иcтoчник: bobruisk-rik.gov.by

О местном сборе за пересечение Государственной границы.

Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам в связи с поступающими вопросами по местному сбору за пересечение транспортными средствами Государственной границы Республики Беларусь (далее - сбор) сообщают.

О платежных документах, подтверждающих уплату сбора

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Республики Беларусь

от 29 декабря 2020 г. № 72-З ´Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь´ (далее - Закон № 72-З) плательщиками сбора признаются водители принадлежащих организациям или физическим лицам, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, транспортных средств, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь в пунктах пропуска.

Водитель транспортного средства, выезжающего из Республики Беларусь в пункте пропуска, представляет документ, подтверждающий уплату сбора (за исключением случаев, если лицо освобождено от уплаты сбора).

При этом документ, подтверждающий уплату сбора, должен содержать информацию о наименовании организации и (или) фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) физического лица или индивидуального предпринимателя, которому принадлежит транспортное средство. Таким образом, отсутствие в платежном документе указания фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) водителя транспортного средства, принадлежащего организации или индивидуальному предпринимателю, или иному физическому лицу (собственнику транспортного средства) не является основанием для отказа в пропуске транспортного средства через Государственную границу Республики Беларусь.

О возврате сбора

Пунктом 11 статьи 4 Закона № 72-З определено, что обеспечение соблюдения порядка внесения сбора осуществляется органами пограничной службы. В пунктах пропуска, в которых пограничный контроль осуществляется таможенными органами, обеспечение соблюдения порядка внесения сбора осуществляется таможенными органами.

Согласно пункту 57 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. № 8 ´О порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов бюджета в 2021 году´ сбор за пересечение границы уплачивается в доходы соответствующего областного бюджета по месту расположения пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

В пункте 21 Инструкции о порядке исполнения местных бюджетов по доходам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 декабря 2005 г. № 159/176, предусмотрено, что возврат излишне уплаченных плательщиком, взысканных с плательщика платежей в бюджет, контроль за уплатой которых возложен на инспекции МНС, осуществляется на основании решения инспекции МНС, возврат иных платежей, в том числе сбора - на основании решения местного финансового органа, исполкома.

При этом такой возврат осуществляется на основании заявления плательщика, к которому прилагаются документы, являющиеся основанием для возврата, а именно: документы, подтверждающие уплату денежных средств в местный бюджет, и документ, выдаваемый организацией, осуществляющей контроль за уплатой данного платежа, в котором указываются обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата платежа.

Применительно к сбору решение о возврате должно приниматься главными финансовыми управлениями областных исполнительных комитетов на основании сведений об уплаченных суммах сбора и информации о фактическом пересечении границы транспортным средством.

Главными финансовыми управлениями областных исполнительных комитетов совместно с Государственным пограничным комитетом и (или) Государственным таможенным комитетом должен быть обеспечен учет уплаченных сумм сбора в разрезе плательщиков, пересекших Государственную границу (такой учет может быть обеспечен, например, посредством ведения реестра платежных документов).

Территориальными подразделениями Государственного пограничного комитета и (или) Государственного таможенного комитета в адрес соответствующего главного финансового управления областного исполнительного комитета должна передаваться информация о платежных документах, принятых ими в качестве подтверждения уплаты сбора.

О льготах по сбору

1. Согласно пункту 7 статьи 4 Закона № 72-З от уплаты сбора освобождаются транспортные средства, на которых следуют перечисленные в этом пункте категории физических лиц.

Таким образом, льготой по сбору вправе воспользоваться как водители, так и пассажиры транспортных средств, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь в пунктах пропуска, за исключением транспортных средств, используемых для автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, либо для иных коммерческих целей.

2. В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 7 статьи 4 Закона № 72-З от уплаты сбора освобождаются транспортные средства, на которых следуют иные категории лиц, определяемые областными Советами депутатов. Таким образом, дополнительные льготы по сбору могут быть установлены для иных категорий лиц решениями областных Советов депутатов.

Кроме того, льготы по сбору отдельным плательщикам - физическим лица могут представляться областными, районными, городскими (городов областного подчинения) Советами депутатов либо по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами в рамках прав, предоставленных им частью четвертой пункта 3 статьи 35 Кодекса, в связи с нахождением таких плательщиков в трудной жизненной ситуации.

Отсутствие инфраструктуры для уплаты сбора

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона № 72-З сбор уплачивается до пересечения или при пересечении Государственной границы Республики Беларусь в пунктах пропуска

В целях недопущения возможных конфликтных ситуаций в связи с отсутствием инфраструктуры для уплаты сбора в отдельных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь требуется организация информирования потенциальных плательщиков сбора о необходимости его предварительной (до прибытия в пункт пропуска) уплате.

Справочно. Согласно пункту 10 статьи 4 Закона № 72-З при осуществлении оплаты сбора с использованием объектов программно-технической инфраструктуры и систем дистанционного банковского обслуживания в качестве документа, подтверждающего уплату сбора, представляется карт-чек, сформированный на бумажном носителе или в электронном виде.

Факт уплаты сбора путем перечисления суммы сбора со счета организации или индивидуального предпринимателя подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленными на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Одновременно полагаем целесообразным информировать плательщиков о пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, где предусмотрена возможность оплаты сбора, а также о пунктах пропуска, на которых инфраструктура для осуществления оплаты сбора отсутствует (с обязательным указанием ближайших к пункту пропуска отделениях банка и режиме их работы).

Справочно. Возможные формы и способы информирования:

размещение в общественных местах на информационных стендах;

размещение в средствах массовой информации;

размещение на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов в глобальной компьютерной сети ´Интернет´.