иcтoчник: 42.tut.by

12 лет назад, 3 мая 2009 года, из Великобритании пришла новость. Оружейный гигант BAE Systems из-за отсутствия госзаказа отказался производить танки Challenger 2. Родина танков, раньше всех развернувшая производство бронированных машин, перестала их делать. 42.TUT.BY вспоминает наиболее заметные танки, разработанные и произведенные в Великобритании.

12 лет назад родина танков перестала выпускать танки. Вспоминаем лучшие машины Великобритании.

Фото: wikipedia.org

´Самец´ Mk1

При всем техническом несовершенстве этого танка он просто обязан быть в этом списке, потому что до него серийных танков не было вообще. ´Самцом´ машину называли, потому что изначально танкостроение Великобритании пошло по ошибочному пути: часть машин оснастили пушечным вооружением, а часть обошлась пулеметами. В итоге концепция пулеметных ´самок´ никому не понравилась: давить вражеских пулеметчиков, укрепления и артиллерию куда сподручнее снарядами, чем даже ливнем пуль.

Чтобы лучше преодолевать траншеи, танк Mk1 получил своеобразную ромбовидную форму с гусеницами, охватывающими весь корпус. Башню на эту громадину было ставить уже невозможно: машина получалась бы чересчур высокой. В результате две 57-миллиметровые морские пушки и пулемет разместили по бокам корпуса в спонсонах. В долгосрочной перспективе такая схема развития не получила, но на 1915 год, когда создавался танк, вполне хватало.

12 лет назад родина танков перестала выпускать танки. Вспоминаем лучшие машины Великобритании.

Фото: wikipedia.org

Для управления танком и его вооружением требовался внушительный экипаж - восемь-девять человек, которые работали в адских условиях: в Mk1 не было как такового разделения на моторно-трансмиссионное и боевое отделения, двигатель находился прямо рядом с экипажем, и в машине было жутко жарко и нечем дышать. Броня толщиной до 12 мм держала только пули и осколки, но в первой же атаке Mk1 в сентябре 1916 года этого хватило: 32 машины обеспечили продвижение английской армии на пять километров, что по меркам Западного фронта Первой мировой было огромной цифрой.

Правда, Mk1 супероружием не стало: предстояло еще учиться и совершенствовать машины. В итоге настоящие танковые прорывы с тысячами пленных и обрушением фронта начались только летом 1918 года, когда воевали уже другие танки. Тем не менее Mk1 вписал себя в историю войн.

Comet

Казалось, став пионерами танкостроения, англичане удержат за собой первенство и в будущем продолжат производить лучшие танки в мире. Но вышло как вышло: уже к концу Первой мировой французы сделали значительно более совершенный легкий Renault FT17, а в двадцатых годах английское танкостроение вообще занялось непонятно чем.

Британские заводы выпускали одну неудачную модель за другой, и во Второй мировой выяснилось, что из великих держав у Англии с танками дело обстоит хуже всех. Дошло до того, что лучшим британским танком стал Sherman Firefly - на американский танк просто ставили мощную английскую противотанковую 17-фунтовку.

12 лет назад родина танков перестала выпускать танки. Вспоминаем лучшие машины Великобритании.

Фото: wikipedia.org

Только к концу войны у англичан начали появляться собственные действительно хорошие танки, лучшим из которых стал Comet (´Комета´). Обладая низким силуэтом, неплохим лобовым бронированием (пусть и с нерациональными углами наклона брони), подвижностью и мощным 76-миллиметровым орудием (той самой 17-фунтовкой, только облегченной) танк наконец-то смотрелся вполне в духе времени. Бронепробиваемость орудия составляла до 165 миллиметров на расстоянии в километр - хватило бы любому ´Тигру´ или ´Пантере´.

В войска танки Comet отправились в конце 1944 года, танкисты пересели на них с ´Шерманов´. Казалось, скоро можно будет идти в бой на освоенных новинках - но тут вермахт начал свое последнее наступление на Западном фронте, в Арденнах. Танкистам скрепя сердце пришлось возвращаться на ´Шерманы´ и бороться с вражескими танками на них, а ´Кометы´ остались в тылу.

К тому времени, как немецкое наступление окончательно отразили, до конца войны оставалось месяца три. В результате перспективный танк застал войну буквально самым краешком - известно лишь об одном ´Тигре´, подбитом ´Кометой´. В целом машина заслужила вполне хорошие отзывы танкистов - если бы ее получили на пару лет раньше, ´Комета´ наверняка стала бы легендой.

Centurion

Этот танк разработали лишь чуть позднее, чем ´Комету´, однако ´Центурион´ представляет собой машину уже другого поколения. Если Comet - последний из ´крейсерских´ танков, где бронирование и зачастую вооружение приносились в жертву скорости, то Centurion можно считать первым в Великобритании основным боевым танком. То есть машиной, которая может заменить все остальные в бронетанковых войсках ´без потери качества´.

12 лет назад родина танков перестала выпускать танки. Вспоминаем лучшие машины Великобритании.

Фото: wikipedia.org

Уникальной особенностью ´Центуриона´ стали его огромные возможности для модернизации. Большинство танков начинают и заканчивают службу с орудиями примерно одних калибров и габаритов. Легендарный Т-34 начал боевой путь со сравнительно короткоствольной 76-миллиметровкой, а закончил с 85-мм пушкой - это большой успех. А Centurion получил сначала упомянутую выше 76-миллиметровую ´семнадцатифунтовку´, потом более мощное 83-миллиметровое орудие и наконец - 105-миллиметровую пушку. Со временем усиливалась и броня, продолжая соответствовать требованиям времени.

На службе танк находился с сороковых по девяностые годы XX века. И хотя не успел попасть на Вторую мировую, повоевал в целом ряде конфликтов от Ближнего Востока до Индии и Вьетнама, везде заслужив отличные отзывы. Ахиллесовой пятой машины была только скорость - она даже по шоссе не дотягивала до 40 километров в час. Все остальные характеристики - вооружение, бронирование, надежность - оказались отличными. На вооружении ´Центурион´ стоял в полутора десятках стран.

Challenger II

Второй ´Челленджер´ стал последним (на нынешний момент) танком Великобритании, именно его выпуск прекратился 12 лет назад. Машину разрабатывали с учетом опыта эксплуатации первой модели ´Челленджера´ и других западных машин этого поколения.

Вооружен танк мощной пушкой L30A1 стандартного для танков НАТО калибра в 120 миллиметров. Правда, в отличие от орудий ´Абрамса´, ´Леклерка´, ´Ариете´ и других машин, L30A1 не гладкоствольная, а нарезная.

12 лет назад родина танков перестала выпускать танки. Вспоминаем лучшие машины Великобритании.

Фото: wikipedia.org

Что касается бронирования, то британские оружейники не пожалели сил, чтобы защитить ´Челленджер 2´ - это один из самых тяжелых и защищенных танков ´западной´ школы. Правда, на машине отсутствует комплекс активной защиты, но то же можно сказать о большинстве машин НАТО. Однако многослойная комбинированная броня держит снаряды, пробивающие больше метра стали (разумеется, это прикидки, точный состав брони засекречен).

Превосходное бронирование ´Челленджеров´ проявилось во время вторжения в Ирак в 2003 году: тогда британские танки не понесли никаких потерь от вражеского огня, хотя имели немало попаданий.

Несмотря на хорошие характеристики, военные Великобритании не сочли нужным заказывать дополнительные танки: крупных войн страна не ведет, а место бронированных машин в будущих конфликтах не всем ясно (в прошлом году велись разговоры о том, чтобы вовсе исключить танки из британской армии). Поэтому в настоящее время речь может идти разве что о модернизации до версии Challenger 2 LEP - это позволит машинам прослужить до 2035 года. Что потом - пока неясно.