Неправильный Рязанов, плохая Пугачева. Худшие фильмы советского кино.

иcтoчник: aif.by

Расхожая фраза про ´многочисленные письма читателей´ в советские времена имела буквальный смысл - читатели действительно писали в различные СМИ письма, и было этих писем огромное количество. Какие-то издания заводили соответствующие рубрики, вроде ´Письмо позвало в дорогу´ или ´Маленькие хитрости´ (эти хитрости в ´Науке и жизни´ брали из почты).

Журнал ´Советский экран´ пошел по другому пути - с первого же года своего возрождения в 1950-е редакция решила собирать мнения читателей о фильмах, которые выходили в советский прокат, - как про отечественные, так и зарубежные.

Этот рейтинг, своеобразный аналог нынешних баллов IMDb или ´Кинопоиска´, собирался вплоть до развала СССР. В эти годы ´Советский экран´ был по-настоящему массовым изданием. Его тираж на пике (в 1970-е) достигал 2,9 млн экземпляров, а в другие годы - около 2 млн. С учетом библиотек и различных присутственных мест это огромная аудитория. Следует отметить, что и выбор у зрителей в те времена был огромным - в год тогда выпускалось 130-150 картин, а уже к 1970-м число киноустановок (вместе с кинотеатрами и различными кинопередвижками) достигло 100 тыс. И пусть активность читателей журнала обычно составляла 2-3%, всё равно рейтинг в целом отражал зрительские предпочтения.

Понятно, что в рубрику ´Лучшие фильмы года´ чаще всего попадали кассовые хиты, хотя и это не было правилом, из-за чего редакцию часто обвиняли в подтасовках. Но последний главред и многолетний сотрудник ´Советского экрана´ Борис Пинский заверял, что в печать отправлялись именно те данные, которые принесла почта. Впрочем, с одной из рубрик своего рейтинга журналисты обращались достаточно вольно.

Речь идет о ´Худших фильмах года´ - они публиковались не каждый год, но причины этого не указывались, и о них остается лишь гадать. Впрочем, тот же Пинский говорил, что в числе ´худших´ оказывались ´не самые слабые картины´: ´В зрительском опросе очень трудно отделить откровенную халтуру от творческой неудачи, а ещё среди ´худших´ могут оказаться фильмы, представляющие собой творческий эксперимент и просто не понятые зрителем´.

В принципе, это действительно так. Среди ´худших´ фильмов зачастую попадались фильмы хороших режиссеров, а некоторые оказывались сразу и в худших, и в лучших - такой вот парадокс.

1960: ´Русский сувенир´, реж. Григорий Александров

В 30-40-е годы творческий тандем режиссера Григория Александрова и актрисы Любови Орловой был гарантией успеха - картины ´Весёлые ребята´, ´Цирк´, ´Волга-Волга´, ´Светлый путь´, ´Весна´ смотрели все, и всем они нравились. Но в 1960-м Александров с Орловой впервые промахнулись - 58-летняя актриса играла 25-летнюю героиню, и замаскировать её возраст режиссеру не удалось. Да и сюжет ´Русского сувенира´ был не слишком увлекательный - и 19,4 млн зрителей, которые пошли на громкие имена, оказались очень разочарованы увиденным. В итоге первое место в списке худших по году - по мнению читателей ´Советского экрана´.

1961: ´Человек ниоткуда´, реж. Эльдар Рязанов

Через год после Александрова ´отличился´ и Рязанов, один из лучших советских режиссеров. Совсем недавно он покорил зрителей ´Карнавальной ночью´; следующий его фильм ´Девушка без адреса´ прошел не так громко, но тоже мог считаться успешным. Сценарий комедии абсурда про дикаря, попавшего в Москву, драматург Леонид Зорин писал по заказу самого режиссера - и вроде бы всё складывалось хорошо. Но, как вспоминал Рязанов, ещё до премьеры над фильмом начали сгущаться тучи - в газете ´Советская культура´ появилась неожиданная критическая статья, подписанная псевдонимом, картине дали самую низшую прокатную категорию, через некоторое время и вовсе убрали из кинотеатров... Ну а напоследок её в негативном ключе упомянул главный партийный идеолог Михаил Суслов. В общем, разгром был полным, правда, на судьбе Рязанова эта неудача не отразилась. Сейчас нельзя сказать, насколько читатели ´Советского экрана´ поддались публикациям в других СМИ, а насколько им действительно не понравился фильм, но за то, чтобы признать ´Человека ниоткуда´ худшим фильмом года, проголосовала четверть респондентов журнала - 6,7 тыс. человек.

1973: ´Нейлон 100%´, реж. Владимир Басов

Юные советские зрители знали Басова как актера - он с удовольствием снимался в детском кино, его можно увидеть в фильмах ´Приключениях Буратино´, ´Приключениях Электроника´, ´Про Красную Шапочку´. Но по образованию Басов был режиссером, работал на ´Мосфильме´, в начале своей карьеры снимал различные драмы и жанровое кино, и его работы нравились зрителям. ´Битва в пути´ в 1961-м стала второй в списке лучших картин (38,3 млн. зрителей), ´Тишина´ в 1964-м была пятой по аудитории (30,3 млн. зрителей) и четвертой - в рейтинге лучших. Ну а ´Щит и меч´ в 1968-м вообще покорил зрителей, хоть и был четырехсерийным - его посмотрели 68 млн человек. Но с бытовой комедией про злоключения нейлоновой заграничной шубы Басов промахнулся. Впрочем, несмотря на низкую оценку читателей ´Советского экрана´, эту картину посмотрели 13,7 млн зрителей, что, в принципе, было выше границы окупаемости.

1983: ´Берегите мужчин´, реж. Александр Серый

Судьба Александра Серого сложилась достаточно трагично. В молодости, в самом начале карьеры, он отсидел в тюрьме, с трудом пробивался обратно в режиссуру, работая вторым режиссером, а свой главный хит, комедию ´Джентльмены удачи´, снял с подачи Георгия Данелии. Но тот фильм вышел в 1971-м, и после него Серый снял лишь две менее удачные ленты. Комедия 1976 года ´Ты - мне, я - тебе´ с Леонидом Куравлевым прокатывалась хорошо (41,6 млн зрителей), а вот лента 1983 года ´Берегите мужчин´ прошла по грани провала - её посмотрели всего 16,1 млн человек. К тому же она попала и в список худших релизов года. И любопытно, что до этого несколько лет в рейтинге ´Советского экрана´ этой рубрики не было. Для Серого ´Берегите мужчин´ стал финалом карьеры. К тому времени он давно болел лейкемией; режиссер ушел из жизни в 1987-м, на 60-м году жизни.

1985: ´Пришла и говорю´, реж. Наум Ардашников

В СССР нечасто снимались музыкальные фильмы со звездами сцены. В 1978-м вышла лента ´Женщина, которая поёт´ Александра Стефановича, который снял в ней свою тогдашнюю жену Аллу Пугачеву; в 1982-м - ´Душа´, где тоже должна была сниматься ´примадонна´, но к тому времени они со Стефановичем развелись, так что ´душой´ картины стала София Ротару. Новый музыкальный проект с Пугачевой делали как фильм-ревю, сценарий для него написал поэт-песенник Илья Резник, а режиссером стал Наум Ардашников (´Вся королевская рать´), который обычно работал оператором. В принципе, свою задачу ´Пришла и говорю´ выполнил - за год его посмотрели 25,7 млн зрителей (6-е место). Правда, попадание в рейтинг ´худших´ в планы создателей этого ревю не входили - позже появились другие списки других изданий, в которых ´Пришла и говорю´ уже назывался лучшим. Впрочем, сейчас эта картина представляет интерес лишь для исследователей, так что читатели ´Советского экрана´, видимо, были правы.