Зориан Доленга-Ходаковский - известный Пушкину любитель древностей.

иcтoчник: www.sb.by

240 лет назад, 24 декабря 1784 года, в фольварке близ деревни Гайна Минского уезда (ныне Логойский район Минской области) в семье небогатого шляхтича родился Зориан Доленга-Ходаковский, один из зачинателей белорусской и российской этнографии и археологии.

Неутомимый энтузиаст многим с первого взгляда казался странным чудаком.

WIKIPEDIA.ORG

Его настоящее имя Адам Чарноцкий. Детство и юность были трудны и горестны. Отец вынужден был наниматься управляющим к богатым землевладельцам. Когда Адаму исполнилось 8 лет, умерла мать, в 16 с кончиной отца он остался круглым сиротой.

С юных лет Чарноцкий живо интересовался разнообразными древностями и народными обычаями. Образование его ограничилось уездным училищем в Слуцке, которое Адам окончил в 1801 году. Но свои увлечения он неутомимо шлифовал всю свою недолгую жизнь, уложившуюся в сорок лет и закончившуюся в ноябре 1825-го в селе Петровском Тверской губернии. Чарноцкий задолго до обретения звонкого псевдонима совмещал свои повседневные занятия - работу управляющим имением, юридическую практику - с изучением нравов окрестных жителей, древних курганов, архивных документов. При этом молодой шляхтич был пылким поклонником Наполеона, и эта страсть в 1809 году привела его в Сибирь. Поводом для пешего путешествия в Омск послужило письмо другу, в котором Адам рассказал о своем желании вступить в армию Герцогства Варшавского, созданного Наполеоном на западной границе Российской империи. Чарноцкого лишили дворянского достоинства и отдали в солдаты.

В Сибири Адам великолепно овладел русским языком, который со временем наряду с польским стал языком его ученых занятий. Богатство свойственных ему стиля и лексики ощущается, например, по такому вот зачину так и не отправленного прошения императору Александру I: ´Светлейшему государю... Верховному старейшине славян... Наисильнейшему русскому царю... Счастливой и светлой заре славянской Александру Павловичу´.

Полк Чарноцкого из Сибири отправился в западные губернии и в июне 1811 года разместился в Бобруйске. Изобретательный авантюрист вскоре исчез: оставил вещи на берегу Березины, чтобы подумали, что он утонул, сам же вскоре объявился в Варшаве и вступил в польскую армию, воевавшую на стороне Наполеона. В 1812 году воевал разведчиком и пытался склонить белорусских крестьян на их собственном языке поддержать французов. Белорусские крестьяне со свойственной им мудростью на уговоры не поддались, а следом завершилась и карьера их агитатора с катастрофой Наполеона в России. Дезертиру из русской армии не светила и амнистия, которую Александр I великодушно объявил полякам, воевавшим с Наполеоном.

Неунывающий авантюрист объявился вскоре под именем шляхтича Зориана Яковлевича Доленги-Ходаковского, псевдоним этот раскрылся только к концу 1830-х годов, много позже его кончины. Именно под двойной фамилией он стал широко известен в российских и польских научных кругах как родоначальник славяноведения, именно как Доленга-Ходаковский он дважды женился. Неутомимый энтузиаст многим с первого взгляда казался странным чудаком, но анализ его обширного наследия показал, что он реально стал первопроходцем в разных областях гуманитарного знания - археологии и этнографии, исторической географии, лингвистики, фольклористики. Его начинания и экспедиции поддерживали большие политические персоны - канцлер Николай Румянцев, министры народного просвещения Александр Голицын и Александр Шишков, попечитель Виленского учебного округа Адам Чарторыйский.

Родоначальник славяноведения продолжал неутомимо странствовать по землям восточных славян. В белорусских краях Доленга-Ходаковский обследовал древности Полоцка, Витебска, Турова, близ Бреста, Гомеля, Могилева. Его проект масштабного археологического путешествия по России летом 1820 года был высочайше одобрен Александром I с выделением крупной по тем временем суммы в три тысячи рублей. С августа 1820-го он плодотворно передвигался среди древностей в окрестностях Ладожского озера и реки Волхов. Курганы именовал ´сопками´: ´В 4 верстах от Новгорода в раскопанной сопке нашлось: две одинакие челюсти конские, две псовые и тоже две какого-то зверька, роющегося в земле, головка гусиная с несколькими парами ног тоже гусиных, часть ребра воловьего и ни одной кости человеческой´.

Этнографическими расспросами Доленга-Ходаковский донимал многих первых встречных. В своем путешествии по Новгородчине часто встречал земляков, полоцких белорусов: ´В Новгороде и едучи двукратно по реке Шелони, беспрестанно попадал я на внуков полочан в дороге их к Вытегрскому каналу. Несколько сот их призвал я на исповедь по моей части и узнал столько грехов языческих предков их´. Как этнографа его интересовало все: отличия в одежде, строении домов, народные названия звезд, трав, животных, обряды, песни, суеверия. Одних только белорусских песен он собрал более полутысячи.

Позднейшие этнографы достойно продолжили дело Доленги-Ходаковского и в XIX веке узнали о белорусских крестьянах все до мельчайших подробностей. Среди них и утраченные ныне обряды празднования Рождества и Нового года.

Это время различных поверий и гаданий: ´На Новый год нужно стараться не пить воды, чтобы во время лета не хотелось пить´. Вечера после Нового года проходят ´в домашних беседах´. Но не у всех: ´Молодежь в эти вечера толпами собирается по домам, где занимается играми и гаданиями´. Молодые девушки, естественно, гадают на женихов и ради них ´ходят воровать с чужих дворов дрова, и по чету и нечету унесенных поленьев судят о своем счастии´.

Счастье самого зачинателя этнографии оказалось посмертным. В поэме ´Езерский´ Пушкин так его увековечил: ´Но каюсь: новый Ходаковский, / Люблю от бабушки московской. / Я толки слушать о родне, / О толстобрюхой старине´. Под фамилией Ходаковского находим пушкинское примечание: ´Известный любитель древностей´.

Юрий Борисенок, доцент исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова