´Как хочется, чтобы все вокруг прониклись мудростью и глубиной Священного Писания! Как бы изменился мир после этого!´ - сколько православных подписалось бы под этими словами? Однако на практике оказывается, что намного удобнее, когда заповеди исполняют другие. О важной проблеме современного православия размышлял священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери ´Всех скорбящих Радость´ Доброполья.

КОМУ АДРЕСОВАНО ЕВАНГЕЛИЕ - МНЕ ИЛИ ДРУГИМ?

Ежедневный духовный хлеб

Евангелие - это книга, которую каждый христианин должен по возможности читать каждый день, хотя бы по чуть-чуть. Тому, кто не читает его, не знает слов, обращённых к нам Самим Спасителем, очень тяжело правильно выстроить свою жизнь. Многие религиозные организации называют себя ´детьми Писания´, но на самом деле так называться можем только мы, христиане. Если человек не обращает внимания на Библию, то во что он верит тогда? Мне понравилось, как митрополит Иларион (Алфеев) ответил на слова ´у меня Бог в душе´: он спросил, можно ли быть военным в душе? Не знать, как надевается военная форма, собирается автомат Калашникова и так далее? - конечно, нет. Так же и христианину надо знать, во что он верит, иначе это не вера, а непонятно что.

Почему у православных нет любви?

Второй вопрос: читая Священное Писание, можно понимать его по-разному. Святые отцы не только толкуют его, но учат, как жить по нему - вся их жизнь пропитана Писанием. Что касается обычных мирян, то зачастую мы толкуем Библию по-своему. Это нормально, ведь каждый из нас устроен не так, как другие. Однако бывает, что мы начинаем читать Евангелие и святых отцов, и прочитанное относим не к себе, а к другим.

В Новом Завете написано: ´Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою´ (Ин. 13:34-35). Что же происходит, когда люди читают эти строки? Все ходят с умными лицами и говорят: ´Где эта любовь у православных? Почему её нет?´ Хочется сказать такому: дорогой, подожди! Ты прочитал эти слова? Они тебя тронули? Так они и обращены к тебе! Не надо искать в других качества, которые тебя тронули - надо в себе их развивать.

Прочитали: ´Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям´ (Мф. 5:13)? - значит, читающий эти строки должен стать такой солью. Если он понимает, что у него этой любви нет, не надо бежать и искать её где-то у кого-то другого - надо стараться обрести её с Божьей помощью. Как? - молиться к Богу о даровании этой любви. ´Господи, я не умею любить, я даже маму порой не люблю - помоги мне стать той солью, о которой Ты говоришь! Даруй мне любовь - Ты, Кто Сам есть Любовь!´ Если вас тронули какие-то слова из Евангелия - значит, они для вас.

Это боль нашего времени: когда мы читаем Писание, то чаще всего в итоге пытаемся не наладить свою жизнь, а упрекнуть другого. Но разве мы не читали слова Христа о бревне в собственном глазу? Или они тоже написаны для других? Как же насчёт того, чтобы действительно вынуть бревно из своего глаза, прежде чем звенеть на всех углах о том, что у православных нет любви?

О разрушении авиапромышленности и ´мышеловимстве´

Есть другая крайность: когда человек впадает в состояние ´всем согрешил, я - самый большой грешник´. О таких людях один священник говорил: ´Ты грешник до тех пор, пока сам об этом говоришь. А как только о тебе кто-то так скажет, я посмотрю на тебя!´ Это очень верное наблюдение. Куда только деваются великие грешники, как только покидают церковную ограду!

Уверен, что неправильное отношение к Евангелию становится причиной неверного восприятия собственной греховности. Думаю, каждому священнику встречались исповедующиеся, которые ´всем, всем согрешили´. Спрашиваешь у такого: ´Значит, это вы разрушили авиапромышленность Украины?´ - ´Нет, да вы что!´ - ´А лошадей в молодости крали?´ - ´Никогда ничего не крал!´ - ´Так говорите, что именно сделали´. - ´Я во всём каюсь!´ - ´В чём именно?´ - и человеку нечего сказать.

Есть другая крайность: приходят на исповедь с несколькими двойными листочками, исписанными мелким почерком с каждой стороны. ´Аз, многогрешная раба такая-то, каюсь перед Господом и перед тобой, честный отче... ´ - и понеслось: ´мышеловимство´ и тому подобное, у меня на третьем слове уже мозг отключается. Я беру этот листочек, рву его и спрашиваю: ´Что вас тревожит?´ Отвечает: ´Батюшка, я десять лет так исповедовалась, что вы меня дёргаете?´ Отвечаю, что не дёргаю, а хочу поговорить и понять, что её тревожит. В ответ: ´У меня всё хорошо!´ - ´Если так - то зачем вам Христос? От чего Он вас должен спасать, если у вас всё хорошо?´ Постоит, подумает две минуты, - а потом начинаются слёзы: наконец-то человек говорит правду, делится тем, что реально волнует. Оказывается, много лет сын пьёт или с невесткой ругаются, и поделать ничего нельзя с этим. ´Почему нельзя? Молиться можно!´ Так постепенно происходит поворот в сторону Христа, уход от неискренности и фальши. Не надо переписывать ´В помощь кающимся´ Игнатия (Брянчанинова)! Не пишите эти бесконечные списки! Покаяние - это мало слов и много слёз. Да, пусть не всегда есть слёзы, но всем нам надо знать, в чём именно каяться, совесть должна подсказать, в чём наша главная беда.

КОМУ АДРЕСОВАНО ЕВАНГЕЛИЕ - МНЕ ИЛИ ДРУГИМ?

Разумный баланс между благочестием и живой жизнью

Как читать Евангелие? Скажу крамольную для многих мысль, но я думаю, что читать Писание можно не только стоя и помолившись. Всё зависит от ситуации. Да, благоговейное отношение предполагает чтение стоя, в идеале - после особой молитвы. Но есть разные ситуации. Например, детям перед сном я часто читал Евангелие лёжа или с телефона. Дети у меня маленькие и активные, и стоять во время чтения не будут. Ну, не готовы они пока воспринимать его стоя. А перед сном они уже спокойны, слушают внимательно. Приходится подстраиваться под них.

В любой ситуации главное - это выбирать чтение, то есть сделать всё, чтобы прочитать хотя бы главу. Хоть сидя, хоть лёжа - только читай, брат! Понятное дело, что благоговение к Священному Писанию обязательно. Я согласен, что у него должно быть особое место в доме, что сверху ничего, кроме креста, класть нельзя. А вот некоторые поблажки в плане того, как читать, на мой взгляд, допустимы.

Не навязывайте Евангелие!

Ещё одна проблема - когда воцековлённые взрослые, воспитывающие детей в вере, требуют у тех прочитать Евангелие, потому что ´положено´. Мне знакома эта ситуация: я уже пономарил, а Новый Завет не читал. Мама сказала, что так нельзя. Я открыл, выбрал самое короткое - от Марка, и не понял ничего. Каждое отдельное слово понятно, а о чём в целом - нет. Так просмотрел все четыре, и ничего не понял - зато отчитался маме, что вот, прочёл. Прошло время, и оказалось, что всё понятно, замечательная книга.

Многих отпугивает первая глава Евангелия от Матфея. ´Зачем мне знать, кто кого родил? Что это за люди вообще? Как это можно читать?´ Не вижу ничего зазорного в том, чтобы при знакомстве с Евангелием пропустить эту главу. Однако ещё важнее не заставлять детей читать, если они того не хотят. Захочет ли ребёнок потом его перечитывать, вот в чём вопрос.

Евангелие - это не страшно

Думаю, у многих есть какая-то предвзятость по отношению к Евангелию. Не читали - и почему-то уверены, что оно сложное и непонятное. Не надо бояться сложностей. Писали его ученики Христа. Евангелие от Марка - это, по сути, Евангелие от апостола Петра, который рассказывал о Спасителе. Ученик записал то, что слышал от своего учителя. К слову, по мнению многих церковных историков, апостол Пётр был безграмотным. Возникает вопрос: как такие люди могли написать что-то сложное для понимания? - да никак. В этой связи мне непонятны издаваемые повсеместно ´Евангелия для детей´. Оно и так для детей! Разве можно представить ´Добротолюбие. Избранное для мирян´? Эта книга для всех, потому что духовные законы одни и те же.

Все проблемы понимания Евангелия происходят из-за невежества. Люди ленятся разобраться, прочитать, выяснить непонятное. Всем неравнодушным в помощь толкования - благо, их сейчас множество. Мало у тебя времени - возьми книгу святителя Василия Кинешемского. Его толкование так живо написано, проглотишь - и не заметишь. Советую всем. Есть больше времени - почитай блаженного Феофилакта Болгарского. Вагон времени - бери святителя Иоанна Златоуста. Не нравится, что он жил в далёком прошлом? Тогда прочти митрополита Илариона (Алфеева), серия книг ´Иисус Христос´ - великолепная. Нет возможности купить - скачивайте или читайте онлайн, сейчас всё в доступе. Мы живём в век, когда для нас сделано всё, бери только, пользуйся. Не надо даже в библиотеку идти - интернет есть у всех.

Лень или равнодушие?

Часто люди просто не хотят понимать. Им лень. Они настолько отвыкли размышлять, что не задумываются ни в храме, ни при чтении Евангелия. Неужели не страшно десять лет ходить в церковь - и понимать, что в жизни ничего не изменилось, что, как ничего не знал, так и не знаешь? Христианин обязан думать. Ему нужно не только язык на молитве включать, но и голову, и сердце. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что сердце долго уму противиться не может. Если мы будем стараться молиться умом, то скоро подключится и сердце. Это та молитва, которая достижима для каждого, нужно только начать учиться. Так и с Евангелием: прочитал, не понял - зайди в интернет, разберись. Потом сравни с собой. Всё хорошо? - читай дальше. Нет - значит, ищи, в чём ошибка, что в твоей жизни противоречит учению Христа.

Знаю, что люди плохо воспринимают Евангелие на церковнославянском языке. Читайте на русском, нет проблем. Священное Писание - не для Бога, а для людей. Ещё было бы замечательно, если бы не только священник готовился к службе, но и миряне. Тогда непонимания было бы меньше, а значит - Евангелие было бы ближе каждому, кто приходит в храм. Или вам неинтересно? На этот вопрос каждый должен ответить себе сам. Если неинтересно, что толку взывать к равнодушному?

иcтoчник: www.bobreparhiya.by