
иcтoчник: aif.by
Фильмы о Великой Отечественной войне по определению не могут быть лёгкими. Большинство военных фильмов советского времени - это драмы, которые снимали те кинематографисты, кто сам был на фронте, воевал и хорошо знал, как перенести на экран пережитое.
Смотреть такие фильмы очень тяжело, но необходимо - чтобы новые поколения не забывали, какой ценой досталась Победа.
´Баллада о солдате´, 1959
Фильм Григория Чухрая с виду очень простой. Молодой боец Алёша Скворцов (первая роль Владимира Ивашова) за два подбитых немецких танка получает возможность съездить в небольшой отпуск к матери. Но дорога оказывается очень длинной, Алёша встречает самых разных людей, помогает им - и в итоге оказывает в родной деревне очень поздно, времени ему хватает лишь на то, чтобы обнять мать и запрыгнуть в попутную машину. Судьбу этого солдата зрители знают из начальных титров - после возвращения из отпуска он продолжил воевать, погиб и похоронен в чужой стране. А его мать снова и снова выходит на ту дорогу, по которой от неё навсегда уехал сын.
Эту картину в год выхода посмотрели более 30 млн человек только в СССР. ´Баллада о солдате´ участвовала в конкурсе нескольких международных кинофестивалей, в Каннах ей присудили специальный приз жюри.
´Судьба человека´, 1959
Экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова и режиссёрский дебют Сергея Бондарчука. Судьба у героя этой картины похожа на судьбу многих советских людей, переживших войну. В 1941-м Андрей Соколов (его роль сыграл сам Бондарчук) ушёл на фронт, в 1942-м попал в плен, прошёл ужас концлагеря, бежал. После побега узнал, что его жена и дочь погибли от немецких бомб. Продолжал воевать до Победы - и в последний день войны узнал, что и его сын, офицер, тоже погиб. В финале Соколов становится ´отцом´ мальчишки-сироты - и они оба получают надежду на то, что их жизни снова будут нормальными. Картина получила Большой приз ММКФ, в прокате её увидели 39 млн зрителей.
´Живые и мёртвые´, 1964
Фильм снят по роману Константина Симонова, в котором тот описал свой военный опыт первого года Великой Отечественной. Главный герой - корреспондент армейской газеты Иван Синцов (Кирилл Лавров), который после начала войны пытается вернуться в свою часть, расположенную в Беларуси. Но немцы наступают, Синцов попадает в несколько окружений, и под Могилёвом, встретив комбрига Серпилина (драматическая роль Анатолия Папанова), понимает, что ´солдатами не рождаются´ (это название второй части книги) - и идёт рядовым в окопы. Картину посмотрели более 40 млн человек, она стала лидером проката 1964 года, а режиссёр ленты Александр Столпер позже снял и продолжение - фильм 1967 года ´Возмездие´.
´А зори здесь тихие...´, 1972
Экранизация повести Бориса Васильева, поставленная режиссёром Станиславом Ростоцким. Ростоцкий и Васильев (как и Бондарчук, Симонов и Чухрай) прошли через войну, и, наверное, именно поэтому локальный эпизод огромного противостояния на огромном фронте - сражение старшины Васкова и пятерых девушек-зенитчиц с немецкими диверсантами где-то в Карелии в 1942 году - получился настолько пронзительным и масштабным. Этот фильм был лидером советского проката 1973 года - 66 млн зрителей; его очень ценили в Китае - и даже сняли в 2005-м свой собственный 19-серийный фильм. Современный российский ремейк Рената Давлетьярова 2015 года таких эмоций, как оригинал, всё же не вызвал.
´Они сражались за Родину´, 1975
Шолохов работал над романом с 1942 года, но незадолго до смерти уничтожил рукопись - так что в печати были лишь отдельные главы. Но писатель умер в 1984-м, Бондарчук свой фильм снимал в середине 1970-х, так что картина полностью передает дух книги, рассказывающей об отступлении советских войск летом 1942 года в донских степях. Актёрский состав ленты - на высшем уровне. Роли в ней исполняли сам Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Иннокентий Смоктуновский; для Василия Шукшина роль бронебойщика Лопахина стала последней - он умер во время съёмок, и в некоторых сценах и на озвучке его заменяли дублёры.
´Иди и смотри´, 1985
Фильм Элема Климова, на который в середине 80-х в обязательном порядке водили всех советских школьников - чтобы они тоже увидели, какой ценой досталась Победа. Картина снята на основе ´Хатынской повести´ белорусского писателя Алеся Адамовича - о партизанской борьбе против немцев, о том, как немцы и их прислужники-полицаи мстили мирным жителям. Кульминация сюжета - сожжение заживо людей, которые ни в чем не виноваты, а в центре повествования - судьба подростка Флёры (Алексей Кравченко), который сумел выжить.