´Обелиски´ внутри нас. Учёные обнаружили в организме людей новые сущности.

иcтoчник: aif.by

Международная команда исследователей сделала удивительное открытие. В ротовой полости и кишечнике человека найдены ранее неизвестные структуры. Они имеют форму палочек, поэтому их назвали ´обелисками´.

Статья учёных размещена на сервере препринтов bioRxiv и пока не прошла рецензирование. Но о ней пишет авторитетный журнал Nature.

Совершенно новые для науки

В теле человека живёт колоссальное количество бактерий, вирусов, грибов и других микроорганизмов. Считается, что их совокупный вес составляет около 3-4 килограммов. Время от времени учёные обнаруживают в нашем микробиоме новые штаммы уже известных микробов, но вот заявление об открытии совершенно нового класса существ тянет на сенсацию.

Исследователи из Стэндфордского университета совместно с коллегами из Испании и Канады впервые описали ранее неизвестные вирусоподобные сущности из кишечника и ротовой полости человека. Они утверждают, что находили их у людей на всех континентах Земли. Всего было обследовано 472 человека и выявлено почти 30 тысяч различных видов этих существ в образцах микробиома.

Учёные назвали их ´обелисками´ - из-за их структуры, похожей на палочку. Сообщается, что это нечто среднее между вирусами и вироидами - вирусоподобными частицами, которые значительно меньше вирусов по размеру, но вызывают различные болезни растений. ´Обелиски´ формой на них похожи, однако их генетические последовательности совсем иные.

Учёные говорят, что эти фрагменты генетического материала - крошечные кусочки РНК - совершенно новые для науки. Они слишком малы, чтобы считаться стандартной формой жизни, и, вообще, это один из самых маленьких известных элементов для передачи информации, которую способна прочитать клетка.

´Это очень странно. Мир полон новых вещей, и как только вы начнёте что-то искать, вы их найдёте´, - приводит журнал Nature слова клеточного биолога Марка Пайфера из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле.

Их роль остаётся загадкой

Также издание ссылается на молекулярного генетика, профессора Стэндфордского университета и нобелевского лауреата Эндрю Файера и его аспиранта Ивана Желудева, которые разработали сложное программное обеспечение для поиска ранее неизвестных генетических последовательностей. С его помощью учёные проанализировали огромный массив данных для секвенирования геномов микробов, обитающих в человеческом организме. Так и был найден новый класс загадочных существ. Авторы обнаружили их в 10% образцов микробиоты кишечника и полости рта. ´Обелиски´ могут различаться в разных местах тела человека и сохраняться у отдельных людей в течение продолжительного времени.

´Это исследование является вехой для науки. Оно доказывает, что такие элементы широко распространены в мире бактерий, - говорит ещё один учёный, молекулярный биолог Джоан Маркес-Молинс из Шведского университета сельскохозяйственных наук в Уппсале. - На самом деле это не что-то случайное или изолированное - оно затрагивает значительную часть выборки среди населения´.

Самое интересное, что исследователи пока не понимают, как ´обелиски´ влияют на здоровье человека, в каких механизмах участвуют. Их роль остаётся загадкой. Известно лишь, что они способны менять генетическую активность бактерий-хозяев.

Ответ может дать обычная бактерия Streptococcus sanguinis, которая обитает во рту человека и является частью зубного налёта. Как раз в её штаммах учёные обнаружили специфическую популяцию ´обелисков´.

Поскольку эту бактерию легко выращивать в лабораторных условиях, биологи надеются провести ряд экспериментов, чтобы узнать, как размножаются ´обелиски´, как они воздействуют на бактерии, какую роль играют в балансе микробиоты. Более того, учёные предполагают, что эти биологические структуры, как и родственные им вироиды, могут оказаться предшественниками всей жизни на Земле.

Иначе говоря, сначала появились ´обелиски´, а уже потом - микроорганизмы.