22 июня 1941 г. на рассвете немецкие вооруженные силы атаковали государственную границу СССР от Чёрного до Баренцева морей. В первые дни и даже часы особенно тяжелая ситуация сложилась на Беларуси. На 450-километровом участке границы германское военное командование использовала самую сильную группировку войск - группу армий ´Центр´. Немецкой армии с советской стороны противостояли войска Западного Особого военного округа, который с 22.06.1941 г. стал называться Западным фронтам. До 30 июня командующим фронтам был генерал армии Д.Г. Павлов.
В Бобруйском военно-тракторном училище перед войной насчитывалось около полутора тысячи курсантов. В составе училища было четыре батальона. 10 июня 1941 г. состоялся досрочный выпуск курсантов первых двух батальонов в количестве 804 человек, которые стали новыми молодыми командирами в РККА. В Бобруйске подразделения училища оказались наиболее боеспособной единицей. Однако мы бы хотели отметить, что в подразделениях училища не было походных кухонь и транспорта для эвакуации раненых. В училище было мало противотанковой артиллерии. Начальником училища был полковник П.Ф. Будников, комиссаром - полковой комиссар А.А. Усанов.
22 июня 1941 г. в училище был обычным выходным днём. Сообщение о вероломном нападении Германии на СССР большинство командиров, политработников и преподавателей слушало, находясь дома. Многие курсанты были в городском увольнении. Однако это не помешало бойцам и курсантам немедленно прибыть на плац, где им был зачитан приказ начальника училища о приведении учебного заведения в полную боевую готовность. Тогда же был зачитан приказ: оставить город Бобруйск, перейти на левый берег р. Березины и занять оборону, не дать противнику форсировать реку. В этот же день были сформированы боевые батальоны, роты, взводы, отделения, роздано боевое оружие. Все подразделения получили участки местности в районе военного городка, которые требовалось приспособить для обороны - оборудовать ячейками, окопами, траншеями. В ротах и батальонах создавались боевее группы во главе с командирами и политработниками для борьбы с вражескими диверсантами и парашютистами в Бобруйске и его окрестностях. К выполнению приказа надлежало приступить немедленно. Как отмечал в своем письме в нашу школу бывший курсант училища А.С. Рабинький, те первые тревожные дни войны невозможно забыть.
Бобруйск находился в полосе действия 4-ой армии Западного фронта. На четыре дивизии этой армии обрушились десять дивизий правого крыла группы немецко-фашистских армий ´Центр´. Ставка приняла решение использовать резервы для создания стратегического фронта обороны на рубеже рек Западная Двина и Днепр. 4-я армия получила задачу подготовить оборонительные рубежи в Слуцком укрепленном районе. Организация обороны на реке Березина и в районе Бобруйска была поручена командиру 47-го стрелкового корпуса генерал-майору Степану Ивановичу Поветкину [4, с.29]. Всего в отряде насчитывалось 2740 человек, однако по воспоминаниям очевидцев эти значительно занижены: на 1300-1400 человек.
Направление Слуцк-Бобруйск к 26 июня оказалось наиболее уязвимым, что объяснялось выдвижением к границе из Слуцка 55-ой, а из Бобруйска121-й стрелковой дивизии. В распоряжении генерала Поветкина сил оказалось недостаточно: отдельные корпусные части, некоторые подразделения 121-й стрелковой дивизии, два батальона Бобруйского военно-тракторного училища и 21-й дорожно-эксплуатационный полк.´Трудно было надеяться на удержание Бобруйска такими незначительными силами и Поветкин строил оборону по восточному берегу реки Березины, за городом´, - вспоминает Л.М. Сандалов, бывший в то время начальником штаба 4-й армиих.
Училищу была поручена оборона наиболее важного, центрального участка. В соответствии с приказом начальника училища южную половину этого участка 26 июня занял 3-й батальон (командир батальона старший лейтенант Могель, комиссар политрук Кисляев, начштаба лейтенант Гуменюк), северную - 4-й батальон (командир батальона подполковник Жуков, комиссар политрук Семенов, начштаба лейтенант Гавриш).
Курсанты и бойцы были вооружены карабинами и самозарядными винтовками, командиры, политработники и преподаватели - пистолетами и револьверами. В каждом батальоне имелись танковые и ручные пулеметы. Все имевшиеся в училище артиллерийские орудия были объединены в одну группу использованы для прикрытия батальонных участков обороны. Командовал этой группой старший преподаватель артиллерии капитан В.М. Савосян. Общее руководство боевыми действиями личного состава училища на берегу Березины было поручено заместителю начальника училища полковнику Д.С. Чупрыгину.
К исходу 26 июня училищные участки обороны прорезали две линии траншей полного профиля, соединенных ходами сообщения. В землю были зарыты орудия и пулеметы.
Состояние боевого духа курсантов и бойцов в этот момент мы смогли проследить благодаря документам, которые были у нас в распоряжении:
´... С чувством величайшей ответственности перед советским народом готовились курсанты, красноармейцы и начальствующий состав к отражению натиска озверевших фашистских банд... Они заявляли: боевой приказ выполним так, как этого требует военная присяга, - мужественно и умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения победы над врагом... ´.
Немецкая колонна главных сил моторизованного корпуса, которая встретила ожесточённое сопротивление 4-ой армии западного фронта в укрепленном районе Барановичи, обошла Барановичи с юга, овладела Слуцком и 27 июня 1941 года устремилась к Бобруйску с целью с ходу захватить Бобруйск, переправиться через реку Березина и двигаться в направлении Рогачёва, Быхова, а затем по направлению Смоленска выйти на Москву. В этот же день Бобруйское военно-тракторное училище и ополченцы города были включены в свободный отряд командира 47-го корпуса генерала Поветкина.
Эти тревожные часы описаны в воспоминаниях Якова Михайловича Бородавкина, который проходил службу в училище. Был получен приказ военного Совета западного фронта эвакуировать население, семьи офицеров, взорвать склады с боеприпасами и другим имуществом, которое не успели вывести, подготовиться к взрыву моста, оставить город Бобруйск и занять оборону на восточном берегу реки Березина с задачей любой ценой упорно оборонять рубеж, как можно дольше задержать на этом рубеже гитлеровцев, не дать переправиться через реку Березину фашистским захватчикам до прихода и развёртывания группы Советских резервных армий. Вечером 27 июня противник появился на западной окраине Бобруйска. В ночь на 28-е июня по приказу командующего 4-й армии были взорваны мосты через р. Березину. Мосты через р. Березину, которые заблаговременно были подготовлены к взрыву, из-за эвакуации населения и большого скопления раненых, своевременно не были уничтожены. Майор Андрианов, руководивший группой подрывников, при попытке уничтожить мост был смертельно ранен, однако боевое задание группа курсантов успешно выполнила: мост пылал в огне. После взрыва моста от командования фронтом были получены следующие указания: ´Обороной на реке Березине как можно дольше задержать противника. Выдвигаемые к Днепру свежие войска еще не полностью сосредоточились и не подготовили оборону. Остатки механизированного корпуса вывести за Днепр в район Довска и оттуда направить в Смоленск на переформирование. Части 28-го стрелкового корпуса и 55-ю стрелковую дивизию отвести восточнее Довска и немедленно приступить к доукомплектованию. Части тыла 121-й и 113-й стрелковых дивизий, оставшиеся в Бобруйске и Гомеле, сосредоточить в районе Гомеля. В кратчайший срок развернуть за этими номерами новые дивизии. Личный состав, боевую технику и имущество получить по нарядам штаба фронта´.
К середине 28-го числа противник вышел к Березине, но не сумел с ходу форсировать ее. С большим упорством удерживали свой рубеж на восточном берегу подразделения военно-тракторного училища. О высоком героизме личного состава училища свидетельствуют многочисленные факты. Например, младший политрук А.Е. Бовкун в один из критических моментов боя проник в выведенный из строя нашими артиллеристами немецкий танк-амфибию, подбил огнем из его орудия четыре вражеских мотоцикла и уничтожил их экипажи. Неоднократно водил курсантов в конратаки майор Ф.Г. Грицев. Он также успешно провел разведку, в ходе которой были получены важные сведения о расположении и силах противника в г. Бобруйске. Храбро и мужественно вел себя в бою капитан В.М. Савоян. Опытный командир умело управлял огнем артиллерийской группы. Когда из строя выходили наводчики, он становился на их место, и орудия продолжали вести огонь. Меткими выстрелами артиллеристы под командованием Савояна уничтожили шесть вражеских танков. Курсант А.А. Шепелев вступил в бой с немецко-фашистскими захватчиками наводчиком 76-миллиметрового орудия. Меткими выстрелами он уничтожил четыре и подбил два танка противника. Разрыв вражеской мины вывел из строя пушку, осколком был ранен сам Шепелев. Но отважный наводчик не ушел из боевых рядов. Встав к прицелу другого орудия, он продолжал вести огонь по врагу. Курсант-пулеметчик А.Д. Мишвилиани из своего пулемета уничтожил группу гитлеровцев, пытавшихся переправиться через реку. Мина, разорвавшаяся рядом с ним, выбила из его рук пулемет, но боец не растерялся, подполз к раненному курсанту, взял его карабин и продолжил бой. Фашисты окружили его и пытались захватить, но он умело действуя штыком и гранатами, вырвался из кольца. Курсант Ш.А. Леманджава получил приказ обеспечить огнем из своего ´Максима´ выдвижение на огенвую позицию пулеметного взвода и разведку переправы. Выполняя эту задачу, он трижды был ранен, но продолжал вести бой пока не получил приказ перейти на новую огневую позицию. Меткими очередями им был уничтожены вражеский пулемет и около десятка гитлеровцев.
В конце 29 июня большой группе вражеских танков, специально приспособленных для переправы под водой (по дну реки) удалось форсировать Березину в двух местах: севернее Бобруйска - у д. Щатково и южнее - Доманово. Их мужественно встретили курсанты, красноармейцы и командиры военно-тракторного училища, бойцы и командиры других частей и подразделений, входивших в группу генерала Поветкина. Военные формирования под Бобруйском в этот момент были крайне ослаблены. Но все же после трудного боя, противник был выбит с захваченных рубежей. В самый критический момент боя командир батальона Грицев, полковник Чупрыгин, капитан Шакуро, во главе с генералом Поветкиным личным примером подняли курсантов в контратаку. Отряды генерала Поветкина мужественно дрались за Березину. При поддержке артиллерии и фронтовой авиации они уничтожили большую часть переправившихся танков и к исходу дня столкнули противника с захваченных им плацдармов. Во время боевых действий мужество и отвагу проявила группа курсантов-выпускников - разведчиков нашего батальона во главе со старшим лейтенантом Грязевым, которая была направлена в тыл вражеских войск - Бобруйск. Особенно проявил мужество, отвагу курсант - разведчик этой группы комсомолец Иванов, который получив четыре ранения, истекая кровью, все-таки переплыл обратно реку и доложил о полученных группой данных о противнике.
Таким образом, мы видим, что в период с 22 по 29 июня курсанты и бойцы Бобруйского военно-тракторного училища приняли активное участие в оборонительных боях в городе Бобруйске. Как наиболее приспособленные к боевым действиям соединения училища активно противодействовали попыткам врага форсировать р. Березину и до последнего сдерживали натиск гитлеровцев.
Отступление
После изнурительного боя на Березине из штаба 4-ой армии пришел приказ:
´Генерал-майору Поветкину.
В ночь на 30-06.41 г. захватить гор. Бобруйск и уничтожить в нем моторизованную группу противника. Для выполнения задачи отобрать 200-300 курсантов военно-тракторного училища, которых вооружить связками ручных гранат...
Выделенным группам ворваться в город одновременно с севера и юга. Для их поддержки придается 6 танкеток...
Вам необходимо переправить 2-4 полковых орудия на плотах. Если плотов не окажется, то перетянуть орудия через реку с помощью канатов танкетками... Одежду курсантов связать в узлы и перевезти на танкетках, а самих курсантов переправить вплавь.
Налет гранометчиков-курсантов должен быть внезапным на рассвете. Полковым орудиям поставить задачу: бороться с танками и бронемашинами на улицах Бобруйска, а затем преследовать их вдоль шоссе.
По занятию города немедленно продолжить переправу орудий и пехоты на плотах и преследовать отступающего противника в направлении Слуцка.
Отбор курсантов произвести путем набора добровольцев.
В период выполнения поддержан авиацией. Командующий 4-й армией генерал-майор Коробков
Начальник штаба Сандалов´
Генерал Поветкин передал этот приказ начальнику училища, дополнительно указав, что с каждого направления должно действовать не менее 150 человек. Была проведена подготовка добровольцев.
Позже, когда в распоряжение советского командования попали оперативно-боевые документы немецких штабов, было установлено, что 29 июня в Бобруйске и его окрестностях находилась большая половина машин 3-й и 4-й танковых армий противника. Приказ выбить их из Бобруйска и овладеть городом был явно не под силу малочисленной группе генерала Поветкина. И тем не менее, перед рассветом 30 нюня специально подготовленный отряд советских воинов на лодках и плотах переправился на западный берег Березины, неожиданно для противника ворвался в старинную Бобруйскую крепость и в течение нескольких часов отбивал яростные атаки гитлеровцев. Успеху немало способствовало то обстоятельство, что большая часть бойцов штурмового отряда знала в крепости каждое здание: одни постоянно размещались в крепости, другие, в том числе курсанты и командиры военно-тракторного училища, несли там часто караульную службу, охраняя склады с государственным и военным имуществом. В бою за крепость особенно отличился командир артиллерийской батареи училища старший лейтенант А. Р. Ханукович. Когда на одном из участков гитлеровцы попытались приостановить продвижение наших воинов, переправившихся на западный берег Березины, он смело бросился в атаку на фашистов. Его примеру последовали все подчиненные. Как нам удалось узнать, А.Р. Ханукович уже неоднократно до этого проявлял себя как мужественный и отважный командио. В бой с гитлеровцами он вступил 28 июня, будучи дежурным по училищу. В этот день артиллерийская батарея под его командованием уничтожила вражескую минометную батарею. Затем артиллеристы Хануковича вывели из строя 4 танка и 2 противотанковых орудия противника [4, с.37].
В 6 часов утра 30 июня фашисты навели понтонный мост через Березину около разрушенного деревянного моста и начал переправлять войска и вооружения.
Около 15 часов 30 июня на плацдарме у д. Щатково сосредоточились главные силы 3-й танковой дивизии немцев. Под прикрытием авиции они атаковали фланговые части и подразделения генерала Поветкина, уничтожили их и стали распространятся вдоль шоссе на Рогачев и Могилев. Противнику удалось отрезать от других подразделений 3-й батальон курсантов училища. Но будущие командиры не дрогнули. Метким огнем из винтовок и пулеметов они уничтожили несколько десятков гитлеровцев и вынудили их прекратить атаки.
Командование 4-й армией организовало оборону наших частей на новом рубеже - на реке Ола, притоке Березины. Одни из участков обороняли подразделения училища.
Здесь высокие командирские качества и личную храбрость проявил коммунист старший лейтенант Н. В. Могель. Будучи раненым, он. продолжал командовать батальоном. Старший лейтенант Могель, умело маневрируя своими силами средствами, вывел батальон из вражеского кольца. При этом было уничтожено значительное количество гитлеровских солдат и офицеров и много различной техники врага. В политдонесении по этому поводу отмечалось: ´... При отходе на другой оборонительный рубеж, батальон попал во вражеское кольцо. Силы были неравные. Однако у курсантов не было никакого сомнения в том, что они со своим боевым командиром пробьются из окружения... ´
Отстаивая оборонительный рубеж на реках Березина и Ола, смелость и мужество проявили майор Ф. Я. Малышев, капитаны П. Р. Минин, II. II. Хорошкевич, старший лейтенант С. К. Борисик, лейтенанты С. К. Гуменюк, В. П. Дугалев, С. П. Захаренков, И. Н. Кортушев, П. И. Кусенков, Р. И. Лебедев, А. Г. Румянцев, Ф. А, Павлов, младшие лейтенанты П. Е. Козеко и М. И. Белозеров, старшие политруки В. С. Борисов, Н. М. Дворецкий, политруки П. С. Кисляев, М. Г. Семенов и А. С. Тюнин, сержанты Г. П. Бреславец, А. П. Видненков, К. П. Ермилов и И. И. Пилипченатов, младший сержант М. П. Тищенко, курсанты А. С. Алексанян, П. Н. Быкадоров, С. Г. Денисов, Г. Е. Журавлев, А. К. Михайлов, В. А. Сердов п П. II. Рябов, красноармейцы М. В. Алпеев, М. М. Псырков и А. А. Шепелев, воспитанник духового оркестра В. С. Ландов и многие другие.
На реке Ола противник был остановлен. Однако в конце дня 1 июля натиск гитлеровцев возобновился и сводные отряды училища и отряд генерала Поветкина вынуждены были занять новый рубеж оброны - вдоль восточного берега р. Друть. Задача обороняющихся оставалась прежней - сделать все возможное для удержания противника подальше от Днепра, чтобы подошедшие туда с тыла наши войска имели больше времени для организации обороны [3].
На реке Друть, как и в предыдущих боях, стойко и мужественно сражались с врагом курсанты, красноармейцы, командиры и политработники училища.
3 июля 1941 г. после обращения к советскому народу председателя Государственного комитета обороны И.В. Сталина личный состав училища принял следующую резолюцию:
´Заверяем командование в том, что будем достойны нашего героического народа, не пощадим своих сил и самой жизни для выполнения поставленной задачи - истребить всех немецких оккупантов до единого, пробравшихся на нашу Родину с целью ее порабощения... ´
Подобные резолюции были приняты на митингах, состоявшихся во всех подразделениях училища.
В соответствии с указаниями командующего 4-й армией училище к 5 июля 1941 г. сосредоточилось в г. Гомель. Там был получен приказ из Ростова-на-Дону командующего войсками Северо-Кавказского военного округа № 0311 от 3 июля 1941 г. о передислокации и переименовании училища:
´1... Бобруйское военно-тракторное училище перебрасывается на территорию Северо-Кавказского военного округа. Дислокация - г. Сталинград.
2. Бобруйское военно-тракторное училище переименовать в Сталинградское военно-тракторное училище... ´
В ночь на 6 июля к восточной окраине Гомеля были поданы два железнодорожных состава. Их ждали выведенные сюда из боев подразделения училища.
Организованно и быстро были загружены платформы и вагоны. Перед рассветом эшелоны, сначала один, а затем и другой покинули Гомель.
Так закончился период боевого крещения училища. В боях на Березине, Оле, р. Друть, под Быховом, Рогачевом родилась боевая слава училища. Истощенные трудными оборонительными боями на Березине, курсанты БВТУ нашли в себе мужество провести заведомо бесперспективную попытку отбить Бобруйск у врага. Героизм и мужество, военное мастерство курсантов получили высокую оценку генерал-майора С.И. Поветкина, о боевых подвигах училища рассказал бывший начальник штаба 4-й армии генерал-полковник Л.М. Сандалов в своих воспоминаниях ´Пережитое´ и ´На Московском направлении´.
Курсанты Осиповического пехотного училища весной 1940 г.
иcтoчник: ru-history.livejournal.com