Ставка на клубную карту

Де-факто белорусские производители уже давно живут по нормам Всемирной торговой организации. Ее членами являются все наши ключевые торговые партнеры, в том числе по Евразийскому экономическому союзу. Поэтому каких-то кардинальных изменений в деловой среде от вступления страны в ВТО де-юре не предвидится. Тем не менее присоединение к ВТО изобилует многочисленными нюансами, которые, возможно, не столь заметны на фоне общей макроэкономики, но значимы для определенных отраслей и сегментов. Какие изменения ждут белорусские субъекты хозяйствования, насколько усилятся их экспортные позиции, возрастет ли конкуренция за внутреннего потребителя? Об этом рассказала заместитель Министра экономики Елена Перминова.

Замминистра экономики - об эффектах вступления страны в ВТО.

Защита от дискриминации

- Ваши коллеги из других ведомств утверждали, что пришлось столкнуться с определенными сложностями и серьезными дискуссиями во время выработки позиции Беларуси по вступлению в ВТО, так как в некоторых случаях имелись определенные межотраслевые противоречия. На каких принципах формировалась консолидированная позиция?

- Формирование позиции страны в международных переговорах зачастую сопряжено с поиском компромисса между ведомствами или структурами, интересы которых могут расходиться. В международных бюрократических кругах даже есть шутка по этому поводу: переговоры внутри еще сложнее, чем на внешнем контуре. Мы ежедневно с этим сталкиваемся как в рамках формирования позиции белорусской стороны на евразийском треке, так и в переговорном процессе по присоединению к ВТО. Но итоговая позиция всегда формируется по принципу необходимости соблюдения национальных интересов.

В рамках вступления в ВТО мы делаем ставку на системные вопросы и параметры доступа на рынок услуг. Например, планируется принять системные обязательства по прозрачности процесса приватизации, государственной торговле, ценовому регулированию, применению нетарифных мер в торговле, применению санитарных и фитосанитарных мер и технических барьеров в торговле (СФС и ТБТ), административным процедурам в сфере лицензирования видов деятельности, в перспективе - в сфере государственных закупок и многие другие. Закрепление таких важных внешнеторговых условий в качестве международных обязательств будет способствовать созданию предсказуемых и прозрачных правил игры на белорусском рынке, что, в свою очередь, повысит доверие потенциальных инвесторов и привлекательность Беларуси для прихода крупного иностранного капитала, за счет чего в долгосрочной перспективе возможен прирост ВВП до 8 процентов.

Также важное направление - это торговля услугами, поскольку на протяжении последнего десятилетия две трети (67,5 процента в 2017 году) мировой валовой добавленной стоимости формируется именно сферой услуг. По данным ЮНКТАД, доля валовой добавленной стоимости услужного сектора в ВВП за 2017 год в Беларуси составила 54 процента, России - 62 процента, Китая - 50 процентов, США - 80 процентов, Германии - 68 процентов, Великобритании - 79 процентов, Гонконга - 92 процента. С каждым годом вклад услужных секторов в производство товаров будет неуклонно расти в силу процессов сервисификации.

В среднесрочной перспективе положительный эффект от устранения неоправданных ограничений в торговле и притока ПИИ позволит придать новый импульс экономике. Кроме того, членство в ВТО позволит укрепить позиции Беларуси в переговорах с международными финансовыми организациями и институтами, что позволит получать более дешевые заемные средства на развитие экономики нашей страны. Таким образом, общий эффект для экономики Беларуси от вступления в ВТО должен быть со знаком плюс.

- Членство в ВТО дает национальным производителям эффективные инструменты по защите от протекционизма и дискриминационных мер на зарубежных рынках. В каких регионах белорусским компаниям чаще всего приходилось сталкиваться с такими явлениями?

- К сожалению, на данном этапе переговоров мы не можем открыто привести примеры объективной дискриминации наших товаров или поставщиков услуг на зарубежных рынках, поскольку наши партнеры по переговорам могут неоднозначно воспринять такой посыл Беларуси и выставить к нам новые запросные требования. Поэтому ответом на данный вопрос может быть только утверждение, что такие меры в отношении нашей страны действительно применяются. Одно из направлений, по которым мы ведем работу в рамках вступления в ВТО, - недопущение дискриминационного подхода по отношению к белорусской продукции при проведении антидемпинговых и компенсационных расследований. Некоторые страны при оценке потенциального ущерба, нанесенного (иногда якобы нанесенного) их экономике от импорта белорусских товаров, применяют нерыночные методики, которые в конечном итоге оборачиваются для нас заградительными пошлинами. Мы проводим работу, чтобы после вступления в ВТО к нам такие несправедливые меры не применялись.

Членство в ВТО будет означать также связывание членами ВТО себя обязательствами в отношении Беларуси и позволит усилить наши экспортные позиции по товарам, для которых сегодня применяются неправомерные способы регулирования. Что касается ограничений, периодически вводимых Российской Федерацией в отношении белорусской продукции, скорее стоит рассматривать эти вопросы не столько через призму возможностей Беларуси в ВТО, сколько через договорно-правовую базу ЕАЭС и Союзного государства. В первую очередь мы призываем наших российских партнеров соблюдать те положения, по которым мы договорились и закрепили их в форме международного договора.

Своих в обиду не дадим

- Один из принципов ВТО - повышение конкуренции через максимальное снятие барьеров для развития международной торговли. По вашему мнению, в каких секторах экономики и товарных сегментах увеличится конкуренция на внутреннем рынке после вступления страны в ВТО?

- Поддержка национального производителя является абсолютно естественной задачей каждого государства. Другой вопрос - как это реализуется на практике. Из многообразия мер поддержки остановлюсь на следующих.

Во-первых, тарифная защита. Именно исходя из интересов конкретных отраслей зачастую выстраивается уровень тарифной защиты конкретно взятой страны. Поэтому чаще всего страны применяют не плоский тариф (например, 3 процента на все товары), а используют дифференцированный подход: более высокие ставки пошлин на отдельные готовые товары (чаще для защиты национальных производителей от чрезмерной конкуренции) и более низкие ставки для сырья и комплектующих, которые используются при их производстве. Например, в Беларуси налажено производство велосипедов. Действующая ставка пошлины в отношении двухколесных велосипедов - 10 процентов, в то время как на импортные комплектующие, используемые при их производстве, преимущественно нулевая пошлина.

Во-вторых, нетарифные, СФС и ТБТ меры регулирования. Соглашениями ВТО допускается их применение в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды и отечественного производства. Но делать это надо по определенным правилам, чтобы не допустить их применения в качестве скрытых мер ограничения торговли и дискриминации. И упор именно на эти меры регулирования сегодня делают все ключевые игроки в мировой торговле.

В-третьих, субсидии. ВТО не запрещает субсидировать промышленные предприятия. Запрещаются субсидии, которые увязываются с экспортом товаров (вывозные) либо с закупкой товаров на внутреннем рынке (импортозамещающие). При этом такая форма субсидий, как экспортное кредитование, разрешена системой ВТО при условии соответствия определенным требованиям. Не ограничивается предоставление специфических субсидий конкретным предприятиям либо отраслям. В то же время к таким субсидиям могут быть применены ответные меры, если будет доказан ущерб от их применения.

В-четвертых, регуляторные меры. Действительно, в некоторых секторах экономики доступ иностранных производителей или поставщиков услуг затруднен. В некоторых секторах такие меры были введены для поддержки национальных компаний и по мере их развития были или будут отменены. В других секторах (их относительно немного) они сохраняют свою актуальность и связаны с вопросами национальной безопасности, которая складывается из множества компонентов. В тех секторах, где иностранные компании имеют проблемы для входа на белорусский рынок, они дали нам четкий сигнал в рамках переговоров по ВТО. Тот факт, что таких секторов немного, подтверждает, что мы движемся в правильном направлении.

Относительно примера с сельскохозяйственным машиностроением, мы не ожидаем резкого роста импорта, поскольку их тарифная защита останется на прежнем уровне. Как уже говорилось, в части доступа на рынок товаров Беларусь связана обязательствами в ЕАЭС. В основу применяемого в союзе таможенного тарифа легли обязательства Российской Федерации в ВТО, которая в части, например, сельскохозяйственной техники сохранила достаточно высокие ставки пошлин. Поэтому в целом на товарном сегменте мы не ожидаем существенного роста конкуренции.

Умеренное увеличение конкуренции в экономике после вступления в ВТО ожидается преимущественно за счет двух факторов: увеличения инвестиционной привлекательности страны и соответствующего прихода крупных иностранных компаний на рынок и некоторой либерализации сектора услуг. При этом необходимо понимать: если ниша на рынке уже занята и конкуренция на нем и так высока, у потенциальных инвесторов, как правило, экономическая мотивация для прихода на такой высококонкурентный рынок отсутствует.

- Несомненно, говорить о конкретных условиях вступления страны в ВТО до окончания переговоров рано, тем не менее членство государства в этой организации, по идее, должно внести некоторые коррективы в работу субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности...

- Поскольку Беларусь уже живет по правилам ВТО, будучи членом ЕАЭС, по нашему мнению, с точки зрения правил осуществления деятельности для белорусских промышленных предприятий существенных новшеств не будет. В основном изменятся условия работы за счет возможного роста конкуренции, доступа к новым видам продукции, услуг и финансовым ресурсам. Изменения в большей части касаются государственных органов, поскольку именно они разрабатывают нормы регулирования, которые с момента присоединения к ВТО де-юре и де-факто должны полностью соответствовать нашим международным обязательствам. Кроме того, у Беларуси появится новый инструментарий для защиты своих компаний на международных рынках.

Вместе с тем информационная работа с предприятиями ведется. Так, в Беларуси реализуется проект технической помощи ПРООН, в рамках которого ежегодно проводятся Недели ВТО во всех областных центрах страны. Мероприятия проводятся в формате ´круглых столов´ с бизнес-сообществом, где экспертами выступают представители переговорной делегации, академического сообщества, бизнес-союзов, а также международные эксперты из России и Казахстана. За последние годы в работе ´круглых столов´ приняло участие более 600 представителей предприятий, бизнес-ассоциаций, региональных органов власти и высших учебных заведений. В этом году мероприятия уже прошли в Гомеле и Бресте. Осенью продолжатся дискуссии в остальных регионах Беларуси. В этом году, исходя из запросов бизнеса, основной акцент при проведении ´круглых столов´ сделан на вопросах защиты, поддержки и адаптации сельского хозяйства Беларуси в рамках вступления страны в ВТО как наиболее уязвимой отрасли.

К мероприятиям, проводимым в рамках ´Недели ВТО в Беларуси-2018´, было специально разработано и издано практическое пособие ´Всемирная торговая организация в интересах предприятий´, предназначенное для руководителей и специалистов предприятий, работающих в сфере внешней торговли, органов государственного управления, научных и деловых кругов, студентов и преподавателей.

Услуги пойдут в рост

- По оценкам экспертов, какие отрасли получат наибольшие выгоды от вступления страны в ВТО?

- Сектор услуг получит самые большие выгоды от присоединения Беларуси к ВТО, это подтверждают исследования международных экспертов. Так, исследование Всемирного банка прогнозирует прирост валовой добавленной стоимости сектора услуг в ВВП до 9 процентов в среднесрочной перспективе после вступления в ВТО.

Однако данное исследование проводилось до активизации переговорного процесса по присоединению Беларуси к ВТО. На сегодняшний день, когда мы находимся на завершающей стадии переговоров и у нас на руках имеется практически полный пакет будущих обязательств Беларуси, мы запустили проект (при финансовой поддержке ЕС) по анализу социально-экономических последствий присоединения Республики Беларусь к ВТО.

Финальные модальности членства Беларуси в ВТО (а не гипотетические, которые использовались в ранних исследованиях) будут имплементированы в построенную в специальном программном обеспечении модель экономики, после чего будет возможно просчитать среднесрочные и долгосрочные эффекты от присоединения к ВТО для каждого сектора экономики и общих страновых макроэкономических показателей.

При принятии решений в ходе переговоров регуляторы просчитывали возможный эффект для курируемых отраслей и его соответствие национальным интересам. Но в реальности ни один сектор не функционирует сам по себе, поэтому итоговая картина будет ясна только после проведения экономико-математического моделирования. Результаты исследования будут готовы в феврале 2020 года, после чего можно будет вести предметную дискуссию по данному вопросу.

- Год от года прямая бюджетная поддержка предприятий снижается. Тем не менее, учитывая высокую закредитованность многих предприятий и их неустойчивое финансово-экономическое положение, очевидно, что без участия государства в той или иной форме многие из них не выйдут на стабильную траекторию работы. Насколько механизмы, посредством которых сегодня оказывается поддержка госсектору, соответствуют принципам ВТО?

- В договорно-правовой базе ЕАЭС заложены нормы ВТО в части правил субсидирования. В рамках переговорного процесса по присоединению к ВТО члены Рабочей группы просили Беларусь подготовить проект так называемой нотификации по промышленным субсидиям, которую после вступления в ВТО Беларусь будет ежегодно представлять в специальный орган ВТО. Данный документ описывает схемы субсидирования, нормативно-правовые акты, на основании которых они предоставляются, цели их предоставления, размер субсидий и иные показатели. По результатам рассмотрения подготовленной Беларусью нотификации заинтересованные члены ВТО не высказывали своих принципиальных замечаний. Это неголословно подтверждает, что Беларусь действительно живет по правилам ВТО, по крайней мере в части предоставления субсидий.

В отличие от ранее применявшейся практики с принятием Указа № 106 Президента существенно изменены подходы к субсидированию реального сектора экономики. Перечень возможных видов государственной финансовой поддержки значительно сокращен, а ее предоставление ограничено рамками реализации приоритетных государственных программ и только с применением механизмов конкурсного отбора.

Согласно названному указу из бюджета может быть возмещена часть расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей для реализации инвестиционных проектов в рамках государственных программ. Льготные кредиты предоставляет только ОАО ´Банк развития´ на условиях конкурса для реализации инвестиционных проектов в рамках государственных программ. При новых подходах возможность получения отсрочек, рассрочек по налогам, налоговых кредитов сохранена, но вопросы их предоставления регламентированы отдельно на уровне налогового законодательства, как это, например, применяется в Российской Федерации и Республике Казахстан. Предоставление государственной финансовой поддержки в иных видах возможно исключительно в форме бюджетного займа на инвестиционные цели, причем бизнес-план инвестиционного проекта в обязательном порядке должен пройти государственную комплексную экспертизу. Кроме того, Правительство предприняло ряд важных шагов по сокращению объемов директивного кредитования.

По итогам 2018 года объем выдачи директивных кредитов составил 1,2 млрд рублей (сокращение по сравнению с 2015 годом - в 3,8 раза). На 2019 год объем нового директивного кредитования ограничен на уровне 0,8 млрд рублей (сокращение в 5,6 раза по сравнению с 2015 годом). Если говорить об относительных величинах, то в 2015 году объем выдачи новых директивных кредитов составил порядка 5 процентов к ВВП, в 2016 году - 2,6 процента, в 2017 году - 1,8 процента, в 2018 году - 1 процент к ВВП. На 2019 год этот параметр прогнозируется на уровне 0,6-0,7 процента к ВВП. К концу 2020 года Беларусь планирует полностью отказаться от практики директивного кредитования экономики.

- Какое влияние вступление в ВТО окажет на бюджет?

- Если бы процесс вступления Беларуси в ВТО был сопряжен с существенной либерализацией тарифной защиты, то, несомненно, это привело бы к негативным последствиям для доходной части бюджета за счет снижения поступлений от взимания ввозных таможенных пошлин. Однако об этом речи сегодня не идет. Поэтому, как представляется, вступление в ВТО как таковое не окажет негативного влияния на социальную сферу. С учетом повышения деловой активности после присоединения к организации в среднесрочной перспективе, наоборот, прогнозируется рост доходов бюджета.

Владимир Волчков, ´ Рэспубліка ´, 8 августа 2019 г

иcтoчник: pravo.by