Когда-то, говоря о Бобруйске, чаще упоминали словосочетание ´крепость Бобруйск´, чем ´город Бобруйск´. Бобруйская крепость в свое время была самой мощной крепостью во всей Европе.
В крепости, как и в городе, тоже были улицы. Главных улиц было шесть, и большинство из них окружали центральную площадь: Гренадерская, Артиллерийская, Кавалерийская, Пионерная, Пехотная... На площади возвышался собор Александра Невского, который был построен в 1827 году и назывался крепостным. Соборную площадь украшал бульвар, там было высажено более тысячи деревьев.
С северной стороны площади располагался комендантский дом, где кроме семьи коменданта размещались различные канцелярские службы, а также комнаты императора. Нашу крепость довольно часто посещали царствующие особы: Александр I, Николай I, Александр II и Николай II. Первым комендантом крепости был Карл Карлович Берг, немец по происхождению. Он руководил крепостью в период 1810-1830 годов. Ему пришлось заниматься строительством крепости, защитой ее от Наполеона, содержать под стражей декабристов...
Слева от дома коменданта боковым фасадом на Соборную площадь выходил флигель для чиновников, где жили служившие в комендантском доме. С правой стороны комендантского дома был жилой дом купца Торлецкого, единственного бобруйчанина, сумевшего построить в крепости каменный дом на свои средства. В Бобруйске в то время было много богатых людей, но в основном это были евреи, а им запрещалось строиться на территории крепости.
Дом Торлецкого, как и все другие дома в крепости, был спроектирован петербургским архитектором А.Е. Штаубертом. Он же проектировал и дома на форштадтах. Хочется напомнить, что нашу крепость строили на территории старого города, а горожан, которые были не в состоянии построить каменные дома, выселяли на форштадты: Минский, Слуцкий, Березинский и Паричский. Новый город был деревянным, он часто горел, и при пожаре в 1901 году выгорел почти полностью. Только после этого жителям разрешили строить в городе каменные дома.
Бывший иезуитский монастырь находился на восточной стороне Соборной площади. Это еще ´докрепостное´ сооружение. Построено оно в 1736-1747 годах, и, говорят, именно от него был проложен первый подземный ход под Березиной. Выход из подземелья был в глухом лесу, на том месте позже и основался поселок Титовка. В 1810 году монастырь был переоборудован под цейхгауз. Рядом с этим зданием когда-то располагался приходской костел, где молились католики крепости и города. Он был построен в 1615 году, а в 1859-м сгорел, но был восстановлен. После второго пожара 1885 года восстановлению уже не подлежал. На старом фундаменте было возведено новое здание, где были одиночные камеры и, возможно, там содержали декабристов.
На западную сторону Соборной площади своим главным фасадом выходил офицерский дом. Всего на территории крепости было построено 7 штаб- и обер-офицерских домов. Справа и слева его фланкировали тоже офицерские дома, которые до сегодняшнего дня не сохранились. Обычно в таких домах жили офицеры, а также располагались столовые, буфеты, бильярдные. Однако многие офицеры предпочитали селиться на форштадтах, в частных домах.
На улице Гренадерской, напротив дома Торлецкого, располагался квартал с присутственными зданиями. Присутственными местами тогда называли государственные учреждения в уездных городах. Сейчас весь квартал принадлежит женскому монастырю Святых Жен Мироносиц. Самое важное здание своим главным фасадом выходило на улицу Гренадерскую. В глубине участка по обеим сторонам от основного здания были две одноэтажные хозяйственные постройки, в центре стояло здание жилого флигеля, где проживали гражданские лица, служившие в присутствиях. В центре квартала находилось здание острога, окруженное забором. Слева от здания присутственных мест было построено двухэтажное здание уездного училища (до революции училищами называли общеобразовательные школы).
Недалеко от Минских ворот по главной, как мы уже знаем, Гренадерской улице располагалось еще одно интересное по своей архитектуре здание. Это дом для пожарной инструментовки с прислугой. Это сооружение представляло собой одноэтажное каменное здание, главный фасад которого образует галерея из девяти арок.
Естественно, кроме этих зданий на территории крепости были и другие сооружения военного и гражданского назначения. Наша крепость была не только грозной, но и красивой. Все дороги, ведущие к крепости, как и улицы внутри цитадели, были вымощены камнем, над входными воротами развевались российские бело-сине-красные флаги, на улицах вечером горело 184 фонаря. На территории крепости были ботанический сад, бульвар, общественный сквер. Бобруйская крепость занимала территорию площадью 110-120 гектаров. В городском саду постоянно играл военный оркестр, офицеры устраивали в Бобруйске званые вечера, куда приглашались знатные горожане.
На территории, расположенной между крепостью и городом (эспланаде), проводились военные парады и периодически устраивались ярмарки. С появлением в городе российских военных жители разговаривали не только на белорусском, польском, еврейском языках, но и на русском. Так возник неповторимый бобруйский колорит, своеобразная бобруйская национальность. Можно сказать, что с появлением крепости вырос и расцвел Бобруйск. Несколько позже через наш город была проложена Либаво-Роменская железная дорога, стали строиться и развиваться кирпичные заводы, деревообрабатывающая промышленность...
Бобруйская крепость сыграла в истории города значительную роль. Еще в 1848 году по поручению военного министерства России художником Мартином Залесским были написаны две картины, которые иллюстрируют внешний и внутренний вид крепости. Сегодня эти картины могут служить теми документами, по которым возможна реконструкция крепости уже как памятника истории и центра туризма со всей необходимой для него инфраструктурой. Уникальная система фортификационных сооружений в комплексе с ансамблевой застройкой территории крепости относится к единому градостроительному образованию, которое требует сохранности и, по возможности, восстановления.
автор: Татьяна Голубева, Светлана Калюта.
иcтoчник: www.life.bobr.by