Я очень люблю первое новогоднее утро. Вроде бы самый обычный день, но появляется чувство, что впереди только лучшее. Выспались мы отлично. Все-таки в отсутствии компьютера есть свои преимущества. Собрались и поехали на мессу.
Доехали до ´вулицы Кастрыщинской´, то есть Октябрьской, и отправились пешком до костела. Оказалось, что так намного дальше, чем от площади Ленина, но зато от души прогулялись. Это местная пожарная часть. Цвет вполне подходящий. Нарядный.
Когда-то костел выглядел так и украшал город. Построен в 1901-1903 годах в неоготическом стиле. А потом был Советский Союз... Дальше продолжать?
Если идешь издалека, то сразу и не догадаешься, что там за здание впереди. Когда мы шли в темноте в первый раз, то глазам своим не поверили.
Да, теперь в прошлом такое красивое здание выглядит именно так. В начале 60-х годов был разрушен притвор и изумительная стрельчатая башня, вместо них была пристроена так называемая ´коробка´. В разные годы здесь размещались и сельскохозяйственная выставка, и зернохранилище, и филиал областного краеведческого музея и спортивная школа.
Наш любимый ´кукурузный магнат´ постарался. Вот только не вышло у него ´показать в 80-м году последнего попа по телевизору´. Коротки руки уничтожить Церковь Христову. Теперь только по поклонным крестам возле здания можно догадаться, что храм таки действующий.
Задняя часть сохранилась почти нетронутой, именно там сейчас и размещается приход, а пятиэтажку занимают какие-то организации.
(с) Роман Воронов
Но вход внутрь как раз именно через это офисное здание.
Если б не надпись над дверью, то ни за что не догадаешься.
(с) Роман Воронов
По стечению обстоятельств этот храм тоже, как и наш, освящен в честь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Когда пройдешь сквозь эти створчатые двери, то уже и забываешь, что здание так изуродовано снаружи.
Так выглядит храм изнутри. Хорошо же его отремонтировали.
Распятие при входе.
Статуя св. Антония Падуанского при входе.
Конфессионал.
Хоругви для процессий. Поменьше и полегче наших будут. Наши-то только здоровые мужики утащат.
Так выглядят картины стояний Крестного Пути. Это пятое - Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест.
Памятный знак.
Алтарь Девы Марии справа от главного алтаря. Столик с углублениями - это специальный свечник. Рядом ящик для пожертвований храму.
Маленький вертеп слева от главного алтаря.
Перед мессой алтарь освящен. Так как на дворе праздник и воскресение, к тому же, народу в храме очень много. Судя по всему, это еще и сумма в 11 утра, главная месса недели, так что сюда приходит максимальное количество верующих. Сколько точно было, не скажу, но скамейки все были заняты. Так что человек 200-250 примерно, а то и больше, много детей и молодежи. Так что здесь отнюдь не три с половиной калеки глубоко пенсионного возраста. Наверное, есть надежда, что храм когда-нибудь будет восстановлен в первозданном виде, так как Бобруйск хоть и не очень большой город, но если там приблизительно 3000 католиков, то с таким количеством народу точно надо считаться. Какие-то переговоры ведутся, но пока выкурить организации не получается. Дежавю?
Когда мы пришли, то уже большое количество собравшихся прихожан пели какие-то молитвы перед мессой. Я так и не поняла, что это было, так как на Литанию не похоже было. Скорее песня какая-то. Даже не разобрала, какой язык. На польский не очень похоже, да и на белорусский не очень. Хотя раз месса на белорусском предполагалась, то, наверное, все-таки он.
Детей и подростков тут очень активно привлекают к служению на мессе. Священников было двое, зато министрантов от примерно 7-8 и до 16 лет было человек пятнадцать. Вместо проповеди читалось послание архиепископа Тадеуша Кондрусевича, довольно легко воспринималось. Молитву верных читали дети, которые сидели на первой скамейке слева. Похоже, их специально туда посадили. Месса для детей у них тоже имеется, но почему-то вечером в субботу, а не в воскресение как у нас.
Месса на белорусском воспринимается легче, чем на польском, но, так как я привыкла отвечать священнику на русском языке, с этим были сложности. Потому созрела купить молитвенник с чином мессы, так как наверняка еще не раз пригодится.
А так некоторые песнопения сразу узнаешь по мелодии, но текст на другом языке вводит в легкий ступор. Например, колядка ´Баю-баю-бай, мой родной сыночек... ´ у них звучит как ´Люли-люли-ляй... ´.
Причастие у них принято принимать на коленях, выстроившись вдоль алтарной преграды. Самый лучший способ, по-моему. Дети благословение принимают так же. Смешные такие - первые вскочили и побежали. Священник идет с Чашей и всех причащает, а министрант звонит в колокольчик каждый раз после того, как гостию примет причастник. Очень торжественно получается. Я сразу не стала толкаться в скопившейся у алтаря толпе прихожан, а пошла в один из последних заходов. Волновалась изрядно. Все-таки намного больше трепета душевного, чем когда наскоро принимаешь Причастие стоя в движущейся процессии к алтарю. Но священник испортил всю торжественность момента. Вытащил из Чаши гостию, я уже замерла и приготовилась, а он тут, сообразив, что раньше меня не видел никогда, в лоб спросил: -А вы на исповеди были? Очень со ´схемы´ сбивает, потому что так и тянет по привычке ответить ´Аминь´.
-Да, - отмахнулась я. Думала, отстанет, но нет, ничего подобного.
-А давно? - продолжал он допытываться.
Не люблю такую форму вопроса, потому что часто, сама того не желая, отвечаю ´эхом´.
-Давно, - брякнула я и судорожно начала вспоминать, когда же в последний раз, так как отец явно посуровел, - В смысле, на прошлой неделе.
Все-таки священник меня причастил, но настроение было малость испорчено, потому что ´автоматически´ получилось, так как уже успела отвлечься от сути происходящего. Я просто не привыкла к таким ´неприличным´ вопросам, так как у нас меня священники прекрасно знают в лицо, а некоторые и лично. В Испании же и в голову никому не пришло спрашивать, исповедовались ли мы. Ни в одном из храмов, где мы были. Хороший священник, если знает всех своих в лицо и заботится о том, кому дает Святые Дары, но все-таки это жутко сбивает. А представиться до мессы не было возможности, потому все вышло так, как вышло. Не заметила Причастия, так как голова уже была занята тем, что я опять попала в идиотскую ситуацию по своему обыкновению. Они прямо сами меня находят. :))
После мессы разговорились немного с бабушками, сидевшими на скамейке сзади. Им было очень интересно, откуда и к кому мы приехали. Узнав, что из Москвы, одна спросила: -У вас же сестры-салезианки работают? Сестра Ирина у вас? -Барцевич? - изрядно удивилась я.
-Ну да, - подтвердила старушка.
-Да, знаем, конечно, - неожиданный сюрприз получился. Мы же у нее к венчанию готовились в свое время.
-Она у нас тут семь лет проработала. Дети ее до сих пор помнят и любят, скучают. Привет ей передавайте обязательно.
Надо же, как долго помнят. Но ее действительно забыть нельзя. У нас кто-то ее называет ´сестра-электровеник´, потому что она очень энергична и здорово умеет всех сплачивать. Один праздник семьи прошлой весной чего стоил! Сестра Ирина у нас уже пять лет. Закрадывается мысль, как бы ее опять куда-нибудь не перевели, где понадобятся ее способности. Будет очень жаль. Сестра потом очень обрадовалась переданному привету.
После мессы отправилась в маленькую церковную лавку, где приобрела молитвенник на белорусском языке под названием ´Ойча наш´. Очень похож на мой первый зеленый русскоязычный ´К Тебе, Господи, взываю´, который издали на Украине. Только тут еще расширенный чин латинской мессы есть, даже с тайными молитвами священника, которые мы обычно не слышим. И с песенником он, как наш черный ´Молитвенный родник´. Правда, песен не так уж много. Точно еще пригодится. Думаю, полезно знать чин мессы на польском, белорусском, украинском, латинском и английском. Тогда точно не пропадешь. Но на русском все же лучше, кто бы спорил.
В этот день дети и молодежь прихода приготовили рождественский спектакль. Очень оригинальный, к слову. Жаль, что не догадались записать на камеру, очень жаль. Рождество было представлено как событие в центре внимания СМИ, а ´журналисты´ просили комментариев у всех участников. Такая идея мне еще не встречалась. Кстати, ухо очень скоро притерпится к белорусскому, и уже воспринимается почти как родной язык, без особого напряжения. Разве что значение некоторых слов иногда непонятно.
А потом мы отправились на дальнейшую прогулку по городу.
Когда я в первый раз увидела подобные деревья, то подумала, что на них столько птичьих гнезд.
Но оказалось, что это омела. Растение-паразит. Никогда не думала, что она встречается в наших широтах.
Довольно близко к центру встречается частная застройка. Эта аккуратнее чем та, которую я уже показывала.
После костела мы решили в первую очередь отыскать так называемую Белую церковь.
Она оказалась не слишком далеко, хотя Свято-Никольский собор гораздо ближе.
В 1868 году бобруйский священник Андриан Соловьев пишет письмо известному архитектору Н.Д.Струкову с просьбой о содействии в деле строительства второго соборного храма для Бобруйской крепости. Он пишет, что собор в честь Александра Невского слишком мал для многочисленного гарнизона и в великие праздники не вмещает всех молящихся. В письме так же говорится, что храм должен быть построен близ крепостных стен и служить духовным нуждам, как военнослужащих гарнизона, так и городских жителей. Архитектор предлагает проект крестообразного в плане собора, с одним великим и четырьмя малыми куполами на центральном барабане и колокольней над притвором. Однако командование гарнизона отклонила проект на том основании, что в крепости нет места для строительства, а решение о застройки эспланады принимать преждевременно. В ходе многолетней переписки и согласований проект архитектора Струкова воплощается... в перестройку в камне Свято-Николаевского собора. Но проблема второго собора для военнослужащих остается, и командование крепости понимает это. Поэтому когда в 1897 году принимается решение о застройки эспланады, в план работ вносится определение о строительстве православного храма. Он будет назван в честь Святого великомученика Георгия Победоносца - покровителя православного воинства.
Свято-Георгиевский храм закладывается 1905 году в непосредственной близости от главного входа в крепость. Предположительно проект храма был выполнен архитектором А.Чагиным, и по своему, архитектурному решению, следовал установившемуся в конце XIX века ´патриотическому´ направлению. Храм быстро строится силами военных строителей и при отделке стены его красятся в белый цвет - цвет непорочности и чистоты. Видимо из-за этого в народе церковь называли Белой.
В 1907 году состоялось освещение Свято-Георгиевского храма епископом Минским и Туровским Михаилом.
Свято-Георгиевский храм был закрыт советской властью в 1928 году, последним настоятелем храма был протоиерей Василий Горячко. В храмовом здании было размещено, производство по изготовлению конской упряжи. Судьба других храмов военного ведомства еще более трагична, они были разобраны по кирпичику так, что не оставалось и следа от их местонахождения.
Перед войной швейное производство в Свято-Георгиевском храме упраздняется, здание используется под склад.
С началом Великой Отечественной войны немцы открыли в Свято-Георгиевском храме авторемонтную мастерскую.
После войны храм некоторое время пустует, затем он был капитально перестроен, на первом этаже разместилась столовая, а на втором - библиотека им. Ленина.
В 1989 году возрождается Могилевско-Мстиславская епархия, в которую вошел и г. Бобруйск. В 1991 году храм освещается. В 1992 году начато строительство колокольни, а в сентябре 1992 года приобретаются колокола. 19 декабря 1992 года Митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословляет труды по восстановлению храма. Со временем при храме появилась своя строительная бригада. В течение трех лет продолжается строительство задуманного храмового комплекса. Все краше становится внутреннее храмовое убранство - храм белится изнутри, появляется новое Распятие, благолепные иконы, аналои, подсвечники, лампады, др. Храмовые иконы написаны каноническим письмом, они выполнены мастерами иконописной школы Московской духовной академии и Иконописной мастерской Оптиной пустыни, Иконописной мастерской Павла Жарова и Иконописной мастерской Свято-Елизаветинского монастыря г.Минска. Киоты выполнены бобруйским мастером И.Попковичем. Перед храмом устанавливаются две часовни административного назначения, которые вместе с храмом создают великолепный архитектурный ансамбль. Строится водосвятная часовня на 10 тонн освященной воды. Сдается в эксплуатацию хозяйственный блок с гаражом и мастерской, устанавливается ажурная ограда и т.д.
Храм вновь становится одним их символов города, его изображение можно видеть и на открытках, буклетах, фотоальбомах, посвященных городу Бобруйску.
Внутри я долго не задержалась. Не мой храм явно.
Доска объявлений. Печально. Неужели нечем заняться, кроме сообщений о том, что ´свечи, купленные вне храма, недействительны´ и ´молитвы женщин в брюках Бог не слышит´? А еще духовно-просветительский центр называется. Информация Свято-Никольского собора поразила адекватностью, а здесь наоборот. Вот что значит подход.
Денек выдался на редкость солнечный, потому церковь оригинально украшала стену соседнего дома. Самая погода для прогулок.
Постепенно выходим из жилой зоны. Вот здесь она кончается. Я стою лицом к началу жилых кварталов.
Еще одно историческое свидетельство.
Мы собирались выйти на набережную реки Березины. По карте кратчайший путь пролегал мимо местного ледового дворца, а потому мы направились именно к нему.
Скульптура возле дворца. Часть букв явно успели куда-то пропасть.
Обойдя ледовый дворец, мы зашли в какие-то отнюдь не туристические дебри. Пустыри, полуразвалившиеся здания и даже гауптвахта местной воинской части. Она-то и не дала нам пройти к реке - все было перегорожено. Пришлось возвращаться.
А за этой оградой не поверите - женский православный монастырь.
Пока выглядит уныло и запущено, хотя некоторые здания уже успели слегка подремонтировать.
Прямо напротив монастыря памятник.
Вот так смотрится очень колоритно.
Если учесть, что раньше тут была воинская часть, то все вполне предсказуемо.
Как выяснилось, мы уже были на территории Бобруйской крепости, но от нее остались только развалины, которые в свое время местные пытались растаскивать на кирпичи. Изрядно растащили.
Фотографировать я уже не стала, так как чувствовала жуткую усталость. Попытались найти лютеранскую церковь, но, оказалось, что община собирается в обычном жилом доме без опознавательных знаков. Было жаль, что проделали такой путь, потому что уже ноги подгибались.
Отправились назад, я еле дошла до троллейбуса и до вечера приходила в себя. Вечерняя прогулка была неплодотворной, так как я окончательно выбилась из сил, да и было темно. На набережную мы так и не попали. Жаль.
А на другой день уже нужно ехать дальше, последний раз выглянув из окна в номере.
иcтoчник: johanajollygirl.livejournal.com