25 января 2014.
Бобруйская крепость, я чувствую, никого особо не увлекла, а жаль: она красивая, хоть и в руинах...
Что ж, надо прощаться с Бобруйском. Неохота, но куда денешься! Вечером 2 ноября прошлого года тоже было неохота оттуда уезжать. Но ночёвка никак не вписывалась в наши планы, да и что было делать в городе, который мы, в принципе, почти весь уже обошли. Ну, так, ещё побродить немного, пока светло...
Миновав Георгиевскую церковь, мы двинулись по прямой, аккуратной и даже кокетливой улице, выдержанной в кремово-розоватых тонах. Насколько я помню, это Минская улица.
Взгляд назад, откуда мы пришли. Снято от перекрёстка с Социалистической улицей.
Не перестаёшь умиляться удивительной ухоженности этого провинциального города. По-моему, даже в благополучнейших районах Подмосковья трудно найти город, где всё было бы настолько по-европейски чисто и комфортно. Бывает, в центре благолепие, плитка, фонтаны, скамеечки, а чуть в сторону - руины, мусор, заборы, трущобы...
Судите сами.
И какое счастье для пешехода: никто не ездит по широченным тротуарам и не паркуется на них.
А стражи порядка бдят. Впрочем, милицию мы видели в Белоруссии крайне редко. Она не ходит там дикими табунами, как в Москве, не носится с мигалками по улицам и не пытается слупить мзду с любого ´понаехавшего´.
Изысканная цветовая гамма заставила меня запечатлеть этот самый обычный для местных жителей момент. Улица фонарь, троллейбус... Ну, и что?..
А тут все троллейбусы нежно-салатовой расцветки. И в архитектурном контексте это выглядит очень мило.
Дом инопланетной конфигурации таит в себе косметический центр. Тут мы свернули и пошли перпендикулярно, по улице Пушкина.
А дом я сняла с разных точек, так и не поняв, нравится мне его прекрасное уродство или нет. Наверное, всё-таки нравится.
Довольно тихая Пушкинская улица вывела нас на совершенно неоглядную пешеходную площадь. Площадищу, я бы сказала. Гигантомания - одно из неожиданных свойств Бобруйска, и она сражает неофита наповал в самых неожиданных местах, будь то грандиозный Ледовый дворец среди руин крепости или какой-нибудь колоссальный дом в окружении типовой застройки, или - вот такая площадь, которая целиком не лезет в кадр.
Над площадью возвышается памятник Ленину, а за ним - здание местной администрации. Проспект по обе стороны площади называется улицей Максима Горького.
Какой же вид открывается взору вождя? Вот такой. Я снимала, взгромоздившись на постамент. Наверное, летом тут совсем хорошо.
Юноша пожелал сфотографироваться рядом с вождём. Хозяин -- барин! Но кадр, предупреждаю, постановочный.
Ладно, пошли отсюда...
Идём по улице Пушкина, которая вечером полна неизъяснимого уюта провинциальной городской жизни. Людей мало, где-то ещё гуляют детки или мамы-папы с колясочками, но в общем все уже хотят домой, ужинать, смотреть телевизор и спать.
Улица нас вывела к Красной башне (изначально - водонапорной), возле которой стоит памятник Шуре Балаганову с лестной цитатой про Бобруйск. Мы не искали это место и даже не знали про него, но город сам решил, что таких любознательных и благожелательных гостей, как мы, стоит сюда сводить.
Неотвратимо смеркалось, и мы оставили этот чудесный уголок, продолжив путь по улице Пушкина. В старинной планировке Бобруйска сочетаются квадратно-прямоугольный и радиально-кольцевой принцип. Улица Пушкина образует полукольцо, пересекающееся с радиусом -- Интернациональной улицей, на которую нам и надо было попасть, чтобы двигаться к вокзалу. Искомая улица уже виднеется впереди, и слышен её шум - там всё-таки пооживлённее.
Но могу ли я пройти мимо прелестного особнячка? Как было не снять его, хотя бы против солнца и почти в сумерках? Внутри - Отдел образования (видно на табличке). Дата над крыльцом сообщает, что дом - 1912 года. Модерн, слегка прикидывающийся ампиром.
На пересечении Пушкинской и Интернациональной находим неплохой образец советской архитектуры - здание училища олимпийского резерва. Ничего особенного, но здание гармоничное, соразмерное и не подавляющее размерами, хотя вообще-то весьма большое.
А далее - то, куда я торопилась успеть всё-таки засветло, поскольку заприметила этот дом, ещё когда мы утром ехали в автобусе к центру Бобруйска.
Деревянный особняк эпохи модерн, выкрашенный в экзотический бирюзовый цвет.
И надо же, как не везёт!.. Почти пустой город, пустая улица - а тут авто прямо напротив памятника архитектуры.
Вдруг из чудо-домика вышла дама. Водитель авто открыл ей дверь. И, увидев, как я растерянно стою с фотоглазом, помахал рукой и любезно отъехал.
Ну кто будет спорить после этого с классиком, что Бобруйск - действительно ´прекрасное, высококультурное место´?..
Здесь расположена Центральная районная библиотека. А в прошлом - дом купчихи Кацнельсон.
Всё, мы на финишной прямой. Чуть далее по улице Интернациональной - остановка транспорта. Нам годится любой, но мы решили поехать на салатовеньком троллейбусе. Пока идём, почти на бегу щёлкаю улицу и некое учебное заведение (угловой дом с коллонами).
Подошёл троллейбус - мы сели (транспорт в Белоруссии ходит исправно, ждать приходится не более нескольких минут). Честно купили билетики у водителя и честно пробили их клацалкой в середине салона. Приехали на конечную, к вокзалу. Пассажиров выпускают через переднюю дверь, а там уже на страже две контролёрши. Нас чуть не задержали, потому что мы не сразу отыскали билетики среди кучи других, а вдобавок клацалка одну дырочку пробила нечётко, и тёткам пришлось сделать контрольный ´выстрел´, чтобы убедиться в нашей добросовестности и невинности. Не знаю, чтобы нам грозило в противном случае. Привод в милицию, штраф на месте или ещё что. Так решается проблема зайцев в братской Белоруссии. Но, клянусь всеми животными леса, зайцами мы нигде не ездили. Тем более, что цены за проезд там гуманные, транспорт хороший, а дороги гладкие.
Вырвавшись из когтей бдительных контролёрш и подняв глаза к небу, я ахнула: в небе над Бобруйском висел крест. Прямо над автовокзалом.
Но ведь нам всё равно нужно туда, и люди мы не суеверные.
Напоследок я схулиганила и сняла прелестную бобруйчанку в несколько экстравагантном для начала ноябрьского вечера костюме.
Ходишь, ходишь по пустынным улицам - а потом встречаешь такую... мечту поэта.
Эти штрихи лишь укрепили меня в верности сложившегося впечатления: Бобруйск - город очень неожиданный.
И каждый может убедиться в этом сам.
иcтoчник: cleofide.livejournal.com