18 ноября 2011.
Саня по молодости лет водительских прав не имеет. Поэтому в наших поездках роли распределяются стандартно: я водитель, он штурман.
Штурман нашел на карте точку по имени ´Бобруйск´ и твердо заявил, что туда мы должны заехать обязательно. Со штурманами не спорят, да и не больно-то хотелось возражать.
Саня, конечно, руководствовался исключительно логикой ´В Бобруйск, жывотное!´ и желанием приколоться. Я обладала тайным знанием о том, что город этот помимо всей интернет-фауны место очень даже достойное.
Доехали.
Через Борисов и Березино, по красивой дороге и чудесной погоде. Дорога уходила в туман, потом выныривала на солнце, вокруг нее то ложился белый иней (и лес становился ´заколдованным´), то наоборот - сверкала на солнце золотая и рыжая, почему-то недооблетевшая листва. Красивые в Белоруссии дороги и очень, кстати, хорошие - особенно если сравнивать с нашими.
К середине дня мы доехали до Самого Важного Дорожного Указателя.И еще, для непонятливых, которым даже про Баден-Баден надо два раза повторять, вот этих:
Сразу предупреждаю, что часть фотографий фантастически хреновая. В зеркалке что-то сбилось с настройками, а я вовремя не заметила. А что-то снимали через лобовое стекло машины, там вообще труба. Но других лично у меня нет, а из сети принципиально тянуть в данном случае не стала. В чистом виде ´а вот съешь, Аленушка, нашего кислого яблочка, пока гуси-лебеди не налетели´.
В Бобруйске, кто не знает, располагается громадный шинный завод с оригинальным названием - завод ´Буйнагабарытных´ шин (вот я тоже, если кто мне лишний вес припомнит, так и скажу - я женщина буйногабаритная, и усё!) А уж если на жителей славного Бобруйска кто-то решит ´накатить баллон´ - отпор они дадут достойный.Во какой:
Чувство юмора у жителей ´Бабруйска´ присутствует в полной мере. Мы это сразу поняли по дорожным щитам и еще по ´чучелам гаишников в натуральную величину´ и с лицами РЕАЛЬНЫХ милиционеров. Мы только поспорили - это для них позор - стать ´дурилкой картонной´ или наоборот, как доска почета. Жительница Бобруйска, взаимный френд snake_elena утверждает (см.комменты к самому первому посту), что второе.
До такого не додумались даже наши - в Смоленской области скромно ставят у шоссе муляжи патрульных машин. Кстати, креативщиков мы спустя сутки помянули недобрым словом: запутались в развязках, выбираясь ранним утром из Могилева, увидели во тьме милиционера, обрадованно притормозили, чтоб дорогу спросить, - а не тут-то было! Ишь тоже, ´образ спасителя´ - не свечку ж ему ставить, если помощь понадобится!
Впрочем, вернемся в Бобруйск.Раз уж в него таки въехали.
Если Несвиж и тем более Мир - это в чистом виде средневековье, то Бобруйская старина - такой ´просвещенный абсолютизм´ в архитектурном выражении. История его, конечно, восходит и к древним славянам, и к Минскому княжеству XII-XIII вв. Оттуда же и название: текла речка Бобруйка (вообще-то есть здесь и большая река - Березина, на правом берегу которой город и расположен). Но в Бобруйке водились бобры, а бобер он еще круче кролика, который ´не только серая шкура´. Бобер - не только повышенная хозяйственность и острые зубы, но и ценный мех... в общем, что добыли, так и назвали.
Тут был, конечно, и замок, и крепость, и восстания, и пожары, как без них.Но долго ли коротко ли, а в 1796 г. по указу Екатерины II город Бобруйск, в котором было тогда не больше двух сотен деревянных домов, получил собственный герб. Бобра на нем не было, а изображались корабельные сосны (их тут тоже заготавливали). А так как Екатерина к градостроительству подходила основательно (вспомнить хотя бы Кострому и все наше прочее Поволжье), то вместе с гербом город получил и генплан, по которому стал быстро расширяться и благоустраиваться.
Но тут война, а они уставшие. Подошла эпоха Наполеона, стало ясно, что ´угроза исходит с запада´ (и не впервой, чай). Тогда жилищное строительство резко свернули в пользу ВПК, и в 1810-11 гг. быстро построили в Бобруйске мощную крепость.
Мы с Сашкой побывали на ее руинах. Это совсем другая фортификация, чем средневековые замки - и понятно, почему: их предназначение - выдерживать атаки совсем другого оружия. Не стенобитного, а такого, когда ´катятся ядра, свищут пули, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой´.
Такие крепости у нас, например, в Смоленске. Или в Шлиссельбурге. Красный кирпич, мощные стены, внутри - казармы и казематы,никакого тебе ´дегтя на голову´ штурмущим, зато отлично сделанные наблюдательные пункты и ´умные´ оборонительные системы.
Даже сейчас, когда крепость заброшена, загажена и лежит в руинах, впечатление она производит мощное. А при Наполеоне, в 1812-ом, Бобруйск 4 месяца выдерживал осаду. Не чуждался он и вольнодумства: здесь в 1823 году будущие декабристы разрабатывали свой план, предусматривающий арест царя со свитой, когда тот будет принимать в крепости военный смотр.
В Великую Отечественную здесь, понятно, была душегубка - пересыльные лагеря для военнопленных, где фашисты уничтожили около ста тысяч человек.
Крепость - на окраине города.
Мы, честно говоря, не ждали, что она настолько в удручающем виде: ´был неправ и избалован´ увиденным раньше. А туда мы проехали на машине по каким-то разбитым тропам: по одну сторону - овраг, где собственно крепость. Местное население там, видимо, устраивает пикники и вообще тусуется разная алкашня. По другую сторону - тоже руины громадных домов и заводских корпусов, судя по надписи на кирпичной трубе, постройки 20-х гг. ХХ же века. Черт его знает, что там было. Мы поостереглись надолго оставлять машину без присмотра и кругами двинулись обратно в город.
А Бобруйск теперешний по своей планировке - такой ´двухъядерный процессор´. Центра у него два: новый и старый. Старый центр - как раз дома позапрошлого века, где классицизм перемешан со скромным барокко и модерном, а также сталинским ´вампиром´ и слегка разбавлен ´хрущевским баракко´. Там же - центральная пешеходная улица, два памятника Бобрам в разных позах, рынок, аллея Героев, памятник и удивительно тактично, скромно сделанный памятник в виде стилизованной горящей свечи.
Новый центр от старого отстоит недалеко, в паре-тройке километров. Он советских времен постройки, и мы туда соваться не стали - больно надо.
Еще есть в Бобруйске шикарный Ледовый дворец у самой крепости, беленький, весь в ажурных кокошниках монастырь, кажется, Дев-мироносиц. И еще - с другой стороны, на въезде в город со стороны Борисова - часовня Всех Скорбящих Радости, а рядом с ней живой ´привет Церетели от всех мэстных Цэрэтэлеу´ - громадная статуя, на первый взгляд, Георгия Победоносца, как говорят бобруйцы, ´режущего змея на колбасу´. Однако замысел был, оказывается, другой: всадник вовсе даже закалывает копьем фашистского орла. Строили это уже при новой власти. Горожане (как и москвичи к ´стрекозам на булавке´ на Поклонной горе) демонстрировали явный скепсис,но супротив официозного искусства не попрешь.
Ой, кстати, пока не забыла. Своими ушами слышала начало репортажа по НТВ, когда в Москве открыли станцию метро ´Парк Победы´ с баре- и горельефами понятно чьей работы: ´Никогда еще талант не зарывали так глубоко в землю. Сегодня открылась новая станция метро... ´ и т.д.
Здесь талант взлетел на такие высоты, что с трудом различим снизу.
А в старом центре Бобруйска есть 2 ´культовых места´ - скульптуры Бобров. Оба толстенькие, улыбчивые и приветливые. Один стоит напротив рынка, и для пущего благосостояния надо потереть ему нос, перстень на пальце и пузо с цепочкой от золотых часов. Благосостояние для меня сейчас ну ооооочень актуально и я, конечно, не преминула бобра погладить. Небось не манул, гладь не хочу.
Рядом с Бобром гуляла мама с малышом. Малыш был совершеннейшим бобренком.
Другой малыш, кстати, катался на пешеходной улице на аккумуляторной машинке с надписью ´Бобруйск. Милиция´. Такая милиция лично нам - нужна.
А второй Бобер - сидит в пяти минутах ходьбы от первого, у трактира. И этак приобнимает всех, кто садится с ним рядом на скамеечку. И нас с Саней обнял.
Особым бонус-приколом было прочесть медленно и одну за другой вывески на двери местного офис-центра рядом с этим ´трактиром´. Вот по ним, конечно, всяческие башорги точно плачут.
Погуляли мы еще немного по городу и надо было ехать дальше. Время у меня было рассчитано жестко: нам во что бы то ни стало требовалось до заката успеть в лишенный каких бы то ни было достопримечательностей город Чериков.
иcтoчник: ejidna.livejournal.com