В июле 1812 года преследовавшие Багратиона французы подошли к Бобруйску, небольшому городку на реке Березина. Еще за два года до этого здесь было открытое пространство, теперь же на берегу реки возвышалась крепость. Казалось бы, при чем здесь-то Алтай?!
Но в 1812 году пехотные полки имели трехбатальонный состав, из которых один батальон был запасной. И именно третьи, запасные, батальоны Томского и Ширванского пехотных полков вместе с прочими запасными батальонами 24-й и 26-й дивизий составляли гарнизон Бобруйска.
Строительство Бобруйской крепости велось в соответствии с разработанным Барклаем-де-Толли планом ´О защите западных пределов России´ и очевидно показывает, что в России ждали вторжения Наполеона и готовились к нему всерьез. Крепость заложили 4 июня 1810 года. Укрепления возводились на месте старого города ради чего жителей согнали с обжитых мест в запланированные вокруг крепости форштаты. Предполагалось, что крепость станет опорным пунктом при наступлении французов по южным русским губерниям. Так и вышло.
Летом 1812 года в крепости находились запасные батальоны пехотных полков 24-й и 26-й дивизий, в том числе сибиряки - ширванцы и томцы. Крепость к тому времени была уже почти достроена - возвышались форты и бастионы, имелись подземные ходы, должные способствовать активной обороне - через них защитники должны были идти на вылазки.
О войне в Бобруйске стало известно 29 июня 1812 года. Хотя в крепости был комендат - Карл Берг, но он являлся больше инженером, чем солдатом. Зато в крепости находился генерал-майор Гаврила Игнатьев, участник штурма Измаила, суворовских походов в Италии и Швейцарии, кампаний 1805 и 1807 годов - он руководил в крепости работами. Узнав о войне, он объявил себя начальником гарнизона и принял командование крепостью на себя.
Первой пользой Бобруйска в 1812 году было то, что отступавшая армия Багратиона, придя в крепость 6 июля, смогла передохнуть здесь два дня, пополниться боеприпасами и солдатами (Багратион взял из гарнизона шесть батальонов, включив их в корпус Раевского), и оставить раненых. К тому же Игнатьев еще до подхода Багратиона собрал с округи фураж и большое количество телег для обоза. Все это позволило Багратиону форсировать марши.
Багратион назначил Игнатьева бобруйским военным губернатором - это давало Игнатьеву полномочия распоряжаться делами всей округи. Он приказал поселянам прятать от французов продовольствие и фураж. Вместе с тем, Игнатьев был против вооружения крестьян, хотя бы даже для самообороны, рассуждая, видимо, что еще неизвестно в чью сторону крестьяне повернут оружие.
При появлении французов гарнизон заперся и приготовился к обороне. Однако штурма не было. Главным интересом Наполеона были 1-я и 2-я русские армии - в пылу погони ему было не до Бобруйска. Возле крепости был оставлен кавалерийский корпус Латур-Мобура, который в августе был сменен 12-тысячным отрядом под командой генерала Домбровского. Пишут, что гарнизон крепости состоял из 6-7 тысяч человек - в таком случае он отвлекал на себя почти вдвое большие силы неприятеля, что уже само по себе было хорошо. Те же 12 тысяч человек из отряда Домбровского очень даже могли бы пригодиться Наполеону при Бородине, но они в этот момент сидели под Бобруйском...
Домбровский сначала думал о штурме, но, осмотрев укрепления, отказался от этой идеи, решив взять Бобруйск измором. Резон в этом был - гарнизон косили болезни, около половины солдат Игнатьева лежали в госпиталях.
В конце августа к крепости подошел отряд генерала Эртеля из армии Тормасова, и 3 сентября атаковал Домбровского у деревни Горбачевичи. (Донесение Эртеля об этой операции здесь http://www.museum.ru/1812/War/News_rus/izv052.html). Домбровский откатился от Бобруйска и больше, хотя Эртель затем был отозван, к крепости не подходил. А 30 сентября, как следует из Журнала военных действий (http://www.museum.ru/1812/War/News_rus/izv079.html), Домбровский ушел от крепости в направлении Могилева.
Историк А. Михайловский-Данилевский писал: ´Удачный выбор места, где построен Бобруйск, оказал в Отечественную войну большую, неоценимую услугу. Ни одна крепость России никогда не была такой полезной, как Бобруйск в 1812 году. Если бы там не существовало крепости, князю Багратиону невозможно было бы раньше конца августа соединиться с первой армией, а тогда бы она была уже в окрестностях Москвы´...
К сожалению, подробностей об обороне и тем более об участии в ней сибиряков обнаружить не удалось. В Журнал военных действий за 1812 год известия с этого участка войны попадали только в самом конце обороны, участники ее не оставили воспоминаний, полагая, видимо, что ничего геройского и не было - Бородино затмевало в 1812 году всё и всех, и затмевает до сих пор...
иcтoчник: teplyakov1812.livejournal.com