Осиповическое пехотное...

В ста километрах на юго-восток от столицы Белоруссии Минска раскинулся небольшой городок Осиповичи. Еще с царских времен на одной из его окраин находились заметные и очень похожие одно на другое кирпичные здания - военные казармы. С годами они обрастали конюшнями, стрелковыми тирами, артиллерийскими парками, складскими и другими помещениями. Поблизости строились также дома для командного состава.

Так, постепенно в Осиповичах сложился добротный военный городок, хозяевами которого в разное время были то пехотинцы, то артиллеристы, то конники. И не случайно на него пал выбор, когда командование Западного особого военного округа получило указание из Наркомата обороны Союза ССР подобрать подходящее место для постоянного расквартирования нового среднего военно-учебного заведения. Четыре просторные казармы, хороший плац для строевых занятий, удобные учебные поля, оборудованные классы и другая учебно-материальная база - все это вполне обеспечивало нормальную жизнь и качественную подготовку будущих командиров Красной Армии.

5 декабря 1939 года заместитель народного комиссара обороны СССР подписал директиву № 11791 о создании Осиповического пехотного училища. С этого дня и начался славный путь нынешнего Омского танкового инженерного института имени Маршала Советского Союза П.К. Кошевого.

Первым начальником вновь созданного военно-учебного заведения был назначен полковник Владимир Сергеевич Невкрытый, а военным комиссаром - полковой комиссар Алексей Александрович Усанов. Задача перед ними стояла не из легких: к новому 1940 году, т.е. менее чем за месяц, требовалось развернуть училище по утвержденным штатам и подготовить все необходимое для начала учебного процесса.

Директивой заместителя наркома обороны СССР был четко определен профиль Осиповического пехотного училища. Оно призвано было готовить командиров стрелковых и пулеметных взводов. Устанавливалась также продолжительность подготовки - два года.

Укомплектование училища постоянным составом - командирами курсантских взводов, рот и батальонов, политработниками и преподавателями - было одной из первоочередных задач. Она решалась с помощью отдела кадров штаба округа и управления кадров Наркомата обороны СССР. Кандидатуры подбирались в коллективах командно-начальствующего состава не только уже много лет существующих учебных заведений страны, но и в строевых частях, а также из командиров запаса. При этом учитывались деловые качества, уровень общеобразовательной и военной подготовки кандидатов, личное желание работать во вновь создаваемом училище.

В течение двух недель была укомплектована большая половина штатных должностей. С каждым прибывшим к новому месту службы командиром, политработником и преподавателем лично беседовали начальник и военный комиссар училища. Подавляющее большинство прибывающих имело значительный военно-педагогический опыт и сразу включалось в работу по подготовке учебно-методических документов, обновлению и совершенствованию учебно-материальной базы, оборудованию классов.

К этому времени в газете ´Красная Звезда´ и других периодических изданиях нашей страны появилось много статей и очерков, обобщавших опыт советско-финляндской войны (ноябрь 1939 г. - март 1940 г.). Командиры, политработники и преподаватели училища внимательно следили за этими публикациями, тщательно их изучали и почерпнутые рекомендации учитывали при составлении предметных планов, написании конспектов и оборудовании учебных полей. В частности, для обучения курсантов организации и ведения атаки, укрепленных огневых точек были сооружены макеты дотов и дзотов в натуральную величину, отрыты траншеи, построено несколько рядов проволочных заграждений.

Параллельно шло комплектование училища переменным составом. Требовалось сформировать шестнадцать курсантских рот - четыре батальона четырехротного состава (в каждом батальоне три стрелковых и одна пулеметная роты). Будущие лейтенанты набирались из числа добровольцев. Это были, во-первых, красноармейцы и младшие командиры, проходившие или уже прошедшие срочную службу в войсках, и, во-вторых, юноши из ´гражданки´, имеющие общее образование не ниже семи классов и крепкое здоровье.

К установленному сроку формирование училища было завершено. 31 декабря состоялось совещание командного преподавательского состава, посвященное началу занятий.

Первым учебным днем был вторник 2 января 1940 года. Прошедший организованно, он явился своеобразным ориентиром на будущее: строгое соблюдение внутреннего порядка и расписания занятий с этого дня стало непреложным законом для всего личного состава училища.

Программа обучения будущих командиров стрелковых и пулеметных взводов была обширной и очень емкой. Она включала более полутора десятков дисциплин. В их числе были уставы Красной Армии, политическая, тактическая, огневая и физическая подготовки, военная топография, военно-инженерное и военно-химическое дело.

С первых дней уделялось внимание строевой выучке курсантов как одному их самых важных и самых действенных средств воспитания у будущих командиров высокой дисциплинированности, трудолюбия и выносливости. Строевые приемы отрабатывались не только на плановых занятиях, которые проводились командирами взводов и рот на плацу, но и во время передвижений от одного учебного места к другому, в столовую, на хозяйственные работы, в баню.

Инструктивные занятия по строевой подготовке с командирами подразделений, преподавателями и политработниками проводил лично начальник училища или его заместитель. Для образцового показа строевых приемов специально был обучен и натренирован взвод курсантов 1-й роты, которым командовал лейтенант С.К. Гуменюк.

Строевой выучке будущих командиров в значительной мере способствовали строевые смотры, проводившиеся в выходные дни не реже одного раза в месяц. Как правило, они начинались с выполнения строевых приемов отдельными курсантами. Затем оценивалась строевая слаженность отделений, взводов, рот и батальонов. Смотры обычно завершались исполнением строевых песен. Все перечисленные элементы учитывались при выставлении суммарной оценки подразделению и определении ему места по строевой подготовке.

На тактическую, физическую и огневую подготовку, как, впрочем, и на все другие дисциплины, существенное влияние оказывали боевые действия на советско-финляндском фронте. Курсантов учили ориентироваться на лесистой и пересеченной местности, совершать длительные переходы на лыжах, переползать на большие расстояния (до двух километров), штурмовать доты и дзоты, блокировать и взрывать их, вести огонь из винтовок и пулеметов, а также метать ручные гранаты по амбразурам инженерных укреплений.

Первые итоги учебы подводились к 23 февраля 1940 года. Эта дата в училище отмечалась не только как 22-я годовщина Красной Армии и Военно-морского флота. В этот день курсанты, красноармейцы и призванные из запаса командиры, политработники и преподаватели в торжественной обстановке принимали клятву на верность Родине - военную присягу.

Личный состав училища с большим удовлетворением воспринял правительственное сообщение об окончании советско-финляндского военного конфликта и подписании 12 марта 1940 года в Москве мирного договора СССР с Финляндией. В подразделениях состоялись митинги, посвященные этому событию. Выступавшие на них курсанты, красноармейцы, командиры, политработники, преподаватели, горячо одобряли миролюбивую внешнюю и внутреннюю политику советского государства, заявляли о своей готовности еще настойчивее овладевать боевым мастерством и, если потребуется, грудью встать на защиту Родины.

Итоги и уроки войны с Финляндией в марте 1940 года рассматривались на специальном Пленуме ЦК ВКП(б). Пленум критически подошел к оценке боевых действий советских войск, вскрыл существенные недостатки и наметил меры по их устранению.

Исходя из уроков этой войны, была разработана обширная программа перевооружения и организационной перестройки Красной Армии сверху донизу. Программой предусматривалась реорганизация всех видов вооруженных сил и родов войск. Все обучение войск предлагалось проводить, главным образом, на местности в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Учебное поле стало основным местом занятий будущих командиров. На этих занятиях курсанты учились грамотно, с учетом возросших требований действовать в различных условиях, а также управлять отделениями, расчетами, взводами. Большое внимание уделялось военной учебе политработников.

´... В училище, - отмечается в политдонесении того времени, - был разработан и узаконен приказом план занятий. Учеба началась 25 апреля 1940 года. Была создана группа политработников в количестве 14 человек. Занятия по программе с ними проводили старший руководитель тактики, помощники начальника учебного отдела, командиры батальонов´.

С первых дней существования училища его командиры, политработники, преподаватели, партийные и комсомольские организации уделяли большое внимание идейной закалке курсантов. Ее направленность определялась сложной международной обстановкой, задачами воспитания будущих командиров в духе патриотизма, беззаветной преданности и готовности к защите Родины. Усиление воспитательной работы способствовало повышению организованности и укреплению дисциплины среди личного состава, что положительно сказалось на результатах учебы. Свидетельство тому - итоги первых в истории училища переводных экзаменов. Все курсанты выдержали эти экзамены успешно и были переведены на второй курс.

Бобруйское военно-тракторное...

В Осиповичах училище находилось всего один год. В соответствии с директивой штаба Западного особого военного округа № 0013487 от 10 декабря 1940 года оно в канун нового 1941 года передислоцировалось в город Бобруйск и получило новое наименование - Бобруйское пехотное училище.

На новом месте училище обосновалось в военном городке недалеко от железнодорожной станции Бобруйск. Для жилья курсантов и красноармейцев были отведены отдельные на каждую роту одноэтажные казармы, которые прежде занимала танковая бригада. Наставники будущих командиров с семьями в большинстве своем расселились невдалеке от казарм в двухэтажных четырехквартирных домиках, а некоторые - на частных квартирах в Киселевичах и в самом Бобруйске.

Передислокация заняла всего несколько дней. И снова, как и в Осиповичах, закипела напряженная боевая учеба. Большое внимание уделялось физической подготовке будущих командиров и их воспитателей. С этой целью систематически проводились различные спортивные состязания. Пока земля была покрыта снегом, особенно часто практиковались лыжные кроссы на дистанции 10, 20, 30 и более километров.

Однако в Бобруйске училище пехотным оставалось недолго. Приказом народного комиссара обороны СССР № 0127 от 28 марта 1941 года оно было реорганизовано в Бобруйское военно-тракторное училище. На него возлагалась задача по подготовке командиров взводов для автотракторных подразделений и частей Красной Армии.

Основанием для изменения профиля училища явилась заметно возросшая техническая оснащенность Советских Вооруженных сил. В войска поступали новые боевые самолеты, танки, артиллерийские орудия, инженерная техника, средства связи. Значительно шагнула вперед энерговооруженность армии: лошадей и других животных, когда-то являвшихся основным средством тяги, настойчиво вытесняли механические средства. Так, если в 1929 году на одного бойца приходилось лишь 2,6 механических лошадиных сил, то уже в 1939 году их было 13, а за 1940-й год эта разница стала еще значительнее.

Военный городок в Бобруйске вполне отвечал новому профилю училища. На его территории имелись хорошие, построенные по типовым проектам парки для хранения боевой автотракторной техники, рядом размещалась ремонтная база, мастерские, которые были оснащены самыми современными станками и другим оборудованием.

Вскоре начала поступать техника. В числе первых были получены новейшие в то время тракторы ´Комсомолец´ с двигателем В-2 (на базе этого трактора впоследствии был разработан легкий танк), а также автомобили нескольких марок отечественного производства.

С переходом училища на новый профиль произошли изменения и в командно-преподавательском составе. В мае 1941 года заместителем начальника училища был назначен полковник Чупрыгин Данил Семенович, человек заслуженный, участник штурма Зимнего, герой гражданской войны, ставший впоследствии танкистом. Коллектив преподавателей пополнился специалистами автотракторного дела. При их непосредственном и активном участии были организованы занятия по технической подготовке со всем постоянным составом, что позволило в короткий срок значительно повысить уровень технической подготовки всех командиров, преподавателей и политработников.

К 1 мая 1941 года организационные мероприятия, связанные с переходом училища на новый профиль подготовки командиров Красной Армии, в основном были завершены. После первомайского праздника одна половина курсантов (1-й и 2-й батальоны) приступила к занятиям по новой программе, т.е. по программе подготовки командиров автотракторных подразделений.

14 мая 1941 года нарком обороны СССР дал указание о досрочном выпуске курсантов военных училищ. Указание наркома коснулось и Бобруйского военно-тракторного училища. Досрочному выпуску подлежали курсанты 1-го и 2-го батальонов, продолжавшие учебу по программам подготовки командиров стрелковых и пулеметных взводов.

Первый в истории училища выпуск его питомцев состоялся 10 июня 1941 года. Красная Армия получила 804 молодых командира, из которых окончили училище по первому разряду 9, по второму - 71 и по третьему - 20 процентов. Большинство выпускников было назначено на должности в войска Западного особого военного округа.

Отмечая успехи Бобруйского военно-тракторного училища в обучении и воспитании командных кадров для Красной Армии, командующий войсками Западного особого военного округа своим приказом № 196 от 19 июня 1941 года поощрил большую группу командиров, политработников, преподавателей и курсантов. Многие были награждены памятными и ценными подарками. Этот приказ командующего войсками округа в училище был получен в субботу 21 июня. В тот же день, после плановых занятий, на плацу состоялось общеучилищное построение. Огласив приказ, начальник училища поздравил будущих командиров и их воспитателей с достигнутыми успехами и призвал весь личный состав еще настойчивее овладевать боевым мастерством, повышать бдительность, быть готовым в любую минуту грудью встать на защиту своей Родины.

Боевое крещение

Бобруйское военно-тракторное...

В Бобруйском военно-тракторном училище в трагическое воскресенье, 22 июня 1941 года, был обычный выходной. Правительственное обращение о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну большинство командиров, политработников и преподавателей слушало, находясь дома. А многих курсантов и красноармейцев это сообщение застало в городском увольнении. Но уже спустя несколько минут после сообщения весь личный состав училища в сомкнутом строю, вооруженный, стоял на плацу.

Гнев и возмущение, непоколебимую решимость дать сокрушительный отпор агрессору, твердую уверенность в победе над врагом выражали посуровевшие лица людей, слушавших приказ о приведении училища в полную боевую готовность. Согласно этому приказу занятия прекращались. Все подразделения получили в районе военного городка участки местности, которые требовалось приспособить для обороны - оборудовать ячейками, окопами, траншеями. Семьям военнослужащих предлагалось подготовить такие укрытия возле своих домов. В ротах и батальонах создавались боевые группы во главе с командирами и политработниками для борьбы с вражескими диверсантами и парашютистами в Бобруйске и его окрестностях...

Исключительно тревожная обстановка создалась на левом крыле Западного фронта. На четыре дивизии 4-й армии этого фронта, в полосе которой находился Бобруйск, обрушились десять дивизий правого крыла группы немецко-фашистских армий ´Центр´, в том числе четыре танковые. Застигнутые врасплох, наши войска не смогли выдержать натиск превосходящих сил противника. К исходу 25 июня передовые немецко-фашистские части в полосе действий Северо-Западного фронта вклинились на советскую территорию на 120-130 км.

В связи с этим 4-я армия получила задачу подготовить оборонительные рубежи в Слуцком укрепленном районе. Организация обороны на реке Березина и в районе Бобруйска командованием армии была поручена командиру 47-го стрелкового корпуса генерал-майору Степану Ивановичу Поветкину. По сравнению с другими направлениями вероятного прорыва врага с целью захвата столицы Белоруссии и дальнейшего продвижения вглубь советской территории, направление Слуцк - Бобруйск к 26 июня оказалось наиболее уязвимым. Объяснялось это тем, что с началом военных действий к границе были выдвинуты из Слуцка 55-я, а из Бобруйска 121-я стрелковые дивизии. Поэтому в распоряжении генерала Поветкина сил оказалось очень мало: отдельные корпусные части, некоторые подразделения 121-й стрелковой дивизии, два батальона Бобруйского военно-тракторного училища и 21-й дорожно-эксплуатационный полк. ´Трудно было надеяться на удержание Бобруйска такими незначительными силами, и Поветкин строил оборону по восточному берегу реки Березины, за городом´, - вспоминает Л. М. Сандалов, бывший в то время начальником штаба 4-й армии.

О том, как была построена эта оборона, свидетельствует донесение генерала Поветкина командующему 4-й армией: 273-й отдельный батальон связи занимал район западнее Гнилища; 246-й отдельный саперный батальон располагался на буграх севернее Зеленки; военно-тракторное училище находилось на Варшавском шоссе у разветвления на Могилев и Рогачев; район переправы у Шатково (8 км северо-западнее Бобруйска) прикрывал один стрелковый взвод.

Как видно из донесения и схемы, училищу была поручена оборона Центрального, наиболее важного участка. В соответствии с приказом начальника училища южную половину этого участка 26 июня занял 3-й батальон (командир батальона старший лейтенант Могель, комиссар политрук Кисляев, начальник штаба лейтенант Гуменюк), северную - 4-й батальон (командир батальона подполковник Жуков, комиссар политрук Семенов, начальник штаба лейтенант Гавриш).

Курсанты и красноармейцы были вооружены карабинами и самозарядными винтовками, командиры, политработники и преподаватели -пистолетами и револьверами. В каждом батальоне имелись танковые и ручные пулеметы. С выходом на позиции личный состав получил ручные и противотанковые гранаты. Все имевшиеся в училище артиллерийские орудия были объединены в одну группу и использовались для прикрытия батальоном участков обороны. Командовал этой группой старший преподаватель артиллерии капитан В. М. Савоян. Общее руководство боевыми действиями личного состава училища на берегу Березины было поручено заместителю начальника училища полковнику Д.С. Чупрыгину.

К исходу 26 июня, четвертого дня войны, училищные участки обороны прорезали две линии траншей полного профиля, соединенных ходами сообщения. В землю были зарыты орудия и пулеметы.

В ночь на 28-е июня по приказу командующего 4-й армией были взорваны мосты через Березину. Из штаба Западного фронта поступило указание: ´... обороной на реке Березине как можно дольше задержать противника. Выдвигаемые к Днепру свежие войска еще не полностью сосредоточились и не подготовили оборону... ´

На западной окраине Бобруйска находилось лишь наше боевое охранение. К середине дня 28 июня противник сбил его, захватил город и вышел к Березине. Попытка неприятеля форсировать реку с ходу оказалась безрезультатной. Его многократному численному превосходству в живой силе и технике небольшая группа советских воинов, руководимая генералом Поветкиным, противопоставила смелость, мужество и высокое боевое мастерство.

С исключительным упорством удерживали занимаемый рубеж на восточном берегу Березины подразделения военно-тракторного училища. Волю курсантов, красноармейцев, командиров и политработников не могли сломить ни мощные боевые удары авиации противника, ни яростный огонь его танков, артиллерии и минометов, ни беспрерывные атаки пьяных, обезумевших орд гитлеровцев.

О высоких моральных и боевых качествах личного состава училища, проявленных в боях на Березине, свидетельствуют многочисленные примеры. Вот лишь некоторые из них.

В донесении военного комиссара училища о боевых действиях на Березине первым из самых отважных назван младший политрук А.Е. Бовкун. Бесстрашный политработник все время находился на самых ответственных участках и личным примером воодушевлял курсантов и красноармейцев на отличное выполнение боевых заданий. Под командованием А.Е. Бовкуна и при его личном участии наши воины несколько раз вступали в штыковые схватки с гитлеровцами, уничтожали их, а уцелевших отбрасывали на прежние позиции. В один из критических моментов боя младший политрук проник в выведенный из строя нашими артиллеристами немецкий танк-амфибию, подбил огнем из его орудия четыре вражеских мотоцикла и уничтожил их экипажи.

Неоднократно водил курсантов в контратаки майор Ф.Г. Грицев. Он также успешно провел разведку, в ходе которой были получены важные сведения о расположении и силах противника в Бобруйске. Под его руководством группа курсантов оказала помощь двум раненым нашим летчикам, сняла со сбитых самолетов и доставила в училище ценное оборудование.

Храбро и мужественно вел себя в бою капитан В. М. Савоян. Опытный командир умело управлял огнем артиллерийской группы. Когда из строя выходили наводчики, он становился на их место, и орудия продолжали вести огонь. Меткими выстрелами артиллеристы под командованием Савояна уничтожили шесть вражеских танков.

В разгар боя был ранен командир одного из огневых взводов артиллерийской батареи младший лейтенант Н.И. Предько. Ему предложили отправиться в медицинский пункт. ´Я вполне способен бить фашистскую гадину´, - ответил офицер на это предложение и попросил не отправлять его в тыл. Просьба была удовлетворена. Продолжая командовать взводом, младший лейтенант Предько лично уничтожил вражеский танк и большое количество гитлеровцев.

Курсант А.А. Шепелев вступил в бой с немецко-фашистским захватчиками наводчиком 76-миллиметрового орудия. Меткими выстрелами он уничтожил четыре и подбил два танка противника. Разрыв вражеской мины вывел из строя пушку, осколком был ранен сам Шепелев. Но отважный наводчик не ушел из боевых рядов. Встав к прицелу другого орудия, он продолжал вести огонь по врагу.

Много замечательных подвигов в бою на Березине совершили курсанты- пулеметчики. Один из них - курсант А.Д. Мишвилиани. Из своего ´максима´ он в первые минуты сражения уничтожил группу гитлеровцев, пытавшихся переправиться через реку. Разорвавшаяся рядом вражеская мина выбила из его рук пулемет. Мишвилиани не растерялся, подполз к раненому курсанту, взял его карабин и продолжил бой. Гитлеровцы окружили храбреца и пытались захватить его. Но он, умело действуя штыком и гранатами, вырвался из кольца. Курсанту Ш.А. Леманджава было приказано обеспечить огнем из своего ´максима´ выдвижение на огневую позицию пулеметного взвода и разведку переправы. Выполняя эту задачу, он трижды был ранен, но продолжал вести бой, пока не получил приказ перейти на новую позицию. Меткими очередями им был уничтожен вражеский пулемет и около десятка гитлеровцев.

В конце дня 29 июня большой группе вражеских танков, специально приспособленных для переправы под водой (по дну реки), удалось форсировать Березину в двух местах: севернее Бобруйска - у д. Шатково - и южнее Доманово. Их мужественно встретили советские воины - курсанты, красноармейцы и командиры военно-тракторного училища, бойцы, командиры других частей и подразделений, входивших в группу генерала Поветкина. При поддержке артиллерии и фронтовой авиации они уничтожили большую часть переправившихся немецких танков и столкнули противника с захваченных им плацдармов.

Позже, когда в распоряжение советского командования попали оперативно-боевые документы немецких штабов, было установлено, что 29 июня в Бобруйске и его окрестностях находилась большая половина машин 3-й и 4-й танковых армий противника. Приказ выбить их из Бобруйска и овладеть городом был явно не под силу малочисленной группе генерала Поветкина. И тем не менее перед рассветом 30 июня специально подготовленный отряд советских воинов на лодках и плотах переправился на западный берег Березины, неожиданно для противника ворвался в старинную Бобруйскую крепость и в течение нескольких часов отбивал яростные атаки гитлеровцев. Успеху немало способствовало то обстоятельство, что большая часть бойцов штурмового отряда знала в крепости каждое здание: одни постоянно размещались в крепости, другие, в том числе курсанты и командиры из военно-тракторного училища, часто несли там караульную службу, охраняя склады с государственным и военным имуществом. В бою за крепость особенно отличился командир артиллерийской батареи училища старший лейтенант А.Р. Ханукович. Когда на одном из участков гитлеровцы попытались приостановить продвижение наших воинов, переправившихся на западный берег Березины, он смело бросился в атаку на фашистов. Его примеру последовали все подчиненные.

Прежде А.Р. Ханукович тоже неоднократно проявлял себя как мужественный и отважный командир. В бой с гитлеровцами он вступил 28 июня, будучи дежурным по училищу. В этот день артиллерийская батарея под его командованием уничтожила вражескую минометную батарею. Затем артиллеристы ст. лейтенанта Хануковича вывели из строя 4 танка и 2 противотанковых орудия противника.

Командование 4-й армией организовало оборону наших частей на новом рубеже - на реке Ола, притоке Березины. Один из участков обороняли подразделения училища.

Здесь высокие командирские качества и личную храбрость проявил старший лейтенант Н.В. Могель. Будучи раненным, он продолжал командовать батальоном, вселяя в подчиненных уверенность в победе над врагом. И эта уверенность оправдалась. Старший лейтенант Могель, умело маневрируя своими силами и средствами, вывел батальон из вражеского кольца. При этом было уничтожено значительное количество гитлеровских солдат и офицеров и много различной техники врага.

Отстаивая оборонительный рубеж на реках Березина и Ола, смелость и мужество проявили майор Ф.Я. Малышев, капитаны Н.Р. Минин, Н.Н. Хорошкевич, старший лейтенант С.К. Борисик, лейтенанты С.К. Гуменюк, В.П. Дугалев, С.П. Захаренков, И.Н. Кортушев, П.И. Кусенков, Р.И.Лебедев, А.Г. Румянцев, Ф.А. Павлов, младшие лейтенанты П.Е. Козеко и М.И. Белозеров, старшие политруки В.С. Борисов, Н.М. Дворецкий, политруки Н.С. Кисляев, М.Г. Семенов и А.С. Тюнин, сержанты Г.П. Бреславец, А.П. Видненков, К.П, Ермилов и И.И. Пилипченатов, младший сержант М.П. Тищенко, курсанты А.С. Алексанян, П.Н. Быкадоров, С.Г. Денисов, Г.Е. Журавлев, А.К. Михайлов, В.А. Сердов и П.Н. Рябов, красноармейцы М.В. Алпеев, М.М. Псырков и А.А Шепелев, воспитанник духового оркестра B.C. Ландов и многие другие.

На реке Ола противник был остановлен. Однако, подтянув свежие силы, он в конце дня 1 июля возобновил наступление. Наши сводные отряды, в том числе и ослабленный отряд генерала Поветкина, вынуждены были занять новый рубеж обороны - вдоль восточного берега реки Друть. Задача обороняющихся оставалась прежней - сделать все возможное для удержания противника подальше от Днепра, чтобы подошедшие туда с тыла наши войска имели больше времени для организации обороны. На реке Друть, как и в предыдущих боях, стойко и мужественно сражались с врагом курсанты, красноармейцы, командиры и политработники училища. Их позиции были неприступны для гитлеровцев.

Однако фронту нужны были командные кадры. В соответствии с указаниями командующего 4-й армией училище к 5 июля 1941 года сосредоточилось в городе Гомель. Там был получен приказ из Ростова - на -Дону командующего войсками Северо-Кавказского военного округа № 0311 от 3 июля 1941 года о передислокации и переименовании училища. Вот два пункта из этого приказа:

´1. На основании приказа народного комиссара обороны СССР Бобруйское военно-тракторное училище перебрасывается на территорию Северо-Кавказского военного округа. Дислокация - г. Сталинград.

2. Бобруйское военно-тракторное училище переименовать в Сталинградское военно-тракторное училище... ´

В ночь на 6 июля к восточной окраине Гомеля были поданы два железнодорожных состава Их ждали выведенные сюда из боев подразделения училища.

Организованно и быстро были загружены платформы и вагоны. Перед рассветом эшелоны, сначала один, а затем и другой, покинули Гомель.

Так закончился период боевого крещения училища, продолжавшийся с 23 июня по 7 июля 1941 года. За этот период личным составом училища было уничтожено около тысячи гитлеровских солдат и офицеров, выведено из строя большое количество танков, артиллерийских орудий, минометов, пулеметов и другой военной техники противника.

Училище в боях потеряло убитыми 19, ранеными 65 и пропавшими без вести 166 человек.

За проявленные отвагу и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками 60 человек личного состава училища было представлено к правительственным наградам (в том числе старших и средних командиров - 21, политработников - 6, курсантов - 19, младших командиров и красноармейцев -14, из которых коммунистов - 22, комсомольцев - 27, беспартийных - 11).

Фронту нужны танкисты

13 июля 1941 года на рассвете первый эшелон с личным составом училища и небольшим количеством техники прибыл на станцию Прудбой, что в пригороде Сталинграда. Едва были освобождены вагоны и платформы, на эту же станцию подошел второй железнодорожный состав.

А тем временем посланные раньше училищные квартирьеры во главе с заместителем начальника училища по тылу ´делили´ между подразделениями жилую площадь в лагере им. К.Е. Ворошилова, отведенную начальником гарнизона для расквартирования училища. Прежде на этой площади размещалась воинская часть, убывшая с началом войны на фронт.

Отсутствие настоящего хозяина, естественно, отразилось на содержании лагеря. Все нужно было приводить в порядок. Вместе с тем требовалось изготовить наглядные пособия по всем предметам, оборудовать классы по специальной автотракторной подготовке. Решить эту задачу своими силами училище было не в состоянии. Командование обратилось за помощью к руководителям Сталинградского тракторного завода. Тракторостроители, понимая важность стоящих перед училищем задач по подготовке командных кадров для Красной Армии, внимательно рассмотрели заявку и почти полностью ее удовлетворили. С завода были получены отдельные детали, узлы и даже целые агрегаты тракторных двигателей.

Однако обстановка на советско-германском фронте по-прежнему оставалась очень напряженной. Немецко-фашистские армии все глубже вклинивались в пределы нашей страны. В связи с этим училище меняет место дислокации. Основанием для перемещения был приказ командующего войсками Северо-Кавказского военного округа № 0495 от 5 августа 1941 года, предписывающий: ´К 15 августа Сталинградское военно-тракторное училище передислоцировать г. Камышин, переименовать его в Камышинское военно-тракторное училище... ´.

Переезд совершался водным путем по Волге, для чего были выделены пароходы и баржи. На них училище грузилось 13 августа.

В этот же день вечером караван судов двинулся вверх по Волге, предстояло пройти около двухсот километров. На рассвете 14 августа первый пароход пришвартовался у причала Камышинской пристани.

Камышин, широко известный своими знаменитыми арбузами, - город небольшой. Разместить в нем военное училище, тем более военно-тракторное оказалось не так-то просто: не было подходящих помещений.

Исполком городского Совета депутатов трудящихся своим решением выделил училищу в центре города небольшое двухэтажное здание школы-семилетки, в котором было всего двенадцать классных комнат. Оно и стало основной училищной базой - учебным корпусом. Под штаб, столовую, казармы были отведены другие помещения, находившиеся неподалеку от школы, рядом с лаковым заводом, на улице Московской. Кроме этого, училище получило в свое распоряжение старые склады, в которых, судя по сохранившимся на стенах надписям (´Гамадрил 3-х лет, родом из Африки´ и т.п.), перед войной располагался передвижной зверинец. Эти складские помещения решено было использовать под классы технического цикла.

Однако весь полученный жилой и нежилой фонд, начиная со школы и кончая ´гамадрильником´ (так курсанты ´окрестили´ бывший зверинец), нельзя было занимать сразу: помещения требовали значительной реконструкции, приспособления для нужд военно-учебного заведения. Например, в казармах требовалось расширить комнаты и оборудовать нары, для классов - сделать столы, скамейки, классные доски и т.д. Поэтому первоначальным (вплоть до декабря) жильем курсантов и красноармейцев были палатки, установленные на одной из городских площадей. А занятия проводились под открытым небом - в школьном дворе, городских скверах, за городом.

Командно-преподавательский состав прилагал огромные усилия к созданию добротной учебно-материальной базы. При этом учитывалось то обстоятельство, что срок подготовки будущих командиров стал восьмимесячным, вместо двух лет. Вычерчивались и размножались схемы, таблицы, плакаты, руками умельцев изготавливались макеты. На предприятиях и в организациях города изыскивались пришедшие в негодность детали машин.

В начале сентября из Сталинграда были получены два комплекта материальной части двигателей, а также отдельные механизмы. Работа по оборудованию классов технической подготовки закипела еще напряженнее. Ею непосредственно занимались преподаватели технического цикла: Ренский, Прокопенко, Соколов, Силантьев, Романов и Панченко. Им активно помогали курсанты и красноармейцы.

Ремонт и оборудование помещений, совершенствование и наращивание учебно-материальной базы велись параллельно с напряженной учебой. На нее теперь в связи с сокращением сроков обучения ежедневно отводилось десять учебных часов. Кроме этого, после ужина курсанты два часа занимались самостоятельной подготовкой. Основным методом обучения были практические занятия с учетом опыта войны.

Большое внимание уделялось воспитательной работе с личным составом. Командиры, политработники и преподаватели настойчиво разъясняли курсантам и красноармейцам справедливый характер Великой Отечественной войны, вселяя уверенность в неизбежном поражении врага, веру в нашу победу. Особое значение в воспитательной работе придавалось преодолению танко- и самолетобоязни.

Курсанты отдавали боевой учебе все свои силы и старание. В этом проявлялись их высокие патриотические чувства горячей любви к Родине, стремление скорее влиться в ряды командиров Красной Армии и вернуться на фронт. Многие курсанты обращались к командованию училища с просьбой отправить их в действующую армию до завершения программы обучения.

´... До армии я был партийным работником, - писал в своем рапорте курсант Романенко. - Понимая сложность современной обстановки, прошу послать меня на фронт. Высокое звание коммуниста оправдаю с честью, буду защищать свою Родину мужественно... ´

Боевыми помощниками командиров, политработников и преподавателей в поддержании высокой активности в учебе и укреплении дисциплины, в решении хозяйственных задач были партийные и комсомольские организации. Коммунисты и комсомольцы являлись той силой, которая сплачивала личный состав, их пример высокой сознательности напряженного труда действовал вдохновляюще.

О большом авторитете партийной и комсомольской организации училища свидетельствует значительный рост их численного состава с началом войны. К концу октября, т.е всего за три месяца ряды коммунистов увеличились на 119, а комсомольцев - на 46 человек.

Развертывание массовой армии для отпора врагу и быстрого восполнения боевых потерь потребовали от Ставки Верховного Главнокомандования Генерального штаба Красной Армии упорядочить создание резервных формирований, ускорить подготовку командно-начальствующего состава, призываемого из запаса. В связи с этим 16 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение ´О подготовке резервов в системе Народного комиссариата обороны и Военно-Морского Флота´. На основании названного решения в стране была развернута широкая сеть двух- трехмесячных курсов усовершенствования командиров, политработников, технических специалистов.

Решение Государственного Комитета Обороны коснулось также Камышинского военно-тракторного училища. При нем были созданы краткосрочные курсы младших лейтенантов и курсы по подготовке заместителей командиров батальонов, рот и батарей по политической части. В связи с этим значительно возросла учебная нагрузка на преподавателей, в среднем она составляла 12-14 часов в день. И тем не менее качество занятий от этого не страдало. Призванные из запаса командиры и политработники, расставаясь с училищем после окончания курсов, горячо благодарили своих педагогов за тот труд, который они вложили в их обучение и воспитание.

Подавляющее большинство окончивших курсы прямо из училища уезжали на фронт, где наши войска по-прежнему вели тяжелые оборонительные бои.

Однако по сравнению с началом войны темпы наступления вражеских войск к концу осени снизились на юго-западном направлении до 6 км в сутки, на остальных - до 2 - 3 км. Немецко-фашистские армии были втянуты в тяжелые сражения, а на многих важнейших участках остановлены. Таким образом, гитлеровский план ´молниеносной войны´ против СССР провалился. Главное командование вермахта вынуждено было внести в этот план коренные изменения. Оно сосредоточило основные усилия на овладении до наступления зимы районами Москвы.

Советские воины мужественно, с исключительным упорством встретили новые удары гитлеровцев. Это позволило в конце октября остановить наступление врага на ближних подступах к столице.

Истощив силы врага в ходе оборонительных сражений и сосредоточив на его флангах прибывшие с востока крупные резервы, советское Главнокомандование начало 5-6 декабря мощное контрнаступление под Москвой более чем в 200-километровой полосе. Оно увенчалось крупной победой советских войск. Противник был отброшен от Москвы на 100 - 250 км. Отпала непосредственная угроза столице и всему Московскому промышленному району.

Победа Красной Армии под Москвой имела огромное политическое военное значение. Она знаменовала решительный поворот военных событий в пользу СССР и оказала большое влияние на дальнейший ход не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны.

В те дни, когда советские войска начали контрнаступление под Москвой, в училище шли выпускные экзамены. Курсанты, воодушевленные победами Красной Армии на фронте, старательно готовились к отчету перед государственной комиссией за проведенные в учебном заведении месяцы и в итоге показывали в основном отличные и хорошие результаты.

Выпуск состоялся 13 декабря. Из общего числа сдавших экзамены 18 процентам выпускников были присвоены воинские звания ´лейтенант´, 81 проценту - ´воентехник 2 ранга´ и только 1 проценту - ´младший воентехник´.

Все выпускники после присвоения им воинских званий были оставлены в училище для переквалификации на танкистов. Необходимость в такой переквалификации диктовалась ростом танкового парка Красной Армии, и прежде всего, в войсках, сражавшихся на фронтах. Уже во втором полугодии 1941 года наша промышленность выпускала танков в 2,5 раза больше, чем в первом полугодии. В войска поступали такие высокоманевренные, обладающие большой ударной силой и могучей броней машины, как тяжелые - ´KB´, средние - ´Т-34´, легкие - ´Т-60´ и ´Т-50´.

Возросшая потребность Красной Армии в командирах-танкистах и перспектива на значительное увеличение этой потребности в ближайшем будущем выдвинула перед Наркоматом обороны СССР задачу развертывания новых танковых и изменения профиля подготовки курсантов в некоторых существовавших к тому времени военно-учебных заведениях. Такое изменение произошло и в Камышинском военно-тракторном училище. Официально оно узаконивалось приказом народного комиссара обороны СССР, на основании которого 21 января 1942 года начальник и комиссар училища издали свой приказ № 22 следующего содержания:

´Настоящим объявляется приказ народного комиссара обороны СССР от 13 января 1942 года о реорганизации Камышинского военно-тракторного училища в Камышинское танковое училище по подготовке лейтенантов-командиров танков и взводов Т-34´.

Переход училища на новый профиль подготовки курсантов был сопряжен с немалыми трудностями. Главная из них состояла в нехватке командиров и преподавателей-танкистов. В связи с этим по указанию Главного Управления кадров Наркомата обороны СССР в Камышинское танковое училище были переведены опытные специалисты из других военно-учебных заведений страны. В числе первых к месту службы прибыли капитан Тимофеев, капитан Буцан и воентехник 1 ранга Иванов - из 2-го Саратовского танкового училища; майор Толстик, военинженер 3 ранга Лукьянов, интендант 3 ранга Дмитриев и капитан Михайлов - из Орловского танкового училища, капитаны Ямпольский, Калинин и Панищев - из Ульяновского танкового училища, полковник Мерлин, капитаны Загайнов, Гусев и Мирошников - из Ташкентского танкового училища.

Для того чтобы качественно обучать будущих командиров-танкистов, всему командно-начальствующему составу училища пришлось в короткий срок изучить танк Т-34. С этой целью были сформированы группы из командиров, политработников и преподавателей. Занятия (по 2 часа в день) проводились в вечернее время. Руководили ими прибывшие из других училищ специалисты.

Одновременно с освоением танка постоянным составом решалась и другая задача, вставшая перед училищем в связи с переходом на новый профиль, - создавать необходимую учебную базу. В короткий срок были переоборудованы технические классы, изготовлены комплекты схем, таблиц, плакатов. Много труда в эту работу вложили преподаватели технического цикла во главе со своим начальником полковником И.П. Мерлиным.

Вместе с тем жизнь настоятельно требовала, чтобы командиры-преподаватели военно-учебных заведений имели опыт ведения боевых действий. В этих целях они направлялись на стажировку в части и соединения действующей армии. Поездки на фронт практически обогащали командиров- преподавателей: проводимые ими занятия становились более содержательными, насыщенными новыми примерами, глубокими обобщениями и выводами.

Первыми из училища на стажировке в войсках действующей армии побывали преподаватель тактики майор В.П. Стефанович, преподаватель восстановления и ремонта машин военинженер 3 ранга А.Л. Юров, преподаватель материальной части воентехник 1 ранга Н.Г. Тараканов. Все трое за исключительно добросовестное отношение к исполнению боевых заданий во время пребывания на фронте были поощрены начальником училища.

Сокращенный срок подготовки командиров-танкистов (8 месяцев) требовал огромного напряжения сил курсантов. Глубоко сознавая личную ответственность за судьбу Родины, понимая, что фронту нужны грамотные, в совершенстве владеющие боевой техникой специалисты, большинство из них училось только на ´отлично´ и ´хорошо´. Занятия по военным специальным дисциплинам проводились в основном на технике и в поле, в условиях, максимально приближенных к боевым.

Нередко курсанты отвлекались на различные работы, не связанные с учебой. Часто эти работы выполнялись на промышленных предприятиях Камышина, в колхозах и совхозах Сталинградской области. И здесь будущие командиры показывали пример высокой сознательности, дисциплинированности, самоотверженного труда.

Не жалели своих сил ради того, чтобы обеспечить Красную Армию всем необходимым для победы над врагом члены семей военнослужащих - отцы и матери, жены и дети командиров, политработников и преподавателей. Они работали на заводах и фабриках, на полях и животноводческих фермах колхозов и совхозов, расчищали снежные заносы на железнодорожных путях, строили оборонительные укрепления, дежурили в госпиталях и больницах.

А между тем, несмотря на победы, одержанные Советскими Вооруженными Силами над врагом зимой 1941-42 гг., обстановка на фронтах Великой Отечественной войны оставалась весьма сложной. Личный состав училища внимательно следил за этой обстановкой и напряженно трудился над решением стоящих перед ним задач. Как и для всего советского народа, для него был непреложным законом призыв партии: ´Все для фронта! Все для победы!´

Станция назначения - Берчогур

В период с 17 по 22 июня 1942 года в училище работала комиссия Главного автобронетанкового управления Красной Армии. Она тщательно всесторонне проверила состояние учебы и дисциплины и нашла его вполне удовлетворительным. Такая оценка свидетельствовала о том, что училище прочно заняло свое место в ряду военно-учебных заведений страны. Вместе с тем оценка обязывала весь личный состав училища трудиться еще напряженнее, еще настойчивее изучать и внедрять в практику обучения опыт войны, всячески крепить дисциплину - основу всех успехов в учебе и службе.

Спустя полтора месяца после работы комиссии, в конце августа, состоялся выпуск первого в истории училища отряда командиров-танкистов. Больше половины (55 процентов) выпускников закончили курс обучения с отличными и хорошими оценками, остальные - с хорошими и удовлетворительными. Первым было присвоено воинское звание ´лейтенант´, вторым - ´младший лейтенант´. Лучшим взводом по итогам выпуска оказался взвод лейтенанта Давыдова.

Почти все выпускники получили назначения в войска, действовавшие в районе Сталинграда. Там в те дни разворачивалось величайшее сражение Второй мировой войны, вошедшее в историю под названием ´Сталинградская битва´.

В этот критический момент Камышинское танковое училище также было привлечено к выполнению боевой задачи. По приказу командующего войсками 66-й армии батальоны курсантов заняли оборону на рубеже юго-западнее Камышина и находились там трое суток в готовности уничтожить вражеский воздушный десант, который мог появиться в тылу защитников Сталинграда.

В эти же дни из училища в распоряжение командующего Сталинградским фронтом убыло несколько командиров и преподавателей.

С прорывом немецко-фашистских войск в район большой излучины Дона и выходом к Волге Камышин оказался в зоне действия вражеской авиации. Стали частыми воздушные тревоги, во время которых население города пряталось в убежищах, погребах, подвалах и других укрытиях. Вынужден был укрываться и личный состав училища. На время ночного отдыха все подразделения во главе со своими командирами выходили за город и занимали там подготовленные щели, окопы и блиндажи.

И все же не всегда удавалось избежать потерь. Так, 29 августа погибли при исполнении служебных обязанностей во время налета вражеской авиации курсанты Петр Тихонович Канищев и Михаил Тимофеевич Шаталов. А несколькими днями раньше, охраняя пост на железнодорожной станции, во время бомбежки получил множественные ранения рук, бедра и головы курсант Михаил Дмитриевич Гребенников. Но, истекая кровью, он продолжал выполнять боевую задачу до тех пор, пока не был сменен разводящим.

Близость фронта, бесконечные тревоги значительно усложнили учебный процесс. Продуктивность занятий стала очень низкой, а нередко они вообще срывались. Все это отрицательно влияло на качество подготовки будущих командиров.

Всесторонне оценив сложившуюся обстановку, Наркомат обороны СССР в последних числах сентября 1942 года принял решение о перемещении училища на территорию Южно-Уральского военного округа в Актюбинскую область Казахской ССР. Директивой, подписанной заместителем наркома обороны армейским комиссаром 1 ранга Е.А. Щаденко, был определен район новой дислокации - железнодорожная станция Берчогур (ок. 300 км юго-восточнее города Актюбинска).

Путь из Камышина в Казахстанские степи лежал через Саратов. В этот город подразделения курсантов, а также группа политработников, проходивших в этот период при училище переподготовку, были доставлены по Волге на пароходах и баржах, а личный состав танкового батальона обеспечения - на своих транспортных автомашинах. В Саратове подразделения погрузились в железнодорожные эшелоны и двинулись на восток. Несмотря на тесноту в вагонах и другие неудобства, все дни нахождения в пути курсанты с раннего утра и до позднего вечера занимались боевой и политической учебой согласно расписанию, составленному работниками учебного отдела специально на время переезда.

8 октября 1942 года эшелоны прибыли на станцию Берчогур. Небольшое здание вокзала да несколько домиков кумысолечебницы - вот и все, чем располагал этот населенный пункт. А во все стороны от него, на сколько охватывал взор, расстилалась ровная песчаная и безлюдная степь.

Но станция Берчогур была лишь пунктом выгрузки эшелона. Местом же расквартирования училища, утвержденным командующим войсками Южно-Уральского военного округа, стал поселок Шахтстрой, находившийся в 18 километрах от железной дороги.

В поселке было три каменных, десятка полтора щитовых и саманных домиков, да несколько обжитых землянок. Все это перешло в распоряжение училища.

И снова нужно было устраиваться: оборудовать казармы, столовую; классы, парки, мастерские, строить свою хлебопекарню, заготавливать картофель, овощи, топливо. Словом, работы предстояло много, а в двери стучалась зима. Это вынудило командование училища на месяц прервать занятия с курсантами и все силы сосредоточить на решении хозяйственных задач. Учеба продолжалась только на курсах переподготовки политсостава. 21 октября после успешной сдачи выпускных экзаменов слушатели этих курсов (58 заместителей командиров танковых рот по политической части) разъехались по своим фронтам.

25-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции училище встретило в готовности приступить к занятиям с курсантами на новом месте дислокации. Все хозяйственные работы в основном были завершены, по случаю праздника начальник училища 7 ноября 1942 года издал приказ, в котором, в частности, говорилось:

´... 25-ю годовщину Октября мы встречаем в жестокой борьбе с врагом... Уже 17 месяцев огненные линии фронтов разрезают территорию нашей страны. Ураган войны бушует на ее просторах. В тяжелом единоборстве с мощной германской военной машиной мы отстаиваем честь, свободу, независимость своей Родины. Советские воины показывают невиданные в истории стойкость, мужество и геройство, о которые разбиваются все гитлеровские планы. Наглядным примером служит защита Сталинграда, не имеющая себе равной в истории борьбы всех народов.

Наше училище является кузницей подготовки резерва командного состава Красной Армии... Успехи в боевой подготовке, образцовая служба, высокая воинская дисциплина являются для нас критерием проявления беззаветной любви к Советской Родине, вкладом в достижение победы над немецко-фашистскими захватчиками... Все для повышения дисциплины и качества учебы!... ´

Сразу после праздника началась напряженная учеба курсантов. Проходила она по учебным планам, из которых из-за недостатка времени была исключена значительная часть теоретических разделов. Практические работы стали главным методом обучения будущих командиров. Техника, выходившая из парка на занятия, полностью укомплектовывалась оптическими приборами, вооружением, учебными снарядами и патронами. Марши от парка в районы занятий и обратно использовались для привития курсантам практических навыков в вождении машин, наблюдении и ориентировании, действий при оружии и других видов тренировок.

12 ноября 1942 года в должность начальника училища вступил полковник Дмитрий Александрович Роганин. До этого он находился на фронте, командовал 66-й отдельной танковой бригадой, был ранен. В училище прибыл после лечения в госпитале. Прежний начальник училища полковник П. Ф. Будников убыл на курсы усовершенствования командного состава при Военной академии моторизации и механизации Красной Армии.

Вскоре после этого коллектив командного и преподавательского состава пополнился еще несколькими фронтовиками. На должность начальника учебного отдела прибыл полковник Н.И. Журавлев. В числе прибывших был также инженер-капитан А.К. Цогол и капитан А.М. Маклаков, впоследствии зарекомендовавшие себя очень способными военными педагогами и воспитателями курсантов.

С наступлением зимы значительно усложнились условия жизни и быта курсантов. В казармах и классах температура порой не превышала 8-10 градусов тепла. Обильные снегопады настолько заметали дороги, что машины не могли по ним двигаться. А это очень затрудняло подвоз продовольствия, питьевой воды, топлива. В связи с этим был установлен строгий водный режим.

Много времени стали занимать переходы взводов по сильно заснеженным улицам из одного специального класса в другой, разбросанных по всем поселку. Поэтому было решено агрегаты танков, пушки в разобранном виде и другие учебно-наглядные пособия сосредоточить в казармах. И хотя теперь на занятия приходилось сводить в одну группу несколько взводов и курсанты вынуждены были сидеть не за столами на скамейках, а на своих нарах, продуктивность уроков сразу заметно повысилась.

Трудности быта и учебы в зимнее время усугублялись отсутствием электричества. Все помещения освещались керосиновыми лампами, но и их не хватало. Эту нехватку пришлось восполнять коптилками, сделанными руками самих курсантов из гильз 45-миллиметрового калибра и заправленными газойлем.

На состояние дисциплины и качество учебы большое влияние оказывала борьба за лучший взвод, роту, батальон. С каждым месяцем росло число курсантов, успевающих на ´отлично´. Так, если в первые дни пребывания на Казахстанской земле отличников было около 200 человек, то на 23 февраля 1943 года их стало 415. Более чем в два раза к этому времени выросли ряды курсантов, успевающих на ´отлично´ и ´хорошо´.

В боевую и политическую учебу настойчиво внедрялся опыт войны. Координировала и направляла эту работу специальная группа пропагандистов, которую возглавлял начальник училища полковник Д.А. Роганин. Она была создана во исполнение постановления военного совета Южно-Уральского военного округа ´О военной пропаганде опыта Отечественной войны´. В группу входили: начальник политотдела - заместитель начальника училища по политической части полковник Усанов, начальник учебного отдела полковник Журавлев, начальники циклов, а также отличившиеся в боях во время стажировки командиры и преподаватели: подполковник Присяжнюк, майор Субботин, капитан Тимофеев и другие. По рекомендации группы вносились изменения в предметные планы, разрабатывались рефераты по различным темам, читались установочные лекции по тактике, инженерному обеспечению боя, огневой и другим видам подготовки.

Состояние учебно-воспитательной работы и пропаганды опыта Великой Отечественной войны в училище было высоко оценено комиссией отдела военно-учебных заведений штаба Южно-Уральского военного округа. Эта же комиссия убедилась в крайне неподходящих условиях для размещения военно-учебного заведения в поселке Шахтстрой.

А между тем боевая учеба курсантов шла своим чередом. Приближалась весна. В 1943 году в Казахстане она дала о себе знать очень рано. Уже в первых числах марта начал обильно таять снег. Дни стали теплыми. Это позволило перенести значительную часть учебных занятий из тесных помещений на местность - в парк, на танкодром и стрельбище и тем самым приблизить их к боевой обстановке.

Но вскоре началась изнурительная жара. В начале мая уже в 10 часов утра температура была 30 градусов выше нуля, а порой и больше. А когда и к полудню ртутный столбик термометра поднимался до отметки 45-50 0, песчаная, без единого деревца и водоема с пресной водой на десятки километров вокруг поселка Шахтстрой, степь казалась огнедышащей. Такая жаркая погода держалась до конца июля. Однако занятия не прекращались ни на один день.

В этот период с особым напряжением работали командиры, политработники, преподаватели. Они делали все, чтобы каждый час учебного времени был до предела насыщен практическими действиями курсантов на технике, при оружии, с приборами, средствами связи и противохимической защиты. Самые достойные из них за образцовое выполнение задач по обучению и воспитанию будущих командиров танков и танковых взводов удостоились правительственных наград. В частности, орденом Красной Звезды были награждены капитаны Антрушкевич, Михайлов и Тимофеев.

С большим усердием овладевали боевым мастерством и командирскими навыками курсанты. На успешную учебу их воодушевляли победы Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками, стремление скорее попасть на фронт.

В разгар лета состоялся очередной выпуск. Подавляющее большинство курсантов показало на экзаменах отличные и хорошие результаты. С оценкой ´отлично´ по всем предметам отчитались перед комиссией курсанты В.Д. Пятов и Н.Н. Соловьев. В приказе начальника училища № 227 от 18 июля 1943 года об итогах выпуска были отмечены 1-я рота курсантов и 3-й взвод этой роты, добившиеся наивысших показателей в подготовке командиров. Этим же приказом за успешную работу по обучению и воспитанию курсантов отмечен начальник социально-экономического цикла батальонный комиссар Пронин, преподаватели: старший политрук Лобов-Шаронов и Потанин, капитан Ржевский и старший лейтенант Жуков, командир роты старший лейтенант Кузьминых и командир взвода воентехники 2 ранга Антонов были награждены ценными подарками.

Уезжая на фронт, молодые командиры торжественно клялись беспощадно бить врага, всегда помнить о родном училище, быть достойными его славы. А те, кому еще предстояло завершить программу обучения, продолжали настойчиво овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками.

В городе на Иртыше - Омске

23 августа 1943 года завершилась продолжавшаяся пятьдесят дней Курская битва - одно из самых грандиозных сражений Второй мировой войны. В ходе этой битвы немецко-фашистская армия потерпела поражение, от которого уже не могла оправиться до самого конца войны. Гитлеровское командование вынуждено было окончательно отказаться от наступательной стратегии и перейти к обороне на всем советско-германском фронте. Стратегическая инициатива прочно перешла к Вооруженным Силам СССР.

Резкое изменение обстановки на фронте в пользу нашей страны летом 1943 года позволило увеличить сроки обучения курсантов военно-учебных заведений. На подготовку командиров машин и взводов в Камышинском танковом училище теперь отводился один год. Это создавало более благоприятные условия для обучения и воспитания высококвалифицированных специалистов.

Переход на новые сроки обучения курсантов совпал с передислокацией училища в город Омск: Наркомат обороны согласился с выводами комиссии штаба Южно-Уральскою военного округа. 30 августа 1943 года командующий войсками Сибирского военного округа издал приказ № 0108 следующего содержания:

´На основании директивы заместителя начальника Генерального штаба Красной Армии от 25 июля 1943 года Камышинское танковое училище передислоцируется на территорию Сибирского военного округа. Место дислокации - город Омск´.

Бывший комиссар танкового училища полковник в отставке Усанов А.А. вспоминает: ´Большие трудности пережило училище в Берчогуре. Словами эти трудности не выразить. О переводе училища в Омск, вопреки телеграфному стилю, в телеграмме было указано: ´В самый город Омск, в самый город Омск в самый город Омск´. Заслушав телеграмму, курсанты бросали кверху головные уборы и кричали: ´Ура!´

Для расквартирования в Омске училище получило казармы и парк, которые прежде занимала убывшая на фронт стрелковая бригада. Они обеспечивали сравнительно нормальное размещение, жизнь, быт и учебу курсантов. Несравненно лучшими оказались на новом месте и жилищно-бытовые условия командно-начальствующего состава.

Прежние хозяева военного городка оставили после себя неплохую базу для занятий. Имелись классы, стрелковый тир, стрельбище, учебные поля, танкодром, мастерские. Это позволило сразу же после переезда начать плановую учебу.

Одновременно с занятиями совершенствовалась учебно-материальная база. Усилиями преподавателей, курсантов и солдат оборудовались специальные кабинеты, изготавливались макеты и различные стенды, облегчающие изучение материальной части танка, приборов, стрелкового оружия. Для отработки приемов вождения боевых машин было создано несколько танкотренажеров.

Большую помощь в наращивании учебно-материальной базы, отвечающей требованиям ускоренной подготовки командиров-танкистов, училищу оказывали промышленные предприятия города, эвакуированные в Омск в начале войны. В свою очередь, личный состав училища помогал заводам и фабрикам возводить новые корпуса, устанавливать оборудование, грузить на платформы и в вагоны предназначавшуюся для фронта готовую продукцию, в том числе военную технику, боеприпасы, обмундирование, снаряжение и продовольствие. С наступлением зимы курсанты нередко привлекались для очистки от снега железнодорожных путей.

С первых дней расквартирования в Омске училище установило тесные контакты с творческими коллективами местного областного драматического театра и эвакуированного из Москвы театра им. Вахтангова. Для будущих командиров артисты безвозмездно показывали спектакли, воспитывающие патриотизм, мужество, верность долгу, вдохновляющие на подвиги во славу Родины. В числе этих спектаклей были ´Нашествие´ Л. Леонова, ´Слава´ В. Гусева, ´Фронт´ А. Корнейчука, ´Парень из нашего города´, ´Русские люди´ К. Симонова и другие.

Кроме того, артисты-профессионалы шефствовали над художественной самодеятельностью училища. Ее участниками были командиры, политработники, преподаватели, курсанты, солдаты, члены семей военнослужащих. Самодеятельный училищный коллектив часто выступал с концертами в госпитале перед находившимися там на лечении ранеными бойцами и командирами, на призывных пунктах, заводах и фабриках. Эти выступления очень тепло принимались зрителями, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы о концертах.

Однако главное внимание уделялось учебе курсантов. Командиры и преподаватели делали все для того, чтобы дать как можно больше знаний своим воспитанникам, закалить их волю, подготовить к действиям в сложной боевой обстановке. Об одном из таких наставников бывший курсант, ныне старший лейтенант в отставке А.Е. Гнедаш, проживающий в городе Краснодаре, писал:

´Я учился в Камышинском танковом с февраля 1943 года по август 1944 г... На всю жизнь остался в моей памяти командир нашего взвода лейтенант Овчинников. Это был грамотный, требовательный и в то же время справедливый, заботливый начальник. На занятиях он добивался неукоснительного выполнения всех положений и приемов, заставлял нас несколько раз повторять и отшлифовывать нужные приемы, которые показывал образцово. Особенно благодарен ему за выучку по огневому делу...

Азы военной науки, привитые в училище такими замечательными воспитателями, как лейтенант Овчинников, командир роты капитан Малышев, преподаватель тактики капитан Минин и другие, сослужили нам неоценимую службу в боях с немецко-фашистскими захватчиками... ´

В декабре 1943 года состоялся очередной выпуск командиров-танкистов - первый выпуск за время пребывания училища в Омске. Его результаты были высокими: более 60 процентов выпускников закончили курс обучения с отличными и хорошими оценками. Наилучших показателей на государственных экзаменах добился 3-й взвод 7-й роты (командир взвода лейтенант П.Н.Климочкин). Все выпускники получили назначение в войска действующей армии, громившей гитлеровских оккупантов в Крыму и на Украине, в Белоруссии и Прибалтике, под Ленинградом и в Карелии.

Важное событие в истории училища произошло в день 26-й годовщины Красной Армии - 23 февраля 1944 года. В этот день на основании приказа заместителя народного комиссара обороны Союза СССР № 296 от 9 октября 1943 года училищу вручалось боевое Красное Знамя - символ воинской доблести и славы.

По случаю торжества весь личный состав был построен на плацу перед казармой. По команде: ´Училище, под Знамя, смирно!´ - строй замер и взоры всех устремились к алому полотнищу. Представитель командующего войсками Сибирского военного округа огласил текст Грамоты Президиума Верховного Совета СССР. Затем, передав Знамя и Грамоту начальнику училища полковнику Д.А. Роганину, он поздравил командиров, политработников, преподавателей, курсантов и солдат с вручением Знамени и выразил уверенность, что личный состав училища будет высоко нести это Знамя, добьется еще больших успехов в подготовке командных кадров.

В ответном слове полковник Д.А. Роганин заверил, что личный состав училища и впредь будет неутомим в ратном труде.

- В этот торжественный день, - сказал он в заключение, - мы клянемся родной партии, Советскому правительству и народу, что будем свято выполнять их требования по укреплению боеготовности Советских Вооруженных Сил.

- Клянемся! - единым дыханием ответил строй.

Затем начальник училища, преклонив колено, поцеловал край алого полотнища и передал Знамя знаменщику...

А на фронте 26-я годовщина Красной Армии отмечалась как начало нового периода Великой Отечественной войны - периода полного изгнания врага с советской земли, освобождения угнетенных европейских народов, сокрушения фашистской Германии.

Весной 1944 года советские воины вышли к государственной границе с Румынией, Польшей и Восточной Пруссией. А в октябре территория СССР была полностью очищена от немецко-фашистских оккупантов.

На всех фронтах - от Баренцева до Черного морей - в сражениях за освобождение родной земли от врага участвовали воспитанники Камышинского танкового. Многие из них были отмечены правительственными наградами, а храбрейшие из храбрых удостоены звания Героя Советского Союза.

12 января 1945 года развернулось завершающее наступление Великой Отечественной войны, в ходе которого военные действия были перенесены на территорию самой Германии. А 16 апреля в 5 часов по московскому времени началась битва за Берлин. После мощной артиллерийской и авиационной подготовки в атаку устремилась советская пехота с танками непосредственной поддержки. Путь ей осветили зенитные прожекторы.

Одним из первых в Берлин ворвался на своей ´тридцать четверке´ командир роты средних танков 40-й гвардейской танковой бригады воспитанник Камышинского танкового училища старший лейтенант А.К.Назаренко. В бою на берлинских улицах штурмовая группа под его руководством очистила от гитлеровцев 12 и обеспечила захват еще 8 городских кварталов, уничтожила 3 танка, 8 орудий разного калибра и несколько сот немецких солдат и офицеров.

2 мая Берлин пал. Это означало конец гитлеровского рейха. 8 мая Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. На следующий день 9 мая советские войска завершили свою последнюю операцию - разгромили группировки немецко-фашистских армий, окружавших столицу Чехословакии -Прагу, и вступили в город. Война в Европе была победоносно закончена.

Омичи, как все советские люди, с огромной радостью и ликованием встретили сообщение о разгроме гитлеровской Германии.

´Радостная и долгожданная весть о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил с быстротой молнии разнеслась по городу, - информировал 11 мая 1945 года Омский горком ВКП(б), областной комитет партии. - Через несколько минут после того как закончилась радиопередача, улицы города были полны народа. На предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, школах и по месту жительства омичей были организованы митинги трудящихся... ´

Вместе со всеми омичами радость победы разделял личный состав училища. В подразделениях состоялись торжественные митинги. Выступающие на них командиры, политработники, преподаватели, курсанты и солдаты заверяли, что танкисты-камышинцы будут настойчиво изучать опыт минувшей войны, внесут свой вклад в укрепление оборонного могущества Родины.

иcтoчник: xn-b1amqrg.xn-p1ai