Фердинанд Порше... Жизнь известного человека.

Фердинанд Порше... Жизнь известного человека

Все мы знаем, что ежегодно в последнее воскресенье октября отмечают День автомобилиста и дорожника. Большинство людей прямо или косвенно причисляет и себя к этому празднику: кто-то профессионально связан с автомобилями, кто-то просто ежедневно садится за руль своего ´железного коня´ и тоже не прочь отметить эту дату. Сегодня поговорим про немецкого автоконструктора, который больше известен нам по марке созданной им машины, очень презентабельной и дорогой, чем как живой человек и выдающаяся личность.

Фердинанд Порше... Жизнь известного человека.

Немецкий конструктор автомобилей и бронетанковой техники - Фердинанд Порше (3 сентября 1875 - 30 января 1951) является основателем компании ´Porsche´. Но прежде всего он знаменит как создатель самого популярного автомобиля в истории данной отрасли, вошедшего в историю под именем ´Volkswagen Käfer´, или ´Жук´. Говорят, если бы Порше создал только ´Жука´, он всё равно стал бы известен как гений машиностроения...

ДЕТСТВО

Родом Порше не из Германии, а из Австро-Венгрии, хотя сейчас его родной городок Мафферсдорф, который в настоящее время называется Вратиславице, находится в Чехии. Происходил Фердинанд из семьи судетских немцев. Отец его - Антон Порше - был в городке уважаемым человеком, владел собственной ремонтной мастерской, а также избирался мэром города. В детстве у Порше был старший брат и сестра. Но брат погиб в мастерской, после чего состояние переходило к Фердинанду.

Уже в ранние годы стало ясно, что сын Антона Порше добьется очень многого. Его фанатично увлекала техника и в 15 лет он смог смастерить генератор, который обеспечивал его дом электричеством. Учитывая, что в то время электроэнергия была только у бургомистра, генератор считался роскошью.

ЮНОСТЬ

Работать будущий изобретатель начал в мастерской отца, став учеником жестянщика, но вскоре поступил в техническое училище города Райхенберга, где он по вечерам слушал лекции, а утром и днем работал у отца.

Немного позже Фердинанд отправляется в Вену, где поступает в технический университет, а также устраивается в мастерскую по изготовлению электродвигателей. Однако в ней он работал только уборщиком, впрочем, недолго.

1898 ГОД И ПЕРВЫЙ ГИБРИДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Этот год стал переломным, так как Фердинанда Порше пригласили работать в широко известную в те годы фирму Lohner, причем ему почти сразу поручили работу над дорогими и серьезными проектами. У Порше возникает мысль о создании автомобиля с электродвигателем. Но просто сконструировать такую машину было недостаточно, она должна была еще и хорошо продаваться.

Фердинанд Порше... Жизнь известного человека.

Lohner Porsche (1900 год)

В целом образец вышел достаточно удачным, так как оказался небольшим в габаритах и довольно быстрым - разгонялся до достойных тогда 40 км/ч. Главная проблема была в весе - установленные на автомобиль свинцовые аккумуляторы оказались очень тяжелыми, а их полного заряда хватало лишь на час движения. Тем не менее, Лонер одобрил этот автомобиль и работы продолжились.

В итоге Порше создал гибридный автомобиль - первый в мире! Равно, как и первую переднеприводную машину, ведь пара электромоторов, которые выдавали по 2,5 л.с. мощности каждый, находились возле ступиц передних колес. Вместе с ними стоял на машине и бензиновый мотор, назначение которого было в приводе генератора, который питал батареи, а от них энергия шла на электромоторы. А вот трансмиссии на модели Lohner-Porsche не было.

Эта конструкция очень понравилась Лонеру, который много катался на этом автомобиле, а сама машина взяла Гран-При на выставке в Париже в 1900 году. Впрочем, сам Фердинанд не считал свое творение удачным. Сегодня этот автомобиль находится в Вене - в Техническом музее.

КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Карьерный рост Фердинанд Порше был просто головокружительным. Всего за 6 лет Фердинанд проходит путь от инженера-конструктора до технического директора компании Austro-Daimler, это произошло в 1906 году. Поразительно, но в 31 год Порше заведовал целым модельным рядом!

Фердинанд Порше... Жизнь известного человека.

Austro-Daimler Prinz-Heinrich

Именно на этом посту полностью проявилась страсть Фердинанда к мощным и быстрым спортивным моделям. Выпускаются версии ADM, Prinz-Heinrich, ADR и Sascha. Постепенно их количество увеличивалось, а еще стали появляться награды, выигранные в гонках. Так, в 1909 году, принимая участие в гонках на призы принца Генриха, болид от Порше занял второе место, а всего год спустя следует оглушительный успех - 3 призовых места достаются команде из Austro-Daimler, причем одним из пилотов был сам Порше.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ

В эти годы Фердинанд разрабатывает военную технику - двигатели для дирижаблей и самолетов, гибридные автомобили и т. д., за что награждается кайзером крестом ´За заслуги´. Кроме того, он получил звание профессора Венского технического университета, хотя сам не имел законченного высшего образования.

ШТУТГАРТ

Именно в этот город отправился Порше со своей семьей после Первой мировой войны. Там он в 1923 году поступил на службу техническим директором корпорации Daimler. За несколько лет работы под его началом были созданы известные модели Mercedes S, Mercedes SS и другие.

Фердинанд Порше... Жизнь известного человека.

Mercedes-Benz SS (1928 год)

Но работа в компании Daimler не привлекала Порше. И в 1931 году он решился на создание собственной фирмы. Учитывая известность Порше, заказы у него были всегда.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ СССР

А ведь в это время ему давали карт-бланш от Советского Союза, куда Порше пригласили в 1932 году. Ему предлагали работу в области автомобильной промышленности, авиации и танкостроения. Но Фердинанд отказался. Именно поэтому в годы Второй мировой немецкая разведка вплотную занялась конструктором, требуя от него признания о промышленности России - оборудовании на заводах, технологиях, выплавке стали и т. д.

Однако Фердинанд отказался отвечать, мотивируя свою неосведомленность тем, что приглашение носило чисто коммерческий характер, так что никаких производственных секретов перед ним не раскрывали.

СОЗДАНИЕ ´ЖУКА´

Многие считают конструирование такого автомобиля самой заметной страницей в жизни Порше. Началось все с заказа на разработку бюджетного автомобиля компанией по производству мотоциклов - Zundapp. Произошло это в начале 30-х годов. Впрочем, дефицит бюджета вынудил свернуть проект. Однако после прихода нацистов к власти, проекту дали зеленый свет. Фюрер стремился предоставить населению действительно ´народный автомобиль´ и Порше, наряду с другими инженерами, взялся за работу.

Фердинанд Порше... Жизнь известного человека.

Фольксваген Жук (Volkswagen Käfer)

Так как правительство планировало развернуть гигантские масштабы производства - 1 000 000 автомобилей в год - Порше необходима была консультация в отношении таких объемов производства. За ней он отправился к Генри Форду, привезя из Детройта команду специалистов и необходимые технологии.

Пробная партия Volkswagen Käfer была собрана очень быстро - она насчитывала 33 автомобиля. Но начало Второй мировой поставило крест на производстве.

СОЗДАНИЕ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

В отношении этого аспекта деятельности Фердинанда Порше существуют различные мнения. Некоторые прямо обвиняют его в пособничестве нацистам. Впрочем, это не совсем корректно. Ведь из всей военной техники Третьего рейха собственно компании Порше принадлежит только САУ ´Элефант´, которых было изготовлено всего 90 штук. Он принимал участие и в проектировании ´Тигра´, но проиграл конкурс фирме Henschel. Кроме того, его авторство распространяется и на огромный танк ´Maus´, который был воплощен в металле в 2-х экземплярах. Впрочем, в бою они не побывали, да и уехать далеко не могли, ведь их вес в 180 тонн не мог выдержать ни один мост.

Собственно говоря, сам подход Порше к созданию боевой техники был в корне неверный. Он привык конструировать сложные и быстрые машины, которые выпускались малыми сериями, а то и вовсе единичными экземплярами. В таком случае надежность достигалась кропотливой работой над каждой машиной в отдельности. И эту тенденцию он пытался перенести на военный конвейер, создавая эффективную, но сложную и дорогую технику. Для реализации такого сценария требовалось не только собрать команду профессионалов, но работать с каждой единицей отдельно, что было просто нецелесообразно, так как танки должны быть максимально эффективными, простыми в ремонте и надежными.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Разгром Германии тяжело сказался и на семье Порше. Конструкторское бюро потеряло свои многолетние наработки, так как архив был уничтожен в результате бомбардировок. А в 1945 году и отец, и сын Порше были арестованы по обвинению в содействии нацистам, выдаче бойцов сопротивления и применению на заводах труда военнопленных.

На следующий год сына выпустили. Он незамедлительно устроился на работу в компанию Cisitalia и разработал для нее гоночную модель. На полученный гонорар, который составлял 1 000 000 франков, Фердинанд-младший выкупил отца из тюрьмы, где тому довелось пробыть 22 месяца. Впрочем, там он времени не терял, сотрудничая с компанией Renault и создавая модель 4CV. По непонятным причинам в тюрьме к Фердинанду Порше не пускали доктора, хотя было видно, что этот старый человек быстро угасает. Когда же врача наконец-то привели, он заявил, что старика необходимо немедленно выпустить, так как жить ему осталось считанные месяцы.

Фердинанд Порше... Жизнь известного человека.

Renault 4CV (1947 год)

СМЕРТЬ

Так и случилось - уже 19 ноября 1950 года конструктор перенес инсульт, который окончательно подорвал его здоровье. А уже 30 января 1951 года Фердинанд Порше скончался.

НАСЛЕДИЕ

Этот гениальный конструктор оставил после себя не просто престижную компанию. Он еще успел застать ошеломительный успех своего детища - модели Volkswagen Käfer. Уже в 1950 году с конвейера сошел 1 000-ный экземпляр - всего через год после начала производства в разрушенной стране!

Его популяризация во многом явилась заслугой американских солдат, которые оценили ´Жука´, ведь его можно было приобрести за месячное жалованье, да и ремонт был очень дешев. Как следствие - доступные автомобили потоком хлынули за океан, заполонив Соединенные Штаты. Уже в 1955 году с завода вышел 1 000 000-ный автомобиль, а всего было выпущено 21 529 464 машины. До сих пор ни одна модель не смогла превзойти такой показатель. Выпускался ´Жук´ вплоть до 2003 года.

По материалам интернет-ресурсов.

иcтoчник: www.tribunapracy.by