´В Бабруйск, жывотнайе!´ или бобры в нашей истории.

Город Бобруйск в последнее время приобрел необычайную популярность. ´Падонки´ туда кого-нибудь постоянно посылают ´по-олбански´. Видать судьба у города такая...

На фоне ´бобруйска´ появились и некие ´бобры´, но я этих тонкостей не знаю. Может кто подскажет, кто такие? Факт, что слово ´бобер´ стало нынче очень популярным. А как след, и сам зверь. Вот тут то и захотелось мне узнать, какую роль этот интересный зверь играл для наших предков, и что известно об отношении к нему на Беларуси раньше...

Известно, что в Канаде бобер является национальным символом. Когда-то экономика этого государства практически целиком зависела от бобрового промысла. А что же у нас? Место национального животного Беларуси безоговорочно занято зубром. Может ли бобер рассчитывать на 2-е место? Оказалось, что может...

´В Бабруйск, жывотнайе!´ или бобры в нашей истории.

С глубокой древности наши предки охотились на бобров. В Великом Княжестве Литовском существовала даже специальная категория крестьян-слуг ´бобровники´, эдакие восточноевропейские трэпперы, жившие за несколько столетий до североамериканских. Обязанностью бобровников была добыча бобров, а также присматривать и охранять места, где водились бобры, т.н. бобровые гоны или ´жарэмы (зерэмі)´(В северо-восточной Беларуси сохранилось множество названий нас. пунктов, говорящих об этом: Боброво, Бобровичи, Бобровники, тот же Бобруйск). Также бобровники выращивали специально обученных собак - норников (ямников), коих с детства приучивали к воде, учили нырять, чтобы в будущем спомощью этих собак добывать бобра. Охотились на бобра в первую очередь не из-за мяса, а за его мех, который высоко ценился, и который далеко не каждый житель ВКЛ мог себе позволить.

Особенно ценился мех черного бобра, который встречался намного реже, чем простой ´рудый´ мех. Шапки из черного бобра носили сенаторы - влиятельнейшие люди государства. В связи со степенью ценности бобровых мехов стоит упомянуть легнду, которую пересказал итальянский гуманист Пампонио Лето, посетивший Великое княжество в 15 веке: ´У бобров три породы - крестьяне, бояры и магнаты. Они отличаются цветом меха.У крестьян спина обычно без волос и ободранные уши, их мех очень дешев. Бояры - черно-красного цвета;

их мех более ценный. Для роскоши ими украшают края одежды. Магнаты, которых ловят чрезвычайно редко, совсем черные. Они никогда не выходят из своих нор;

если показываются, так в сопровождении целой группы: они раздают собранные ´крестьянами´ запасы. Если магнат попадается в руки охотникам, простой бобровый народ впадает в великую скорбь, которую выражает походкой и внешним видом.´

´В Бабруйск, жывотнайе!´ или бобры в нашей истории.

Помимо меха, ценнейшим экспортным продуктом была бобровая струя (секрет мускусных желез). В средневековой Европе считалось, что струя была панацеей от многих болезней, как, например, от головной боли, коликов в желудке, подагры, обморожения, глухоты, икания и т.д. Люди приписывали бобровой струе магические свойства, а не знали, что это по сути кристализованная и ферментованная моча (уринотерапия однако :-)). Считалось, что струя образуется в мошонке бобра. В связи с этим в средние века бытовало мнение, что во время охоты, когда бобер видит, что ему уже не спастись, он откусывал себе мошонку (´строі´) и оставлял ее на пути преследования, чтобы сохранить себе жизнь. В Речи Посполитой была даже такая поговорка ´Адкупіцца, як бабер строямі´. Так говорили про человека, который избегал неприятностей слишком большой ценой.

´В Бабруйск, жывотнайе!´ или бобры в нашей истории.

Также, кроме меха и струи, охотников еще интересовал бобровый хвост, который считался деликатесом. За его внешнее сходство с рыбой, католическое духовенство объявило бобровый хвост пищей, пригодной для постного употребления. И по всей Европе католики лакомились в пост бобровым хвостом. Кстати, православное духовенство не проявляло такой симпатии к хвосту бобра и считало эту пищу нечистой.

Вообще хвосту бобра приписывали разные способности. Например, считалось, что бобер спит, окунув хвост в воду, и с помощью хвоста может почувствовать приближение охотников в лодках. Или, что бобер пользуется хвостом как совком при строительстве хаток и плотин. Да и вообще бобры в легендах многих народов считались искусными строителями и вообще очень умными животными. У украинцев на этот счет была загадка: ´Голова собачья, хвост рыбий, а ум человечий.´ Полностью мифы о бобрах развеялись лишь в конце 19 века (не все, например до сих пор в простонародии считается, что бобер, встретившись на тропе с человеком, останавливается и плачет слезами, как человек).

Также как и миф о целебности бобровой струи. Благодаря этому мифу, популяция бобров в европе резко сократилась. У нас, например, был создан Березинский заповедник, чтобы восстановить популяцию в естесственной среде обитания. Кстати, государство заботилось о популяции бобров и раньше. В 1588 году в Статуте ВКЛ впервые были законодательно оформлены мероприятия по охране популяции бобров. Возможно благодаря этому, а также благодаря последующим действиям и созданиею заповедной зоны в 20-м веке, европейский бобер до сих пор водится в наших лесах.

Вобще странно, что этот зверь в отличии от зубра, у нас на слуху, только в связи с ´олбанской´ интернет-модой. В Канаде например существует целый культ бобра, проявляющийся в чем только угодно: бренды, мультфильмы итд. итп. В Канаде существует даже День бобра (последняя пятница февраля). У нас, к сожалению наверно, ничего такого нет. Возможно, от некоего комплекса неполноценности, нет, мол, в бобре благородства. Не лев, не медведь, не зубр. А жаль, судя по тому как важен был бобер для наших предков, он все-таки заслуживает большего...

иcтoчник: pan-demetrius.livejournal.com