документов, допускаются к процедуре государственной закупки в соответствии с законодательством.

Соответственно, при проведении электронного аукциона комиссия по государственным закупкам заказчика (организатора), рассмотрев первые разделы предложений участников, определив страну происхождения предлагаемых последними товаров и наличие информации о представлении участниками во вторых разделах предложений документов, подтверждающих страну происхождения товара, принимает решение об отклонении либо допуске участников к торгам.

После торгов в предложениях участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, и указавших, что подтверждающие страну происхождения документы будут предоставлены во втором разделе предложения, должны содержаться подтверждающие страну товара происхождения документы. В их отсутствие или при их несоответствии установленным требованиям предложения подлежат отклонению на основании абзаца четвертого пункта 4 статьи 44 Закона.