Фильм ´Уроки персидского´: взгляд изнутри.

В позапрошлом году в городе на Березине проходили съемки фильма под рабочим названием ´Уроки персидского´ (в прокате - ´Уроки фарси´. К слову, фильм поступил в прокат и сейчас идет в кинотеатре ´Товарищ´). В качестве актеров массовых сцен в нем приняли участие десятки жителей Бобруйщины. Ранее мне довелось поучаствовать в съемках фильма ´Три женщины Достоевского´, который снимался в России (о чем ´Трыбуна працы´ писала в №84 от 1 ноября 2017 г.). И в этот раз я решил не упустить представившуюся возможность вновь приобщиться к высокому миру киноискусства.

В очереди к гримерам и костюмерам

Съемки начались в октябре, но мой первый рабочий день пришелся лишь на ноябрь. База для актеров массовых съемок располагалась в одном из зданий Бобруйской крепости на улице Оппермана. Сначала - длинная очередь в костюмерную. Нам подбирали одежду узников концлагеря с желтыми звездами на груди (во время Второй мировой, по приказу нацистов, желтые звезды или ´знак позора´ должны были носить все евреи). Из-за наступивших холодов выданную одежду разрешали надевать поверх своей.

Следующая очередь - к гримерам. Как и костюмеров, их привезли из Москвы. В беседе с ними оказалось, что эти волшебники перевоплощения ´приложили руку´ к Дольфу Лундгрену, Алексею Серебрякову, Михаилу Ефремову, Даниле Козловскому, Андрею Смолякову. Они тщательно ´колдовали´ над каждым из нас: ´грязнили´, подрисовывали кровоподтеки, взъерошивали волосы, вымазывали руки, ногти.

Однако после гримерной нас никто не спешил вести на съемочную площадку. Предстояла еще одна очередь: регистрационная. Паспортные данные заносились в специальный список, по которому нам затем должны были платить за участие в съемках. Кто пришел в первый раз - должен еще подписать контракт с множеством пунктов, суть которых сводилась к следующему: нас имеют право держать на съемочной площадке 18 часов, мы не имеем право до премьеры фильма демонстрировать фото- и видеоматериалы, за несчастные случаи несем ответственность сами, на авторские права претендовать не можем.

Фильм ´Уроки персидского´: взгляд изнутри. Фильм ´Уроки персидского´: взгляд изнутри.

Съемки съемками, а обед по расписанию

Учитывая, что смена была ночная и возможности перекусить в процессе не будет, нас повели кормить в здание, в котором уже проходили съемки: здесь стояли трехъярусные деревянные кровати, кое-где валялось сено. Сидя на кроватях, мы и обедали. Кормили достаточно неплохо: суп, картофельное пюре, гуляш, хлеб. Потом мы могли попить чай, кофе. На собственной практике знаю, что обед для актеров массовки не предусмотрен. Даже тот же чай приходилось брать с собой. Но тут, как видите, оказалось по-другому...

В ожидании смены

Перекусив, мы слонялись без дела, общались и ждали, когда придут те, кто был задействован в массовке в дневную смену. Как всегда, среди массовки находятся недовольные. Несколько мужчин начинают возмущаться. Им надоело ждать неизвестно чего, захотелось домой... Я заметил, что самыми нетерпеливыми и слабыми на съемочной площадке оказывались именно мужчины в расцвете сил и лет. Хрупкие бабушки, дети 10-12 лет всегда терпеливо переносили холод и ненастье, длительное нахождение на ногах, монотонность одних и тех же действий и движений...

После обеда ассистент режиссера по актерам второго плана повела нас на площадку, где снова предупредили: телефоны отключить; не шуметь; во время съемок не смотреть в камеру, не смеяться, не шептаться. Словом, как и на любой съемочной площадке.

Однако было и отличие. Команды ´Камера!´, ´Мотор!´, ´Три, два, один´, ´Начали!´ звучали на английском, потому что среди актеров было много иностранцев.

От репетиций - к конечному результату

С поставленной режиссером задачей справились не сразу: то слишком активно двигались для ослабленных голодных узников, то слишком медленно. В этом эпизоде мы должны были под звуки выстрелов бежать в бараки. Снимали вновь и вновь, пока не добились желаемого результата. Но режиссера Вадима Перельмана и его помощника Алексея Смоляра все равно что-то не устраивало. Они приняли решение переснять... Только рано утром, над площадкой раздалось: ´Стоп! Снято! Всем спасибо! На этом смена закончена´. Нас повели на базу. Здесь мы переоделись, сдали костюмы, умылись и направились в очередь за гонораром. Составлял он 30 рублей.

Коллеги по цеху

В съемках принимал участие абсолютно разношерстный контингент: менеджеры, работники предприятий Бобруйска, врачи скорой медпомощи, журналисты, актеры театра им. В.И. Дунина-Марцинкевича (с одним из них я все же улучил момент и сфотографировался. Это был знаменитый Александр Парфенович). На съемки приезжали люди и из Минска, Осиповичей, Жлобина. Кого-то привлекала жажда новых ощущений, кого-то - любопытство и желание понаблюдать за тем, как создается фильм, а некоторых - возможность быстро заработать.

Фильм ´Уроки персидского´: взгляд изнутри. Фильм ´Уроки персидского´: взгляд изнутри. Фильм ´Уроки персидского´: взгляд изнутри. Фильм ´Уроки персидского´: взгляд изнутри.

Целый день ели и... голодали

Мой второй съемочный день был 19-го ноября. К этому времени в Бобруйске уже выпал снег.

... Началось с того, что выстроили нас на плацу перед бараком. У каждого в руках алюминиевая миска и ложка. Мы должны делать вид, что хлебаем воображаемую баланду. Практически весь день усиленно работаем ложкой и ´жуем´. А долгожданного перерыва на обед все не наступало... В итоге этот день стал одним из самых тяжелых. Полдня просидели на корточках. Мороз... Собаки лаяли над головами. Показалось, что к вечеру даже и они охрипли... Лишь после окончания съемок, когда уже сгущались сумерки, нас отправили в барак перекусить, а затем - переодеваться. А в ушах все еще стоял злобный лай разъяренных собак...

Кстати

Съемочная площадка в ночное время была очень ярко освещена. Оно и не удивительно: над площадкой висел огромных размеров воздушный шар со множеством прожекторов.

Суровые реалии

Мой третий съемочный день. Снова ранний сбор. Чувствовал себя, будто устроился на новую работу, окончательно освоился: знакомые лица актеров массовки, костюмеров, гримеров, своя спецодежда (сдавая, мы подписывали на ней свои фамилии), одни и те же рабочие места (барак, плац)...

На этот раз для съемок понадобились еще и женщины. До обеда мы в составе огромной колонны, под прицелами камер, месили ногами мокрый рыхлый снег возле крепости. Было зябко. Возле меня находился мальчишка лет 10-ти. После нескольких дублей он признался, что у него промокли ноги. Тем не менее паренек мужественно продолжал ходить. Уже потом, отсняв эпизод ему в костюмерной заменили обувь.

После обеда на четырех автобусах нас всех повезли в лесной массив в сторону деревни Думановщина. Кто-то пошутил: ´На расстрел... ´.

Снова ходили колонной. Под ногами снежная каша, талая вода, под ней - лед. Очень скользко. Количество дублей - не счесть. В этот раз мне посчастливилось ходить рядом с главным героем картины. Дубль за дублем немец его вытаскивал из колонны и уводил... Продрогшие и уставшие, мы уже реально начинали себя ощущать узниками концлагеря...

Карьер в Микашевичах

Через пару дней раздался телефонный звонок. Ассистент режиссера предложила принять участие в съемках на карьере в Микашевичах. На раздумье времени не было, и я согласился...

Сбор назначили в 03.30. Переоделись, и после ставшего уже привычным грима, сели в автобус. На рассвете заехали во владения РУПП ´Гранит´ - гигантский карьер, облюбованный многими режиссерами кинолент последнего десятилетия. Глубина каменоломни - около 135 м, или - минус два метра над уровнем моря. Весь пейзаж состоит из скал, огромных ощетинившихся камней и водопадов. С нами провели инструктаж по технике безопасности. Затем каждый получил в руки тачки либо кайло - ручной ударный инструмент, предназначенный для работы по камню и плотному грунту. Стали на позиции. Снова прозвучало привычное ´Тhree, two, one! Action!´. Кто-то должен был грузить гранит в тачки. Кто-то - молотить его кайлами. Причем не делать вид, а именно со всего размаху стучать инструментом по камням. Мое мотыжное лезвие уже после нескольких ударов норовило слететь с обуха. Замечаю, что с такой же проблемой столкнулись и другие актеры. А как можно сильно бить по камню и одновременно следить за тем, чтобы кусок железа не сорвался и не улетел соседу в спину или в голову? К счастью, обошлось...

Кстати

После съемочного дня на проходной Микашевичского карьера автобус обыскивали. Как шутил сотрудник: ´А вдруг вы гранит увозите?´.

Ледяная лужа

К концу светового дня эпизод сняли. Нас покормили и вновь собрали вместе. Оказалось, что в сгущающихся сумерках необходимо отснять последнюю сцену: ´Вы должны пройти по луже. Лужа будет ´мокрой´. Глубокой... И очень холодной... ´. Послышались недовольные голоса. Несколько человек наотрез отказались ходить по ´мокрой луже´. Режиссер принял решение доплатить за сцену 10 рублей. В итоге часть из нашей массовки согласилась, в том числе и я.

Ледяная лужа оказалась длинной и в некоторых местах глубиной даже выше колена. ´Охать´, ´ахать´ и еще хоть как-то реагировать и проявлять свои эмоции во время ´купания´ запрещалось. После нескольких попыток эпизод был снят. Как только прозвучало долгожданное: ´Стоп! Снято! Всем спасибо! На этом смена закончена!´ нас, замерзших и мокрых, под аплодисменты всей съемочной группы провожали к специально оборудованной палатке с тепловой пушкой, в которой можно было переодеться, обогреть ноги.

В ожидании премьеры

Конечно, после того как закончились съемки фильма, я, да и, наверное, многие принимающие участие в массовке бобруйчане ожидали выхода фильма на большой экран. И только в феврале этого года картина была представлена на Берлинском международном кинофестивале на центральной площадке киносмотра Berlinale Palats. Публика встретила премьеру десятиминутными овациями. И вот настал день, когда эта работа предстала на суд белорусскому зрителю. Естественно, я не мог пройти мимо этого события и не посетить кинотеатр. Не буду скрывать, что было интересно найти себя среди массовки. И только когда на экране замелькали первые кадры, я полностью был поглощен просмотром и уже даже не потому, что выискивал свое загримированное лицо, а потому что с первых мгновений фильм заставлял сопереживать главному герою. Стоит ли сходить на просмотр, спросите вы... Мой ответ однозначный: ´Да! Это того стоит!´.

Кстати

Все декорации можно увидеть и сейчас на территории Бобруйской крепости. Они были подарены городу.

О фильме

´Уроки фарси´ - это международный проект трех стран: России (´Hype Film´, ´LM Media´), Германии (´One Two Films´) и Беларуси (´Беларусьфильм´). Режиссер проекта - Вадим Перельман (американский актер, кинорежиссер, сценарист и продюсер украинского происхождения). Его дебютная картина ´Дом из песка и тумана´ была отмечена в трех номинациях на премию ´Оскар´. Всего режиссером снято семь фильмов и сериалов.

В главных ролях: аргентинец Науэль Перес Бискаярт (за фильм ´120 ударов в минуту´ был номинирован на премию Европейской киноакадемии как ´Лучший европейский актер´) и немец Ларс Айдингер (в скандальном фильме ´Матильда´ сыграл роль цесаревича Николая Александровича).

Было известно, что картину готовили к международному Каннскому кинофестивалю, который проходит каждый год в мае (но к этому сроку фильм выпустить не успели, поскольку необходимо было еще доснять множество эпизодов, смонтировать, озвучить).

Кстати

Одним из продюсеров фильма выступил Тимур Бикмакбетов.

... Действие драмы происходит в 1942 году. Бельгиец еврейского происхождения Жиль Кремье, оказавшись в концлагере ´Jedem das siene´ (что в переводе с немецкого ´Каждому свое´ - прим. автора.), выдает себя за перса. Немецкие солдаты приводят его к концлагерному повару, немцу Клаусу Коху, мечтающему после войны уехать в Иран и открыть там ресторан. Жиль начинает учить немца ´персидскому´ языку, который он выдумал. В основе которого были начальные буквы имен и фамилий заключенных... В итоге Жилю удается бежать при помощи Клауса. Попав в расположение армии, борющейся против нацистов, у него спросили, помнит ли он хоть какие-то имена заключенных, на что Жиль отвечает: ´Я помню 2840 имен и фамилий... ´ и со слезами на глазах начинает их все перечислять... Именно столько слов на придуманном языке выучил Клаус Коха...

Геннадий БАГДОНАС. Фото автора и из открытых источников сети Интернет.

иcтoчник: www.tribunapracy.by