Народный мастер Беларуси провел для журналиста ´СГ´ мастер-класс по созданию традиционной народной утвари.

иcтoчник: www.sb.by

Уникальные памятники архитектуры и старинные обряды, традиционные техники народного творчества и аутентичная кухня - наш культурный код формировался на протяжении многих столетий. В новом проекте ´ПроНаследие´ вместе с читателями будем путешествовать по самым разным уголкам Синеокой, чтобы изучить то, что бережно хранят поколения белорусов - нематериальное культурное наследие Беларуси. И попытаемся разгадать этот идентификатор нации.

Бобруйск - это не только про вкуснейший зефир или ´прекрасное, высококультурное место´, упомянутое в ´Золотом теленке´. Приехать сюда нужно также для того, чтобы встретиться с местной (и не только) знаменитостью - Юрием Бовда. Благодаря ему о традиционных белорусских техниках гончарства знают даже в Венесуэле. Народный мастер Беларуси, лауреат премии ´За духовное возрождение´, он сохраняет и успешно передает своим ученикам уникальные старинные технологии чернодымленной и обварной керамики, которые имеют статус историко-культурной ценности. В тонкостях этого искусства разбиралась корреспондент ´СГ´.

Чтобы создать, нужно... испачкаться

Вы когда-нибудь пробовали на ощупь с точностью до миллиметра определить толщину стенки глиняной посуды? Нет? Тогда добро пожаловать на мастер-класс к Юрию Бовда. Прежде чем сесть за гончарный круг, вам придется пройти тест: назвать различия между слоиком и горлачиком. Признаюсь честно, испытание с треском провалила: до этого времени всю подобную посуду могла идентифицировать только одним словом - горшок.

- Слоик - это прототип современного трехлитровика, в котором сейчас хозяйки квасят, маринуют овощи, хранят мед и многое другое, - терпеливо объясняет мастер. - Горлачик отличается от него по форме и имеет другое предназначение. Его использовали для напитков. Ну а мы сделаем горшочек для приготовления пищи.

Глина - это не грязь, а материал для созидания, причем нежный и приятный на ощупь. Чтобы из нее что-то получилось, надо обязательно вложить душу, объясняет Юрий Бовда. И предупреждает: к гончарному кругу не пускает девушек с длинным маникюром.

- Были у меня не только ученики, но и ученицы. Девчонкам сразу говорил: ногти должны быть короткими, иначе ничего не получится. Грозился, что у входа в мастерскую буду стоять с ножницами и все лишнее обрезать, - шутит он.

Возле бесформенного пока куска природного материала обязательно ставится емкость с водой, чтобы периодически смачивать руки, которые по глине должны скользить. Чуть зацепишься за будущий кувшин или слоик - пиши пропало, ровной формы не получится. Идеальная скорость вращения круга - 90 оборотов в минуту, объясняет мастер, именно в таком темпе ему удобнее всего создавать свои шедевры. Успеть в таком ритме сделать хоть что-то похожее на традиционную посуду предстоит и мне. Как показала практика, волновалась я зря: под чутким руководством народного мастера Беларуси это оказалось несложным.

- Работать с глиной и оставаться чистым невозможно. Когда я в первый раз сел за гончарный круг, то испачкался с ног до головы, - рассказывает Юрий Иванович. - Но мы постараемся все сделать аккуратно. Сначала как следует смочим материал, почувствуем его. Потом сформируем донышко, для этого понемногу давим вниз, постепенно расширяя отверстие. Дальше нужно выровнять стенки. Здесь важно почувствовать толщину и не ´перетянуть´. По норме это полсантиметра.

Эти самые пять миллиметров нельзя отмерить линейкой, их нужно определить буквально кончиками пальцев. Достигается такое умение исключительно за счет практики: чем ее больше, тем идеальнее получается сделанная тобой кухонная утварь.

До того момента, как можно будет сказать созданному мной горшочку ´Вари!´, он должен пару-тройку дней просохнуть, а после пройти обработку в печи. Юрий Бовда обещает: как только он будет готов к употреблению, обязательно отдаст этот шедевр мне.

Народный мастер Беларуси провел для журналиста ´СГ´ мастер-класс по созданию традиционной народной утвари.

Назови горшком и в печь поставь

Слепить изделие - всего лишь половина пути. И когда дело доходит до его обработки - тут уже возможны варианты. Один из них - технология чернодымленной керамики.

- Думаете, это краска? Вовсе нет, - Юрий Иванович обращает мое внимание на абсолютно черную вазу. - На самом деле это древний способ обработки глиняных изделий. Дело в том, что в глине есть окись железа. Когда она обожжется и уже остывает, в процесс включается кислород, поэтому цвет получается ближе к терракотовому. При обжиге восстановительного огня (по-другому - дымление) кислород исключается, происходит химическая термореакция, железо восстанавливается и получается такой цвет. Тут важно вовремя полностью задраить печь, правильно провести процесс остывания.

А вот чтобы слоик украсили ни на что не похожие узоры, его нужно... обварить. Если точнее, сразу после обжига опустить в специальный раствор. Его мастер делает на основе хорошо знакомого всем рассола.

- Наверное, все имеют представление, как закаляют сталь. Примерно то же самое происходит и с глиной. Сразу после обжига керамическое изделие достают из печи и с помощью щипцов опускают на некоторое время в обвар. Рисунок, который появляется после этого на керамике, никогда не повторяется. Рассматривать его можно долго, причем каждый здесь увидит что-то свое, - раскрывает секреты мастерства Юрий Бовда.

Еще один характерный именно для Бобруйского региона штрих - посуда, политая изнутри и терракотовая снаружи. Использовать ее тоже нужно уметь. Мастер советует сначала поставить такой горшок по плечики в воду минут на пять, чтобы глина набрала влагу и из нее ушел воздух.

- Ставить в печь или духовку его необходимо только мокрым. Та вода, которая в него впиталась, даст эффект припарки. То есть еда получится нежной, максимально полезной, - Юрий Иванович рассказывает об этом так, что текут слюнки. - Может, на вид он не такой симпатичный, как глазурованный, но ведь не все то золото, что блестит.

Народный мастер Беларуси провел для журналиста ´СГ´ мастер-класс по созданию традиционной народной утвари.

От ремесла до уникальных шедевров

Есть в мастерской народного мастера и своя аллея славы: стены помещения украшают многочисленные дипломы. Но это всего лишь малая часть его наград, которых более 120! Работы хранителя и последователя народных традиций гончарства можно найти в музеях Беларуси и у коллекционеров практически на всех континентах, они были отмечены на выставках народного творчества не только в Беларуси, но и в России, Германии, Франции, Литве, Армении и других странах. Высокую оценку творчество известного бобруйчанина получило в Венесуэле, где Юрий Бовда представлял нашу страну в составе белорусской делегации во главе с Президентом.

- Это же не просто белорусская керамика - это наше наследие, душа народа. Было безумно приятно, что у венесуэльцев вызвало огромный интерес то, чем славится наша страна. В том числе и богатым культурным потенциалом, - вспоминает народный мастер. - Признаюсь, когда-то я пришел в гончарство из меркантильных соображений. В многодетной семье я был старшим, а формовщиком гончарной посуды местного райпромкомбината тогда можно было неплохо заработать. Поначалу казалось, что от глины появляется оскома на зубах. Когда понял, что топчусь на одном месте, а производство керамики поставил на поток, глубоко ушел в творчество. Как-то меня спросили, не жалею ли о том, что связал жизнь с этим ремеслом. Сегодня точно могу сказать: нисколько. А ремесло стало для меня искусством, где невзрачный кусок глины может стать уникальным шедевром.

Народный мастер Беларуси провел для журналиста ´СГ´ мастер-класс по созданию традиционной народной утвари. Народный мастер Беларуси провел для журналиста ´СГ´ мастер-класс по созданию традиционной народной утвари.

Из истории ремесла

Гончарство появилось тогда, когда человек научился обрабатывать глину. Создавать предметы из нее человечество начало еще в эпоху неолита, заметив главные свойства этого природного материала - пластичность и огнеупорность. Само название ремесла происходит от слова ´горн´ (´горан´, ´гарно´), означавшего печь для обжига. Изначально изделия лепили вручную без последующей термической обработки. Постепенно основным компонентом формовочной массы стала глина, в которую для увеличения прочности добавляли сухую траву, лубяные волокна, толченые раковины, песок. Как самостоятельное ремесло гончарство существует в Беларуси с X в., когда появились первые гончарные круги. Обычно своей продукцией гончары обеспечивали округу в радиусе 50 - 100 километров, а мастера некоторых крупных центров (Городной, Ивенца, Ракова, Дубровно) выезжали со своим товаром далеко за пределы Беларуси.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Фото Александра КУЛЕВСКОГО и из архива героя